Развитие системы дошкольного образования и ее изменение обусловлены тем, насколько оперативно осуществляется управление всеми её звеньями, и тем, как вводятся в практику детских дошкольных образовательных учреждений новые научно-педагогические достижения в сфере управления.
Система управления дошкольным образованием на муниципальном уровне представлена отделами народного образования, которые созданы муниципальными органами власти. Данные отделы выполняют задачи по осуществлению управления учебными заведениями общего образования, основная часть которых организована в муниципальном масштабе.
Управление системой образования представляет собой сложный процесс воздействия субъекта управления образованием на объекты управления, направленный на обеспечение оптимального функционирования и совершенствования системы образования.
Управление как процесс включает в себя планирование, организацию, руководство и контроль, определяет функционирование и развитие основных образовательных и обеспечивающих процессов, а также непрерывное саморазвитие.
На управление системой образования на муниципальном уровне влияют факторы внешней среды: природно-климатические, экологические, демографические, социально-экономические и политические условия.
Управление муниципальной системой образования, и, в частности, дошкольным образованием, с одной стороны, является относительно обособленной частью системы управления образованием в регионе, а с другой – неотъемлемой частью самой муниципальной образовательной системы.
В первом случае степень этой обособленности зависит от характера взаимоотношений входящих в состав муниципальной системы образования управленческих институтов с институтами региональной и федеральной систем управления. Разграничение полномочий и ответственности объектов и функций между региональными и муниципальными уровнями управления осуществляется на основе действующего законодательства и определяется региональными нормативными правовыми актами и двусторонними соглашениями.
Как часть муниципальной образовательной системы управление должно быть носителем и защитником интересов последней, обеспечивая их согласование с образовательными потребностями и запросами населения, с требованиями государства, производства, науки и культуры [6].
Примером данной системы может служить итоговый отчет о результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования города Нижнего Новгорода за три года (2017г., 2018г., 2019г.) [3,4,5]:
Таблица 1 - Итоговый отчет о результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования города Нижнего Новгорода 2017г., 2018г., 2019г
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
|
Персонал дошкольной образовательной организации |
6 315 |
6 315 |
78,74% |
Охват детей дошкольными образовательными организациями всего (в возрасте от 2 месяцев до 7 лет) |
88,00 |
105 157 |
97,09% |
Удельный вес численности детей с ограниченными возможностями здоровья в общей численности детей, посещающих организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми |
3,87% |
3,79% |
3,96% |
Создание безопасных условий при организации образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях |
0 |
0 |
0 |
Изменения видны не только в представленных критериях, но и в реализации дошкольной образовательной организации.
Еще одним важным аспектом, позволяющим отразить уровень соответствия условий и результатов деятельности организации нормативным требованиям образовательных ресурсов, а также выявить социальные ожидания и личностные запросы участников образовательного процесса, согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации», является проведение оценки качества образовательной деятельности.
Определение уровня качества образования связано с проблемами его измерения и управления, которые кроются в самой природе образовательных услуг:
как и любые услуги, образовательные услуги неосязаемы — это означает, что их трудно оценить, используя какие-либо физические показатели;
результат обслуживания не может быть сохранен — это очень сильно затрудняет контроль результата обслуживания;
результаты обслуживания обычно различны даже в образовательных программах с высокой степенью стандартизации разные потребители в разной степени получают образовательные услуги;
потребитель сам вовлечен в операционный процесс — это увеличивает вероятность того, что каждая операция будет уникальной [2].
В центре социально-педагогических измерений в образовании ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» на основе нормативных документов по оценке качества образования в числе ведущих аспектов (комфортности условий образовательного процесса, результатов деятельности образовательной организации) разработаны критерии оценки деятельности образовательной организации посредством определения удовлетворенности участников образовательного процесса качеством предоставляемых услуг. Основой для непрерывного улучшения качества образовательного, воспитательного процессов является система эффективной обратной связи со всеми заинтересованными сторонами.
Одним из методов определения уровня удовлетворенности потребителей качеством образования является социологический анкетный опрос родителей как их оценочное отношение к содержанию, процессу, условиям и результатам предоставляемых ДОО образовательных услуг [31].
Анализ исследований, направленных на оценку качества ДО родителями (законными представителями) показал, что население Нижегородской области положительно оценивает состояние уровней образования в регионе – сумма оценок «да» и «скорее да» – 58,88% (в 2018 г. – 50,51%, в 2017 г. – 58,6%).
