«… В настоящее время государственные и муниципальные закупки представляют собой главный инструмент обеспечения государственных и муниципальных нужд, от них и их эффективности во многом зависят темпы экономического развития страны…» [1].
Мировая практика демонстрирует, что государственные заказы выступают одним из ключевых факторов, которые оказывают большое влияние на уровень развития экономики страны, вне зависимости от уровня внедрения государства в рыночные отношения. В развитых странах государственные заказы, не принимая во внимание разногласия, которые связаны с характерными чертами и с разным набором структурных компонентов в системе финансирования государственного заказа и отличительной чертой механизма их функционирования, выступают как ключевой инструмент регулирования продовольственного рынка, предоставления плавного роста экономики [2].
Система государственных закупок России на данный момент в состоянии перехода к контрактной системе в области закупок товаров, работ, услуг необходимых для обеспечения государственных и муниципальных потребностей, который регламентирован Федеральным законом от 05.04.2013 г. №44-ФЗ. Основными целями указанного Федерального закона считаются повышение результативности и эффективности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Достижение данной цели основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок; обеспечения конкуренции; навыков и умений заказчиков; стимулирования инноваций; единства контрактной системы в сфере закупок; ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд; эффективности осуществления закупок [3].
Для успешного функционирования контрактной системы закупок РФ может быть полезен международный опыт.
В зарубежных странах государственные нужды удовлетворяются с применением технологии управления единым циклом прогнозирования, размещения и исполнения государственных контрактов.
В США первый закон, регулировавший систему федеральных государственных закупок, был принят в 1792 году.
Исходя из данного закона под закупками федеральных органов понимали «приобретение федеральным органом услуг, товаров или работ из не федеральных источников с использованием выделенных средств». Ответственным лицом за создание контрактных систем выступает Управление политики федеральных закупок [4–6].
Сегодня в США сформирована государственная компания — Федеральная контрактная система (ФКС), обязательной составляющей которой являются госзаказы и госзакупки. ФКС ограничена двумя уровнями нормативно-правовых актов. Первый уровень формирует система федеральных законов США, содержащих нормы регулирования, которые никак не сказываются на процессе закупок, но обуславливают условия и возможности реализации закупок и расходования на конкретные нужды денежных средств. Второй уровень сформирован подзаконными актами, которые уполномочены в области контролирования и регулирования закупочных процедур [6].
Национальная система государственных закупок США можно охарактеризовать такими признаками, как:
–жесткая регламентация процедур, взаимодействие и контроль между ведомствами дают возможность противодействовать коррупции;
–обширное использование методики планирования государственных нужд;
–осуществление конкурсных торгов согласно единой методологии, применение библиотеки типовых контрактов и банка данных полезных свойств закупаемой продукции;
–применение отличающихся друг от друга механизмов контроля исполнения контрактов, анализ эффективного обеспечения государственных (публичных) нужд и системы управления поставками продукции;
–специальные информационные средства управления контрактными системами решают проблему публичной открытости и гласности абсолютно всех контрактных процессов и их итогов.
Подводя итог, можно сделать вывод, что международный опыт государственных закупок представляет заинтересованность с целью исследования и введения ранее не применяемых подходов к организации отечественных государственных закупок, при помощи государственных закупок осуществляется выполнение социальных и экономических программ страны, поощряется формирование в области народного хозяйства, в том числе инновационных проектов, поддерживается продукция национальных производителей, кроме того регулируются определенные общественные процессы.
Список литературы
Паулов П. А., Понамаренко С. С. Актуальные проблемы государственного регулирования в сфере закупок // Современные научные исследования и разработки. 2017.
№8 (16). С. 427-428.
Андреева А. Мировой опыт госзакупок // Бюджет. 2014. №10. С. 20-25.
Семенова Ф. З., Борлакова М. Б., Боташева Л. С. Зарубежный опыт организации государственных закупок // Фундаментальные исследования. 2016. №6-2. С. 465-469.
Овчаров А. О., Игнатьева Ю. И. Правовые механизмы формирования эффективной контрактной системы в сфере государственных закупок // Актуальные проблемы российского права. 2018. №3 (88).
Haksever C., Render B. Service and Operations Management // World Scientific Books. 2018.
Cohen M. J. Consumer credit, household financial management, and sustainable consumption // International Journal of Consumer Studies. 2007. V. 31. №1. P. 57-65.
References:
Paulov, P. A., & Ponamarenko, S. S. (2017). Aktual’nye problemy gosudarstvennogo regulirovaniya v sfere zakupok. Sovremennye nauchnye issledovaniya i razrabotki, (8), 427-428. (in Russian).
Andreeva, A. (2014). Mirovoi opyt goszakupok. Byudzhet, (10), 20-25. (in Russian).
Semenova, F. Z., Borlakova, M. B., & Botasheva, L. S. (2016). Zarubezhnyi opyt organizatsii gosudarstvennykh zakupok [Foreign experience of state procurement]. Fundamental’nye issledovaniya, (6-2), 465-469. (in Russian).
Ovcharov, A. O., & Ignatieva, Yu. I. (2018). Pravovye mekhanizmy formirovaniya effektivnoi kontraktnoi sistemy v sfere gosudarstvennykh zakupok [Legal Mechanisms for Formation of an Effective Contract System in State Procurement]. Aktual’nye problemy rossiiskogo prava, (3). (in Russian).
Haksever, C., & Render, B. (2018). Service and Operations Management. World Scientific Books.
Cohen, M. J. (2007). Consumer credit, household financial management, and sustainable consumption. International Journal of Consumer Studies, 31(1), 57-65.
Работа поступила Принята к публикации в редакцию 11.10.2018 г. 16.10.2018 г.
________________________________________________________________________________
Ссылка для цитирования:
Паулов П. А., Сотникова В. А. Опыт управления закупками в США // Бюллетень науки и практики. 2018. Т. 4. №11. С. 401-404. Режим доступа: http://www.bulletennauki.com/sotnikova (дата обращения 15.11.2018).
Cite as (APA):
Paulov, P., & Sotnikova, V. (2018). Experience of management of purchases in the USA. Bulletin of Science and Practice, 4(11), 401-404. (in Russian).
402