Введение. Депрессия - это психическое состояние, характеризующееся депрессивным настроением, пессимизмом, отсутствием удовольствия от жизни и от любимых занятий, трудностями в запоминании и концентрации внимания. Одной из основных причин расстройства является стресс: негативные жизненные события (разлука, потеря работы или ценного имущества, смерть близкого человека), давние конфликты с родственниками, коллегами и знакомыми [1]. Согласно исследованиям о разнице в эмоциональных сферах физически неподготовленных и подготовленных студентов, повышенный уровень агрессивности, ригидности и фрустрации напрямую связан с физической подготовкой [2]. Регулярное выполнение физических упражнений – средство профилактики и борьбы со стрессом и депрессией.
Цель: обосновать эффективность использования физических нагрузок для профилактики и борьбы со стрессом и депрессией.
Задачи:
1)охарактеризовать понятия стресс, депрессия, выявить причины их возникновения и формы проявления;
2)проанализировать влияние физических нагрузок, выбранной спортивной специализации на психологическое состояние.
Понятие "стресс" впервые было использовано канадским физиологом Хансом Селье в 1936 году. Под стрессом врачи понимают состояние психического напряжения, возникающее у человека при работе в сложных условиях (как в повседневной жизни, так и в конкретных обстоятельствах). Стресс - это реакция организма на событие, которое приводит его к потере психологического равновесия [1].
Причины возникновения стресса у студентов.
В первый год студенческой жизни основной причиной стресса могут послужить кардинальные перемены. На студентов обрушивается очень много информации, некоторые не успевают осваивать программу. К личностным факторам, влияющим на возникновение стресса, относятся:
резкие перемены в жизни, например, в первый год студенческой жизни, когда студенту необходимо адаптироваться на новом месте, к новым правилам и к незнакомым людям, особенно студентам, переехавшим из других городов/стран;
высокая загруженность делами и отсутствие полноценного отдыха, сна;
болезнь, смерть близкого человека (или даже животного);
проблемы во взаимоотношениях: студента окружает новая среда и незнакомые ему люди. Кроме этого, теряется прочность союза с бывшими одноклассниками, с привычным кругом общения, что порождает стресс, так как сопровождается эмоциональными переживаниями;
проблемы со здоровьем (заболевания, вредные привычки, желание похудеть)
Одной из разновидностей стресса у студентов является учебный стресс. Данный вид стресса можно описать как состояние, характеризующееся снижением эмоционального и интеллектуального потенциала, ведущее к остановке личностного роста студента. Причинам учебного стресса могут стать как переживания по поводу не сданных вовремя работ, не выполненного задания или большого количества прогулов, так и плохая успеваемость, большая учебная нагрузка, отсутствие интереса в учебе, возникновение конфликтов с преподавателями и дальнейшее разочарование в выбранной профессии [3].
Депрессия. Исследования во всех странах мира показывают: депрессия, подобно сердечно-сосудистым заболеваниям, становится наиболее распространенным недугом нашего времени. По данным разных исследователей, им страдает до 20% населения развитых стран.
Депрессия — серьезное заболевание, которое резко снижает трудоспособность и приносит страдание, как самому больному, так и его близким [4].
Чаще всего депрессия возникает при психологических травмах, сильных потрясениях, например, смерть близкого человека или отчисление из университета. В современном мире все подвержены стрессу и депрессии. А нынешняя молодежь наиболее резко относится ко многим вопросам и проблемам [3]. По данным Научного центра психического здоровья чаще всего подвергаются депрессии школьники и студенты [5].
