Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...
Д.С. Лихачев
Воспитание – сложный многоступенчатый процесс формирования будущей личности. В процессе воспитания происходит передача социального опыта от одного поколения к другому. Многие учёные едины в том, что воспитание - это составляющая сложного механизма социализации личности – будущего гражданина своей страны и защитника Отечества. Сегодняшний день диктует необходимость осуществления в образовательных учреждениях деятельности гражданско-патриотической направленности. Это связано, прежде всего, с падением нравственных идеалов, экстремистской деятельностью, нарастанием негативных явлений: бездуховности, социальной незащищенности граждан, пропаганды насилия в СМИ. Но важно помнить, что «патриотизм» - это не ненависть и предвзятое отношение к другим странам и народам, а проявление уважения и ответственного отношения к своей стране, малой Родине. Воспитание чувства патриотизма - это, безусловно, и воспитание нравственности. Мы хотим видеть своих детей высоконравственными, имеющими желание прийти на помощь, с явным желанием делать свою страну счастливее, богаче и крепче. И.М. Ильинский считает, что главной задачей патриотического воспитания является формирование национального самосознания, гражданственности, патриотизма, уважения к законности и правопорядку, внутренней свободы и чувства собственного достоинства [2].
Становление ценностной сферы личности начинается с самых первых дней вхождения человека в социум. Этот факт обусловливает актуальность становления ценностной сферы детей, в особенности у младших школьников. Поэтому ученые считают, что данный возрастной период наиболее благоприятен для формирования гражданских качеств (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин). В большинстве сложившихся мнений заложена мысль, что основы гражданских качеств личности у ребенка необходимо закладывать в семье (В.Н. Гуров, Г.Н. Филонов), детском дошкольном учреждении (С.А.Козлова), в общеобразовательной школе (Б.Т. Лихачев) как можно раньше. Вопросы формирования гражданственности и патриотизма, гражданского становления личности школьника рассматривается в работах таких современных педагогов, как Л.С. Выготский, Л.В. Кузнецова, Н.Ю. Синягина, В.А. Сластенин, В.А. Сухомлинский и других. В трудах Бабанского Ю.К., Бондаревской Е.В., Гришина Д.М., Макаренко А.С., Маллаева Д.М., Филонова Г.Н. и других разработаны научные основы нравственного воспитания личности, доказана необходимость целостного системного подхода к этому процессу.
Под гражданско-патриотическим воспитанием в современной начальной школе понимается неуклонное и постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине. Важно отметить и то, что патриотизм не навязывается младшему школьнику «вслепую». Учащиеся начальной школы на уроках знакомятся с национальными героями и историей своей Родины, рассматривают пейзажные зарисовки и изучают литературные произведения своих соотечественников. По мнению В.Е. Мусиной, военно-патриотическое воспитание основывается на принципе преемственности поколений, передаче славных боевых и трудовых традиций. Защита Отечества – это священный долг каждого гражданина. Задача школы и семьи – воспитать своего сына и ученика так, чтобы он с желанием шел на военную службу в армию, чтобы понимал свою ответственность перед Родиной и мог при необходимости стать с оружием в руках на ее защиту. Для этого надо с детских лет воспитывать в детях коллективизм, чувство товарищества, физически развивать и закаливать подростков [5].
Помимо этого, гражданское воспитание призвано формировать у учащихся представления о гражданском обществе, его нормах, ценностях. В этом плане любой педагог должен осуществлять воспитательную деятельность в следующих направлениях:
формирование ответственного отношения к законам и правовым нормам;
ознакомление учащихся с законами и правовыми нормами государства;
сотрудничество с правовыми организациями – правовое просвещение учащихся и их родителей;
организация внеклассных мероприятий гражданско-патриотической направленности.
Результатами такой воспитательной деятельности будут являться ответственное отношение к героическому прошлому, культуре и природе своей Родины, а самое важное - развитие у учащихся гражданственности, а также их подготовка к осмысленной жизни и деятельности. Так, гражданственность является стержневым качеством любого человека, влияющим на его образ жизни. Эту мысль в своей статье высказывает Е.В. Бондаревская: «Гражданская зрелость интегрирует качества, характеризующие развитие ребенка как субъекта истории: гражданственность, свободу, ответственность, социализированность и другие» [1, С. 7].
