ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ КАК ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ АУДИТА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ КАК ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ АУДИТА

Крючков Н.Р. 1
1Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Инвентаризация – это процесс отслеживания имущества (а именно, соответствие веса, размера и количества заявленному, его месторасположение и прочее) и обязательств организации [1, с. 171].

Важность инвентаризации невозможно переоценить. Она заключается в понимании того, какое имущество имеется у предприятия, где оно находится (месторасположение), как оно перемещается относительно внешней и внутренней среды. Четкое понимание этих процессов позволяет:

- снизить затраты;

- оптимизировать производство;

- обеспечить лучшее обслуживание клиентов;

- предотвратить потери в результате кражи, порчи и прочие [2, с. 55].

В более широком понимании инвентаризация также дает представление о финансовом положении компании, поведении и предпочтении клиентов, возможностях продукта и бизнеса, будущих тенденциях и многом другом.

Стоит отметить, что существует два основных вида инвентаризации: обязательная и добровольная. Первая проводится в случаях:

- смены материально ответственного лица;

- ликвидации и реорганизации организации;

- выявления фактов порчи и хищения имущества;

- различных чрезвычайных ситуаций и прочее [3, с. 269].

Обратим внимание, что добровольная инвентаризация может быть проведена в ситуациях предусмотренных учетной политикой организации или по приказу руководителя.

Отметим, что существует широкая классификация видов инвентаризации. Рассмотрим кратко некоторые из них:

1. По объекту (что именно подлежит пересчету): основные средства, товарно-материальные ценности, денежные средства, расчеты, незавершенное производство;

2. По субъекту (кто является инициатором проверки): ординарная (сама организация) и экстраординарная (сторонние органы);

3. По результатам предыдущей проверки: повторная (та же самая проверка еще раз) и дополнительная (проверка по тем же вопросам, но новых элементов, либо же по новым вопросам, но тех же элементов);

4. По форме описи: устная (без оформления документов), письменная (с заполнением документации), автоматизированная (проверка, проводимая с использованием современных технологий);

5. По последовательности: проводимая от объекта к регистру или от регистра к объекту.

6. По результатам: выявление излишков (например, переизбыток продукции по сравнению с бухгалтерскими данными), выявление недостач (например, нехватка продукции по сравнению с бухгалтерскими данными);

7. По охвату: полная (проверка всей организации), целевая (проверка объектов с определенной целью и по определенному признаку) и выборочная (проверка нескольких элементов) [4, с. 544].

Инвентаризация имеет большое значение при проведении аудита, однако нередко случается, что внешние факторы изменяют и влияют на процесс проведения инвентаризации, что в свою очередь сказывается и на ее результатах.

Одним из таких условий выступила пандемия короновирусной инфекции: ситуация, когда многие компании перешли полностью на работу в удаленном доступе, что в свою очередь весьма сильно сказалось на процессе проведении аудита, и инвентаризации в частности. Что в свою очередь выявило ряд рисков для аудиторов (например, то, что отчетность может быть сформирована неверно).

Риск также может быть связан с тем, что руководство компании отказалось от инвентаризации. В таком случае аудиторам необходимо:

1. Проверить обоснованность решения руководства клиента о невозможности проведения инвентаризации;

2. Оценить возможность получения достаточных и надлежащих аудиторских доказательств;

3. Провести альтернативные процедуры;

4. Принять во внимания возможности влияния на отчет Международного стандарта аудита 705 «Модифицированное мнение в аудиторском заключении».

Однако возникает вопрос, что делать, если инвентаризация все-таки проводится, но руководитель не присутствует при проведении инвентаризации. В данном случае необходимо подумать:

1. о возможности удаленного (дистанционного) присутствия с использованием современных технологий и устройств;

2. о возможности привлечения другой аудиторской фирмы (аудитора), имеющих возможность присутствовать при инвентаризации в месте ее проведения с учетом действующих ограничений;

3. об альтернативных процедурах:

- проведения инвентаризации после снятия ограничений;

- в отношении операций за период между датой инвентаризации и датой отчетности;

4. о возможном влиянии на отчет Международного стандарта аудита 705 «Модифицированное мнение в аудиторском заключении».

Важно отметить, что как в первом, так и во втором случае, все процедуры должны быть прописаны и зафиксированы в соответствующих документах [1].

К альтернативным процедурам можно отнести:

1. Аналитические процедуры;

2. Инспектирование документации, составленной по результатам инвентаризации, проведенной руководством клиента по аудиту;

3. Инспектирование документации по покупке и продаже отдельных объектов запасов;

4. Использование доказательств в форме видеозаписей или фотоматериалов, отображающих уникальный серийный номер запасов, и зафиксированные цифровым устройством метаданные о дате и времени съемки.

Факторы, влияющие на выбор альтернативных процедур:

1. Характер запасов;

2. Характер системы внутреннего контроля;

3. Наличие непрерывного учета запасов;

4. Остановка производства и/или продаж;

5. Наличие и надежность средств контроля за движением запасов;

6. Расположение места хранения запасов;

7. Продажа запасов, имевшихся в наличии на конец года;

8. Риск существенного искажения отчетности.

Таким образом, инвентаризация имеет большое значение при проведении аудита, однако нередко случается так, что внешние факторы влияют на процесс проведения инвентаризации, что в свою очередь сказывается на ее результатах. Одним из таких условий выступила пандемия короновирусной инфекции, что в свою очередь весьма сильно сказалось на процессе проведения аудита, и инвентаризации в частности.

Список литературы:

1. Касьянова, Г. Ю. Инвентаризация. Бухгалтерская и налоговая . - М.: АБАК, 2019. - 272 с.

2. Гаврилюк, А. И. Современные особенности проведения инвентаризации материальных ценностей, совершенствование путей отражения результатов инвентаризации в учете // Развитие бухгалтерского учёта, анализа и аудита в современных концепциях управления. - 2020. - С. 55-57.

3. Семигродских, С. А., Соловьева Л. Ю. Учет материально-производственных запасов на предприятии // Молодой ученый. - 2019. - № 2. - С. 269-272.

4. Сотникова, М.С. Оценка материально – производственных запасов // ОБПОУ «КГПК». - 2019. - С. 544-546.

5. Международный стандарт аудита 330 «Аудиторские процедуры в ответ на оцененные риски» (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 09.01.2019 № 2н) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_317265/ (дата обращения: 18.03.21).

Просмотров работы: 24