Нормативно-правовое регулирование в сфере аудита в Российской Федерации - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Нормативно-правовое регулирование в сфере аудита в Российской Федерации

Митусова А.С. 1
1Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Правовые нормы, которые регулируют аудиторскую деятельность, содержатся во многих нормативно-правовых актах, причем как прямо, так и косвенно. Регулирование аудиторской деятельности в РФ основано на нормативно-правовых актах: законодательных (федеральных, региональных), подведомственных и локальных актах.

В настоящее время в РФ существует четырехуровневая система нормативного регулирования аудиторской деятельности. Данная система основана на принципе иерархичности, и каждый последующий уровень дополняет и раскрывает положения предыдущего. Основной принцип данной иерархии: каждый последующий уровень не должен противоречить предыдущему, более высшему.

Согласно данному подходу аудиторская деятельность основывается на следующих уровнях:

1. Основополагающие федеральные нормативно-правовые акты (например, Федеральные законы).

2. Законодательные и подзаконные нормативно-правовые акты, в том числе стандарты аудиторской деятельности.

3. Приказы, распоряжения и методические рекомендации министерств и ведомств органов исполнительной власти РФ, в том числе стандарты саморегулируемых аудиторских организаций.

4. Локальные акты, закрепляющие в себе нормы аудиторской деятельности в конкретной организации и издаваемые ее руководством, то есть это внутренние стандарты аудита.

Тем не менее, среди ряда ученых существует мнение, что существует и пяти и шести уровневая система нормативного регулирования аудиторской деятельности. Однако на наш взгляд наиболее полной является девяти уровневая система, которая представлена ниже.

1. Наивысшее значение и силу в иерархии нормативных актах по юридической силе занимает Конституция РФ. Конституция является основным законом страны и на него опираются все остальные нормативно-правовые акты в иерархии (не должны противоречить ей). Так, например, в Конституции закреплены основы экономических отношений [1].

2. Международное законодательство. Конечно же, сюда относятся те международные договора, которые ратифицированы Российской Федерацией. Среди примеров можно привести Конвенцию о транснациональных корпорациях, в которой закреплены право аудиторской проверки корпорации в соответствии с законом государства, в котором оно находится [2].

3. Этот уровень представлен федеральными конституционными законами. Хотя нормативно-правовых актов данного вида, которые регулируют аудиторскую деятельность, не так много, они также имеют важное значение. Например, о Правительстве РФ, который закрепляет полномочия данного органа власти в сфере экономики [3].

4. Данный уровень представляют федеральные законы, важнейшие их них, конечно же, кодифицированные. Например, в Гражданском кодексе РФ есть перечень юридических лиц, которые могут быть отнесены к субъектам экономической деятельности [4]. Другим примером может послужит Налоговый Кодекс РФ, который закрепляет наказание за несоблюдение аудиторской тайны [5]. Также важное значение имеет Уголовный Кодекс, в котором закреплено наказание аудиторам за превышение из должностных полномочий [6]. Говоря о Федеральных законах, стоит отметить тот, который имеет наиважнейшее значение для аудиторской деятельности, который раскрывает основы аудиторской деятельности [7].

5. Следующее место занимают Указы и распоряжения Президента РФ. Например, Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, который закрепляет сущность и вопросы аудиторской тайны [8].

6. После этого идут Постановления и распоряжения Правительства РФ. Среди примеров можно привести о Министерстве финансов РФ, которое Минфин занимает ключевое положение в регулировании аудиторской деятельности в РФ [9].

7. Акты федеральных органов исполнительной власти. Из вышесказанного становится понятным, что важное значение занимают акты Министерства Финансов РФ. Например, особое значение имеют МСА (международные стандарты аудита).

8. Нормативно-правовые акты саморегулируемых организаций аудиторов. Причем, законодательно не закреплено, в какой форме данные организации должны принимать свои стандарты, но обычно это бывают приказы и распоряжения.

9. Последнее место в данной иерархии занимают локальные акты, представленные стандартами и политиками определенных организаций.

В итоге, видно, что регулирование аудиторской деятельности происходит в девяти уровневой системе нормативно-правовых актов, которые в свою очередь можно разделить на четыре группы: международные, законы, подзаконные и локальные акты. Взаимодействие между этими уровнями представляют собой иерархическую связь, где каждое нижнее звено должно не противоречить вышестоящим.

Таким образом, регулирование аудиторской деятельности в РФ основано на нормативно-правовых актах (причем как прямое, так и косвенное): международных, законодательных (федеральных, региональных), подведомственных и локальных актах. Наивысшее значение и силу в иерархии нормативных актах по юридической силе занимает Конституция РФ, а также международное законодательство в отдельных ее частях. Помимо этого важное место в регулировании аудиторской деятельности занимают федеральные законы, важнейшие их них, конечно же, кодифицированные (Гражданский и Налоговый Кодексы РФ), Указы и распоряжения Президента РФ, Постановления и распоряжение Правительства РФ, а также ведомственные акты (особенно акты федеральных органов исполнительной власти, а именно Министерства Финансов). Также, особое место занимают локальные нормативные акты, представленные действующими политиками и стандартами на конкретных предприятиях.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 19.03.21).

2. Конвенция о транснациональных корпорациях (заключена в г. Москве 06.03.1998). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=2830#009111742711775705 (дата обращения: 19.03.21).

3. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации". [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_366950/ (дата обращения: 19.03.21).

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/ (дата обращения: 19.03.21).

5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 01.04.2020). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/d987f8aecdea90060f74c0c6bdfe46d28f528d7e/ (дата обращения: 19.03.21).

6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 24.02.2021) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 19.03.21).

7. Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" от 30.12.2008 N 307-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83311/ (дата обращения: 19.03.21).

8. Указ Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 (ред. от 18.01.2021) "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне". [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8522/ (дата обращения: 19.03.21).

9. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 329 (ред. от 22.10.2020) "О Министерстве финансов Российской Федерации". [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48609/ (дата обращения: 19.03.21).

Просмотров работы: 28