Многовековое школьное наследие позволяет современным педагогам использовать в своей деятельности разнообразные формы и методы организации работы гражданско-патриотической направленности. В качестве основных методов воспитания стоит отметить:
убеждение (рассказ, разъяснение, внушение, лекция, беседа и т.д.);
метод положительного примера;
методы упражнений (приучения), одобрения и осуждения;
метод контроля, самоконтроля и самооценки;
метод требования и переключения.
Наиболее часто педагогами используются следующие формы воспитательной работы: беседы, лекции, диспуты, дискуссии, экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия и другие. Дела, или коллективное творческое дело (КТД), - это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе. Основные формы: трудовые десанты и операции, рейды, ярмарки, фестивали, самодеятельные концерты и спектакли, агитбригады, помощь ветеранам и другие. Игра - это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения. Виды форм: деловые игры, сюжетно-ролевые, игры на местности, спортивные игры, познавательные и другие.
О.Е. Жиренко отмечает, что различные вариации форм воспитательной работы позволяют полнее использовать их потенциал и целенаправленно выбирать соответствующие варианты форм, учитывая их достоинства и недостатки. Все типы форм работы имеют свое педагогическое значение, и каждый из них по-своему ценен в процессе воспитания [12].
В данной работе представлен анализ содержания гражданско-патриотической воспитательной работы в МБОУ СОШ № 2, Краснодарский край, ст. Староминская, Староминский р-н. В школе проводятся следующие мероприятия гражданско-патриотической направленности:
творческие вечера, празднование памятных дат, открытие мемориальных досок на территории школы;
классные часы и общешкольные линейки.
В качестве наиболее продуктивных форм воспитательной работы стоит отметить такую, как информационный час. Это действенная форма гражданско-патриотического воспитания, которая призвана расширять знания детей об окружающем мире, учить работать с периодическими изданиями, воспитывать интерес к происходящим в стране событиям, формировать привычку читать детскую прессу.
Устный журнал (сообщение) – это коллективное дело, представляющее собой серию коротких выступлений (страничек) учащихся на различные темы окружающей жизни. На основе таких устных выступлений оформляется информационная газета (доска) класса. Такую газету учащиеся могут составить по произведению гражданско-патриотической направленности.
В МБОУ СОШ № 2 проводятся следующие мероприятия:
празднование памятных дат, посвященных дням воинской славы, увековечение памяти павших в борьбе за свободу и независимость Родины;
организация совета «Ленинская комната» и «Тимуровское движение», поисковая деятельность, помощь пожилым людям, а также поздравление ветеранов с памятными датами;
открытие школьного музея, приобщение к культуре, традициям казачества, встречи с ветеранами войны, героями трудовых подвигов, участниками Афганской войны, военно-спортивные игры.
На базе школы в 2006 году был открыт школьный краеведческий музей под руководством директора школы И.Н. Дацко, заместителя по учебно-воспитательной работе Л.Б. Шипитько, учителя истории Л.А. Губы, а также лекторов школьного музея Ю.С. Лыковой и А.С. Гондаревской. Музей вмещает три экспозиционных зала: «Кубанская хата и подворье», «История школы» и «Пионерская организация СОШ № 2». Ученики также были задействованы в создании музея: приносили экспонаты (старые и памятные вещи прадедушек и прабабушек, бабушек и дедушек), участвовали в процессе обустройства музея. На базе школьного музея проводятся уроки внеклассного чтения: «Моя Родина – Кубань!» Традиционными стали для учащихся конкурсы чтецов и песен военных лет «На солдатской завалинке».