К чему приводит возникновение депрессии
Своевременное лечение депрессии приводит к полному выздоровлению, в противном случае это заболевание может привести к инвалидности. К основным последствиям депрессии можно отнести:
усталость, раздражительность, постоянные головные боли от напряжения, частое ощущение подавленности, бессонница, повышение или понижение аппетита, боли в сердце (депрессия влияет на работу сердца);
снижение успеваемости, умственная заторможенность, ухудшение моторных способностей;
нарушение социальных контактов, проблемы в общении;
потеря уверенности, снижение самооценки, потеря интереса жизни, чувство собственной бесполезности, приступы рыданий, ощущение беспомощности, суицидальные мысли;
ослабление иммунитета (снижение сопротивляемости организма, подверженность возникновению заболеваний); депрессия может способствовать развитию остеопороза - ломкости костей; способствует развитию слабоумия.
Подавляющее большинство студентов относится к своему физическому здоровью без должного внимания. Это объясняется рядом причин:
нет опыта оценки своего физического здоровья (не знают, что оценивать, что входит в понятие физическое здоровье кроме отсутствия болезней);
нет знаний о состоянии собственного физического здоровья (уровня физического развития, уровня физической подготовленности);
отсутствие каких-либо серьезных (ощущаемых) проблем со здоровьем в этом возрасте (не считают необходимым тратить на это силы сейчас).
Как правило, они не видят и не осознают взаимозависимости физического и психического здоровья [6]. В одном из опросов среди студентов было выявлено, что 51 % респондентов заявили о том, что физические нагрузки не являются определяющим фактором в психологическом здоровье, а 25 % — что связи между этими параметрами нет вовсе [7].
У студентов, внимательно относящихся к своему здоровью, также возникают трудности:
-нет возможности или умения найти время в режиме дня для занятий физической культурой или спортом;
-нет достаточных материальных средств, чтобы заниматься физической культурой под руководством специалиста, а для самостоятельных занятий нет достаточного опыта.
Влияние физических нагрузок на психологическое состояние человека.
1.При физической нагрузке выделяются эндорфины и другие вещества, которые способствует поднятию настроения. Это, как известно, ведёт к улучшению состояния у человека с депрессией. Эндорфины можно сравнить с наркотиком. Поступая в кровь вызывают чувства удовлетворения, эйфории и дают множество положительных эмоций. Эндорфины даже способны притуплять боль, подобно обезболивающим средствам. Следовательно, физические упражнения помогают избежать депрессии [8].
2.Снижение тревожности: физические нагрузки разной направленности и продолжительности могут давать разный по продолжительности эффект:
a) Срочный эффект (он может быть временным) обусловлен отдельным циклом физической нагрузки, оценивается психическое состояние непосредственно после физической нагрузки. Например, таким эффектом является снижение состояния тревоги в одном из экспериментов, в ходе которого осуществлялась ходьба на тредбане в течение 20 мин. с интенсивностью 70% от максимальной частоты сердечных сокращений (снижение уровня тревожности в течение 2 ч.);
b) Долгосрочное положительное влияние физических нагрузок: у испытуемых, участвовавших в различных 6-недельных программах физических тренировок (бег трусцой, плавание, цикличная тренировка и езда на велосипеде), наблюдалось снижение уровня депрессии в отличие от «пассивных» испытуемых.
3.Приобретение уверенности в себе: при регулярных занятиях аэробными нагрузками (бегом, велоспортом, лыжами) улучшается приток кислорода в организм, заметно улучшается кровообращение, укрепляются мышцы и стабилизируется поддержание тонуса. А значит, внешне человек будет выглядеть здоровым и станет более уверенным в себе, что будет положительно способствовать успешной социализации и интеграции в современное общество [2].
4.В процессе занятий спортом человек приобретает много полезных качеств, он улучшает свою способность контролировать себя и контролировать свои эмоции, развивает быстроту и правильность ориентации в различных сложных ситуациях, его воля становится закалённой, формируется характер, принимаются своевременные решения и способность сознательно идти на риск [9]. Спорт помогает побороть свои страхи, преодолеть границу своих возможностей, выйти из зоны комфорта
5.Социальное взаимодействие. Посещение тренировочных занятий в фитнес-центрах, тренажерных залах, бассейне, игровых залах и т.д. дает возможность познакомиться с другими людьми, провести совместную тренировку с друзьями и близкими.
