Колокола - музыка русской души - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Колокола - музыка русской души

Осадчая К.Г. 1
1Таганрогский институт им. А.П. Чехова (филиал) «Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В жизни русского православного человека важнейшее место занимает вера. Вера в добро, справедливость, в Бога… Человек ежедневно обращался к Богу через молитву. Она обретала особую значимость, если звучала в Доме Божием или храме. Храм для русского человека являлся священным местом, где он обретал силу. Раздававшийся во время молитвы, колокольный звон укреплял дух и веру человека. Каждый слышал в этом звоне что-то личное, а может даже голос Божий. В этой статье я хочу рассмотреть значение колоколов в русской культуре и роль колокольного звона в жизни человека.

Церковную службу в русских храмах невозможно представить без колокольного звона. Этой части богослужения придавали важное символическое значение. Колоколами на Руси очень сильно дорожили, относились к ним, как к живым существам, даже давали им имена. Колокольный звон сопровождал человека всю жизнь, обозначая своим звучанием всевозможные события [1, с. 5].

Колокол – это один из самых древних музыкальных инструментов в мире. Обычай «ударять в железо» появился еще у древних греков и римлян. Уже тогда существовало поверье, что этот громкий звук отгоняет нечистую силу. В христианском богослужении колокольный звон появился примерно в VI веке. В русских летописях о колоколах впервые упоминается в конце X века. Можно сказать, что они появились практически одновременно с принятием христианства (988 г.). Но еще долго колокола были большой редкостью, и их заменяли «била» - это металлические или деревянные доски длинной около 2 метров, по которым ударяли особыми молотками [1, с. 6].

Колокола впервые зазвучали в храмах Киева, Владимира и Новгорода. Мастерство русских литейщиков, вначале обучавшихся у византийцев, очень быстро росло. Русские мастера прославили нашу родину далеко за ее пределами своими произведениями. Они создали совершенно самостоятельно высокую самобытную технику литья колоколов. Мастер к созданию колокола относился не просто как к своей работе, каждый колокол для него был, как «родной ребенок», которому он передавал частичку своей души. Поэтому каждый колокол говорил на своем уникальном и неповторимом языке. В начале ⅩІІ века у них уже были свои литейные мастерские в Киеве. Затем в ⅩⅤ веке в Москве открылся знаменитый на всю Русь Пушечный двор, где отливали лучшие по качеству колокола и пушки. Со временем там научились отливать колокола – гиганты. Мастера в совершенстве владели технической стороной дела и много внимания уделяли художественной отделке изделия [5, с. 17].

Одним из известных мастеров, работавший в московском Пушечном дворе, был Андрей Чохов. В 1622 году он отлил колокол «Реут» весом около 33 тонн. Его имя означает «ревун» из-за басовитости звучания. Судьба этого колокола была не простой. При отступлении из Москвы в 1812 году французы взорвали звонницу, и колокол упал с большой высоты. У него были отбиты четыре уха, которые позже были искусно приделаны, и в 1814 году колокол повесили на прежнее место. Сейчас это второй по величине звучащий колокол в Кремле. Кроме колокола «Реут» у мастера Андрея Чохова были и другие литейные изделия.

Отличительной чертой русских колоколов является их звучность и певучесть. Древние мастера знали толк в том, чтобы выявить и полностью раскрыть в своем произведении, колоколе духовную, энергетическую сущность Божественного бытия [3, с. 32].

Современный человек живет в обеспокоенном мире, находится в постоянном стрессе и напряжении. Все это негативно влияет на его жизненный уклад и поведение. Он пытается спрятаться от проблем, становится безнравственным, сам не замечая того, что разрушает себя изнутри. Но стоит человеку услышать колокольный звон сквозь все шумы городской суеты, его душа откликается на это благозвучие и вызывает душевный отклик. Очень трудно отрицать то, что колокольный звон обладает огромной силой, которая способна проникнуть в саму суть человека, заставить его остановиться и задуматься о своих поступках. Но важнее то, что это благозвучие обладает огромной силой сплачивать людей, объединять их в вере, тем самым наполняя нашу жизнь красотой.

