Реализация цели по формированию психологической подготовки к школьному обучению предполагает, что к окончанию обучения в дошкольной образовательной организации у ребенка должны быть сформированы определенные мотивы идти в школу. Отношение к школе должно быть не только положительным, но и реалистичным, к тому же у ребёнка должны быть достаточно развиты познавательные процессы и умение самостоятельно контролировать своё поведение. Психологический аспект проблемы готовности к школьному обучению составляют исследования воздействия обучения на психическое развитие ребенка и формирования личности и индивидуальности в различных ситуациях дошкольного образования [1]. А. Бине, основатель психологии индивидуальных различий утверждал, что если интеллектуальные, физиологические и нравственные возможности ребенка не соответствуют условиям и содержанию обучения, то это становится причиной «школьной запоздалости» или низких показателей эффективности в обучении. Благополучие обучения во многом зависит от целенаправленного процесса формирования и организации учебных качеств ребенка.
Приобретение знаний и умений детьми дошкольного возраста является частью игровой деятельности, и поэтому эти знания имеют иную структуру. За счет игровой мотивации в игре развиваются: функции семиотическая, символическая, обобщения, воображение и фантазия, безупречный план, соотношение своих действий с образцом, подчинение правилам и др. В игре начинает развиваться произвольное управление психическими процессами. Игра выступает действенным средством в формировании личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в ней он реализует потребность воздействовать на мир. При этом порождает значительные преобразования в психике ребенка. Игра – это обучение детей в адекватной для дошкольного возраста форме. В игре, как и через нее, сознание ребенка плавно готовится к грядущим изменениям условий жизни, отношений с ровесниками и со взрослыми, формируются качества личности, нужные будущему школьнику. Играя, ребенок учится работать в коллективе сверстников, усмирять свои желания интересам товарищей, исполнять установленные правила, прикладывать конкретные усилия для преодоления встречающихся проблем. В игре формируются различные качества: организованность, инициативность, самостоятельность, развиваются творческие способности, умение работать сообща.
Все виды игры имеют весомое значение для полноценного становления детской личности и индивидуальности. Создавая игровую реальность, игровую жизнь, дети наделяют её реалистичностью и достоверностью, искренне переживают, радуются и огорчаются, сочувствуют и изумляются. Игры для дошкольников развивают воображение, фантазию, дают бесценный опыт, формируют навыки и умения, развивают чувство партнёрства и учат дружить.
Общее недоразвитие речи – самостоятельное либо комплексное речевое нарушение в детском возрасте, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы при сохранном слухе и интеллекте.
Общее недоразвитие речи (ОНР) способно привести ребенка к трудностям с мыслительными операциями, а также негативно сказывается на познавательной деятельности. Дети с диагнозом ОНР отличаются недостаточным развитием координации движений, а также наличием проблем с общей, тонкой и речевой моторикой. Дети с общим недоразвитием речи интеллектуально сохранны, следовательно, потребности в игре у них такие же, как у сверстников. Поэтому у таких дошкольников игровая деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие всестороннего развития личности и интеллекта [3]. Речевой дефект приводит к изменениям в психической сфере, а именно к появлению таких черт, как повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость, депрессивные состояния, негативизм, заторможенность, психическая истощаемость, чувство ущемленности и пр. Основные свои знания и впечатления такие дети получают в целенаправленной игровой деятельности, когда у них возникает потребность в словесном общении, закрепляются речевые навыки, полученные на логопедических занятиях. Дети с общим недоразвитием речи в силу своих особенностей требуют значительно большего участия взрослых в их игровой деятельности [2].
В ходе сюжетно-ролевой игры у ребёнка возникает потребность в речевом общении т.к. ребёнок вслух разговаривает с игрушкой, подражает голосам зверей и т.п. Дидактические игры являются ведущими по своей значительности в непреднамеренном обучении детей, они способствуют упражнению детей в применении знаний, более глубокому их усвоению. В подвижных играх совершенствуются способы быстрой и правильной ориентировки в пространстве. Некоторые игры включают рифмованный текст, координируемый с ритмичными движениями, это даёт ряд преимуществ, для детей с нарушениями речи: их речь тоже ритмизируется под воздействием ритмических движений, делается более грамотной, чёткой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Игры – драматизации воспитывают у детей выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самостоятельность, организаторские, режиссёрские качества. Творческие игры обогащают социальный опыт детей, способствуют воспитанию у них активного поведения, самоорганизации в любой деятельности, и прежде всего речевой.
С целью определения влияния игры на формирование психологической готовности детей с ОНР нами было проведено исследование на базе ГБДОУ, в котором принимали участие 30 детей разделенных на 2 группы: контрольную и экспериментальную. Для исследования были подобраны следующие методики:
Методика «Беседа» (в модификации В.Ф. Сафрина)
Определение интеллектуальной готовности к обучению в школе (Е.С. Романова);
Определение эмоционально-волевой готовности ребенка (Е.С. Романова).
В ходе экспериментального исследования нами была проверена результативность использования комплекса игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Применение игр и упражнений привело к положительной динамике у детей в экспериментальной группе. Выраженный положительный эффект формирования психологической готовности на высоком уровне сформирован у 33% (5 детей), на среднем уровне 53% (8 детей). Что говорит о положительном воздействии игр на формирование психологической готовности детей с ОНР к обучению в школе.
Таким образом, игра, как ведущая деятельность в дошкольном возрасте способствует благополучному формированию у ребенка положительного отношения к школе, игра обучает, развивает и наделяет детей теми навыками и умениями, что необходимы для его обучения в школе без вреда для его психического здоровья. Комплексное воздействие игры на развитие личности и поведения ребенка-дошкольника способствует успешной готовности ребенка к обучению в школе.
Список использованных источников:
Глухов, В. П. Основы специальной педагогики и специальной психологии : учебник для среднего профессионального образования / В. П. Глухов. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 323 с.
Гуткина, Н.И. Поступление ребенка в школу // Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М: Сфера, 2007. — 105 с.
Специальная психология в 2 т : учебник для бакалавриата и магистратуры / В. И. Лубовский [и др.] ; под редакцией В. И. Лубовского. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2016. — 702 с.