Не менее уникально содержание гражданско-патриотической воспитательной работы, построенной на основе использования опыта педагогики казачества в патриотическом воспитании ребенка в современных условиях начальной школы [6]. В своей работе И.Т. Плюшкина отмечает, что каждый народ обладает своей исторической памятью, традициями, в которых запечатлены его духовные ценности. Казачье образование исторически предполагало высокий уровень не только специальной, но и качественной общеобразовательной, нравственной подготовки воспитанников. Основными идеями педагогики казачества являлись: воспитание подрастающих поколений на идеалах и ценностях казачьей культуры, в духе патриотизма и державности, становление личности свободного (вольного) человека, укорененного в свою малую Родину. Происходит массовое открытие казачьих классов, в особенности на территории Краснодарского края и Ростовской области, в местах, где зародилось казачество. Открытие классов казачьей направленности в школах предполагает создание благоприятной среды для воспитания подрастающего поколения. В соответствии с положениями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности РФ основными направлениями работы «казачьих» классов являются [3]:
- краеведение;
- православная культура;
- история и традиции казачества;
- физическое воспитание;
- фольклор;
- декоративно-прикладное творчество.
Начиная с первых лет обучения, у младших школьников воспитывается художественная и музыкальная культура. Важное внимание уделяется приобщению учащихся к народной культуре и творчеству.
Помимо представленных выше содержания и форм, гражданско-патриотическое воспитание может осуществляться посредством различных программ приобщения детей к народной культуре или даже опоры на традиции прошлого. Но, пожалуй, наилучший способ вызвать безграничную гордость за свою Родину у ребенка – это познакомить его на уроках литературного чтения (1-4 классы) и литературы (5-11 классы) со славным, героическим прошлым государства, в котором он живет. Так, предмет «Литературное чтение», обладая большим воспитательным потенциалом, имеет все основания считаться одним из «китов», благодаря которым воспитывается высоконравственный гражданин, патриот России.
Уроки литературного чтения в начальной школе имеют исключительную важность в развитии эмоциональной сферы ребенка, открывают доступ к бесконечному источнику красоты, правды, источнику чистой радости и благих порывов. Умение понимать и переживать прекрасное не дается человеку от рождения, его, как и всякую человеческую способность, необходимо развивать. Урок литературного чтения дает эту возможность. Границы обычного школьного урока расширяются за счет организации интересных внеклассных занятий, на которых школьники активно проявляют себя. Обучающиеся свободно высказывают свою точку зрения, делятся своим жизненным опытом, отождествляют себя с героями произведений, а также решают жизненные задачи. Так, одним из важнейших принципов, как подчеркивает Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», является «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, сочетающей профессиональную компетентность с гражданской ответственностью, воспитание гражданственности и любви к Родине» [9]. Достижение этой цели возможно благодаря урокам литературного чтения: художественной речи, слову, книге. Ежедневное общение с книгой – это богатейший материал для воспитания юных сердец.
«Литературное чтение» представляет собой учебный предмет, который призван ввести детей в мир художественной литературы, сформировать средствами художественного слова образные представления о человеке и окружающем его мире. Уроки литературного чтения помогают формировать у учащихся отношение к изображенным жизненным ситуациям, пробуждать интерес к книгам и чтению, закладывать основы читательской культуры личности, а главное воспитывать будущего гражданина своей страны. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) предусматривает главной целью духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени начального общего образования. Такой подход призван обеспечивать все условия для духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной, а также внешкольной деятельности. Основой его являются ключевые воспитательные задачи и базовые национальные ценности российского общества [7].
В свете сказанного, основными задачами курса «Литературное чтение» являются:
освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге;
овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой;
формирование, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире;
воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе;
формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений» [8, С. 9].
Решая данные задачи, можно также достигнуть следующих предметных результатов:
приобретение учащимися умения осознанного чтения текста;
работа с различными видами текста;
осознание места и роли литературного чтения в познании окружающего мира, а также понимание значения чтения для формирования собственной культуры - освоение основных нравственно-этических ценностей;
построение монологических высказываний и участие в диалоге;
формирование умения анализировать внешность, речь и поступки героев произведения на основе работы со средствами выразительности [8].
Важно отметить те линии педагогического взаимодействия, которые реализуются средствами учебного предмета «Литературное чтение» в рамках гражданско-патриотического воспитания:
изучение литературных текстов;
сопоставительное изучение отечественной и зарубежной литератур;
анализ образов героев, их поведение и поступки;
изучение личности писателя, его психологии и философии творчества.