Значение колоколов было столь велико, что для них строились специальные сооружения – звонницы и колокольни, стараясь подчеркнуть их величие и красоту. Изначально, когда колокола были небольших размеров, их подвешивали на столбах, врытых в землю, или на нишах. Древняя звонница представляла собой каменную стену, прорезанную двумя или несколькими сквозными арками, расположенными не в один, а иногда и в два яруса и крытую по фронтонам над арками. В пролетах арок на балках вешались колокола. Обычно звонница помещалась на стене храма, иногда строилась отдельно, получая в этом случае нижний этаж, лестница с которого вела на платформу с колоколами. Колокольни появились в ⅩⅤІ - ⅩⅤІІ веках [2, с. 26]. Они строились для больших колоколов. Колокольни были восьмиугольной формы, а иногда круглые и четырехугольные или же с главой в виде луковицы. Они воздвигались как отдельные здания или отделялись от храма трапезной палатой. Их ясно выраженная вертикаль, подчеркнутая убывающими кверху ярусами, напоминала об устремленности духовной мысли к небу. Вместе с тем звон, который разносился с башни, представлялся звуком, доносившимся прямо с небес [4, с. 31].

Существует много колоколен, которые прославились красотой звучания колоколов и стали символами в облике тех городов и монастырей, где они возвышались. Самая известная – колокольня Ивана Великого в Московском Кремле, также колокольня Троице – Сергиевой лавры и московского Новодевичьего монастыря.

Колокольный звон на Руси считался настоящим искусством. Звонари относились к этому делу очень трепетно и ответственно. В основе православного звона лежит ритм и характер. Звонарь, благодаря чувству ритма и владению техникой исполнения, может через колокольный звон передать радость, спокойствие или же скорбь. В душах людей этот звон способен разбудить радостное, светлое и мирное настроение. Так что человек может по колокольному звону определить состояние его души. От сильного и частого звона звонари нередко глохнут, но, чтобы сберечь слух, многие из них кладут в уши круглые ягоды, например, рябины, калины и клюквы; другие затыкают уши просто ватой [3, с. 13].

Звук колокола имеет разное значение. Самое привычное для нас был призыв на церковную службу – благовест. Он бывает обыкновенный, или частый (производится самым большим колоколом), и постный, или редкий (производится меньшим колоколом) [5, с. 23]. Также звон был набатный, имевший общественно-бытовое значение. Это непрерывные частые удары в большой колокол. Наши предки звонили в набат по случаю пожара, наводнения, мятежа, нашествия врагов или другого какого-нибудь общественного бедствия [5, с. 28]. Вечевыми колоколами назывались колокола, созывавшие народ на вече, т. е. на народное собрание [4, с. 27]. Перезвон, или перебор - это поочередные удары в несколько колоколов в определенной последовательности. Он исполняется во время чина отпевания, чина погребения, при выносе креста и водосвятии [5, с. 28]. Самым музыкальным в исполнении является трезвон. Он связан со службами и отдельными обрядами, выражающими торжество Церкви [4, с. 25]. Красные колокола имели «звон красный», т. е. хороший, усладительный, веселый. Звон обычно подразумевается как мастерское исполнение, красота, согласованность, что аналогично выражению «малиновый звон», ставшему его синонимом [5, с. 77]. В самые большие праздники светлый колокольный хор множества церквей буквально плыл над русскими городами, заполнял все небо, и тем самым будит в нас эстетические чувства.

Исходя из вышесказанного, можно сделать несколько важных выводов. В русской культурной традиции колокольный звон связывается не только с указаниями времени богослужения, но и выражает чувства людей: торжество, радость и т. д. В России звон колоколов вобрал в себя определенные переживания человеческой души, острое чувство сопричастности с Божьим миром. Таким образом, для каждого православного человека храм становился надежным оплотом веры, а колокольный звон проводником в мирской жизни.

Список литературы

Аристова В.В. Символика древнерусского храма / В.В. Аристова // Преподавание истории в школе. – 2002. №7. С. 2-15.

Оловянишников Н.И. История колоколов и колокололитейное искусство, Москва, 1912. 435 с.

Пыляев М. И. Исторические колокола  /Старое житье, 1892. 26 с.

Терещенко Т.Н. Колокола и колокольный звон. Москва, 2014. 32 с.

Чижова А. Р. Исцеление колокольным звоном. Научная книга, 2013. 146 с.

Просмотров работы: 11