Чтобы физическая культура оказывала положительное влияние на здоровье человека, необходимо соблюдать некоторые правила:
1)физические нагрузки необходимо подбирать в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся (пол, возраст, состояние здоровья);
2) Занятия должны быть регулярными. Тренировки должны проходить в одно и то же время с одинаковыми интервалами между ними. После того, как ваш организм привыкнет к новому ритму, он сам будет готовиться к последующим тренировкам, и отдыху, а их эффективность может повыситься на 20%. Если занятия пропускаются - понижается достигнутый ранее уровень тренированности; сбивается ритм дневной и недельный, в результате может ухудшаться настроение, сон и аппетит;
Студенты, стремясь к психологическому благополучию, не проводят параллели с благополучием физическим. Для обретения психологического благополучия необходимо включить регулярную двигательную активность в «рацион» своего дня [10]. Ежедневное регулярное выполнение физических нагрузок может снижать уровень тревожности, а также предотвращать развитие хронического состояния тревоги. Занятия физическими упражнениями – это деятельность, которая направлена не только на совершенствование своей физической подготовленности, но и на улучшение психического здоровья, профилактику возникновения стресса и борьбу с депрессией.
Список источников:
Куралёва Ольга Олеговна, Лушников Василий Андреевич СТРЕСС И ДЕПРЕССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ // Проблемы педагогики. 2020. №3 (48). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stress-i-depressiya-v-sovremennom-mire-1 (дата обращения: 12.01.2021).
Максимова Елена Николаевна, Алексеенков Андрей Евгеньевич Физическая активность и психическое состояние человека // Наука-2020. 2019. №4 (29). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fizicheskaya-aktivnost-i-psihicheskoe-sostoyanie-cheloveka (дата обращения: 13.01.2021).
Егорычева Е. В; Мазырина А. М; Чернышева И. В; Шлемова М. В, Стресс и депрессия — влияние на здоровье студента и профилактика с помощью физкультуры и спорта [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. – 2016. – Режим доступа: https://novainfo.ru/article/9703 (дата обращения 25.12.2020).
Сосунова Н.А. Депрессия: найти и обезвредить // Здравоохранение Югры: опыт и инновации. 2015. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/depressiya-nayti-i-obezvredit (дата обращения: 12.01.2021).
Нуллер Ю.Л; Михаленко И.Н. Аффективные психозы [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. // Научный центр психического здоровья-2018. –Режим доступа: http://www.psychiatry.ru/lib/1/book/38/chapter/16 (дата обращения 25.12.2020)
С. Н. Баранов Физическая нагрузка как регуляторный фактор психологического благополучия индивида // Интерактивная наука. 2017. №22. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fizicheskaya-nagruzka-kak-regulyatornyy-faktor-psihologicheskogo-blagopoluchiya-individa (дата обращения: 12.01.2021).
Сапожникова Ольга Владимировна, Шешенина Антонина Владимировна, Шевнина Дарья Сергеевна Влияние занятий физической культурой на психологическое состояние студента вуза // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-zanyatiy-fizicheskoy-kulturoy-na-psihologicheskoe-sostoyanie-studenta-vuza (дата обращения: 13.01.2021).
Спорт и психическое здоровье: Долой стресс и депрессию [Электронный ресурс]. – Электрон. Текстовые дан.// Relife-2019.-Режим доступа: https://relife.blog/sport-i-psikhicheskoye-zdorovye/ (дата обращения 25.12.2020)
Адушева Татьяна Геннадьевна Влияние физической культуры на формирование личности // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-fizicheskoy-kultury-na-formirovanie-lichnosti (дата обращения: 14.01.2021).
Ильина Наталья Леонидовна Влияние физической культуры на психологическое благополучие человека // Ученые записки университета Лесгафта. 2010. №12 (70). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-fizicheskoy-kultury-na-psihologicheskoe-blagopoluchie-cheloveka (дата обращения: 12.01.2021).