Наиболее высокую оценку (сумма оценок «да» и «скорее да») на сегодняшний день имеет дошкольное образование и составляет 70,29% (60,44% в 2018 г., в 2017 г.– 66,61%).
Таблица 2 - Удовлетворенность условиями предоставления образовательных услуг в Нижегородской области
Показатели |
Варианты ответов |
|||
1. Условия, созданные для ребенка в ДОУ |
||||
Удовлетворены |
Неудовлетворены |
Затрудняются ответить |
||
Безопасность ребенка на время пребывания в дошкольном учреждении |
70 % |
30% |
0 % |
|
Медицинское сопровождение в дошкольном учреждении (наличие врача, своевременное оказание помощи при необходимости, профилактические осмотры и т.п.) |
75% |
10% |
15% |
|
Соблюдение санитарных требований |
80% |
5% |
15% |
|
Психолого-педагогические |
||||
Высокий уровень компетентности педагогов и др. работников |
65% |
30% |
5% |
|
Личностно-ориентированный подход к ребенку (педагоги уделяют внимание ребенку, учитывают индивидуальные потребности, уважительно относятся к ребенку) |
62% |
20% |
18% |
|
Соответствие содержания образовательной части основным направлениям: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие |
78% |
22% |
||
Материально-технические условия |
||||
Достаточность оснащения группы техническими средствами |
58% |
34% |
8% |
|
Достаточная предметная оснащенность (пособия, игрушки и т.п.) |
67% |
23% |
10% |
|
Информационная открытость и доступность |
||||
Наличие сайта ДОУ: эстетичность, доступность |
80% |
20% |
0% |
|
Обновление документов, размещенных на сайте ДОУ |
64% |
36% |
0% |
|
Возможность узнать о распорядке дня, расписании образовательной деятельности, событиях в группе, ознакомиться с консультациями по актуальным вопросам различной направленности |
82% |
11% |
7% |
|
Возможность получить информацию о своем ребенке или ответ на интересующую информацию в ходе беседы с педагогами группы, специалистами, администрацией ДОО |
87% |
13% |
0% |
Анализ удовлетворенностью условиями предоставления образовательных услуг в Нижегородской области показал, что 81,03% родителей детей дошкольного возраста довольны образованием (61,83% в 2018г., 76,83% в 2017 г.), которое получают их дети в учреждениях дошкольного образования, недовольны образованием – 13,8% (20,24% в 2018 г.,21,69% в 2017 г.) опрошенных [1].
Анализ показывает, что роль родителей в оценке качества дошкольного образования неоценима. Понимание ожиданий родителей и стремление их реализовать даст дошкольному учреждению возможность повысить качество предоставляемых образовательных услуг и организовать эффективную подготовку детей к обучению в школе и жизни в современном обществе.
Библиографический список
Анализ рынка дошкольного образования в России в 2015-2019 гг, прогноз на 2020-2024 гг. Текст : электронный // businesstat : электронный журнал. – URL: http://surl.li/kplv /. – Дата публикации: 21.04.2020
Бочков В. Е. Потенциалы различных моделей организации дистанционного обучения в области обеспечения качества профессионального образования. // Сб. науч. докладов международной научно-практической конференции EDQ-2007. Москва : МГИУ, 2008. – 287 c. - ISBN 998-3-7598-1778-4. – Текст : непосредственный.
Итоговый отчет о результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования города Нижнего Новгорода за 2017 год по данным мониторинга муниципальной системы образования. Текст : электронный // Нижний Новгород : официальный сайт. – URL: https://admgor.nnov.ru/uploads/editor/a3/17/Итоговый%20отчет%20ММСО%202017%20год.pdf. – Дата публикации: 1.06.2017
Итоговый отчет о результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования города Нижнего Новгорода за 2018 год по данным мониторинга муниципальной системы образования. Текст : электронный // Нижний Новгород : официальный сайт. – URL: https://clck.ru/TAWX4. – Дата публикации: 1.06.2018
Итоговый отчет о результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования города Нижнего Новгорода за 2019 год по данным мониторинга муниципальной системы образования. Текст : электронный // Нижний Новгород : официальный сайт. – URL: https://clck.ru/TAWZr. – Дата публикации: 1.06.2019
Основы управления специальным образованием: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Н.Н.Малофеев, Э.Н. Макшанцева, Н.М.Назарова и др. - Москва: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с. - ISBN 978-5-4468-0312-5. - Текст : непосредственный.