Эффективным средством патриотического воспитания являются русские народные песни и сказки, несущие в себе глубокую народную мудрость, которая передается от поколения к поколению. Содержание народных песен и сказок раскрывает как красоту русской природы, так и особенности быта и культуры нашей страны, народные ценности, представление предков о том, что такое Родина. Немаловажную роль в формировании основ гражданственности играют уроки знакомства с творчеством писателей, родившихся и живущих в нашей стране, воспевших её в своих произведениях. В результате анализа учащимися этих произведений у них формируются знания о родной стране, её особенностях, истории и культуре, что оказывает мощное воспитательное воздействие. Ещё одной отличительной особенностью данной дисциплины является сходство методов обучения и методов воспитания, которые активно применяются в рамках урока или внеклассного чтения. Наиболее подходящие из них: рассказ, беседа и анализ воспитывающих ситуаций. В.А. Лазарева отмечает то, что диалог позволяет учащимся подойти к теме урока, в ходе которого дети открывают новое знание. Беседа как метод воспитания отлично вплетается в урок, построенный в рамках этой технологии. Анализ воспитывающих ситуаций учащимися можно сопоставить с такими направлениями анализа текста, как анализ мотивов поведения действующих лиц и анализ идеи произведения [4]. На основе ситуаций, представленных в произведении, можно создать и проанализировать с детьми такие воспитывающие ситуации, как проблемная, аналитическая, прогностическая. Несомненная изюминка таких уроков – это опора на жизненный опыт учащихся.
На основе анализа положений ФГОС НОО по дисциплине «Литературное чтение», учебно-методических комплексов, а также различных подходов к реализации литературного образования, можно отметить ключевые воспитательные возможности данного учебного предмета:
становление гражданской идентичности младшего школьника;
приобщение к литературе как к искусству слова; освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста;
формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника.
Уроки литературного чтения по праву можно считать источником нравственного воспитания. Учебный материал, используемый на уроках, имеет большие возможности для воспитания школьников, потому как способствует формированию ценностных ориентаций будущей личности. Современный урок позволяет учиться младшим школьникам не только на ошибках литературных героев, но также имеет огромную возможность осмыслять свой небольшой жизненный опыт.
Курс «Литературное чтение» основан на тематическом принципе. Тематику разделов учебного курса определили психологические особенности детей младшего школьного возраста. Авторы учебного курса подбирают произведения таким образом, чтобы не только содержание, но и их названия уже побуждали младших школьников задуматься над проблемами, отраженными в содержании текста. Многие ученые-психологи утверждают, что именно художественные тексты способствуют воспитанию патриотизма.
В курс литературного чтения очень часто включают тексты краеведческого материала. Д.С. Лихачев в своих трудах отмечал, что Краеведение учит детей любить свою малую родину, прививает интерес к истории родных мест. По мнению ученого, младший школьник должен обязательно познакомиться с творчеством местных поэтов, которые в своих произведениях воспевают родные просторы. Так, Л.А. Ефросинина утверждает, что воспитательное воздействие, помимо прозы, могут оказывать произведения поэтов. Так, в каждом учебно-методическом комплексе существует раздел «Стихи русских поэтов». В них воспеваются русская природа, Родина, Отчизна, родные места, в которых прошло детство поэтов. Дети знакомятся с произведениями замечательных авторов: С.А. Есенина, М.Ю. Лермонтова, С.Я. Маршака, С.В. Михалкова, А.С. Пушкина, А.А. Фета, К.И. Чуковского и других. Изучение литературных шедевров обогатит и разовьет детей духовно, сформирует глубокое убеждение в том, что красота природы, разнообразный животный и растительный мир – это общее богатство народов нашей страны, и богатство это надо хранить и преумножать [13].
Изучение стихотворений о Великой Отечественной войне также способно оказать положительное воздействие на формирование личности гражданина. Стихи о Великой Отечественной войне относятся к гражданской лирике. Гражданская лирика характеризуется тем, что основные темы ее относятся к защите общественных интересов. Гражданская поэзия дает целые картины жизни с точки зрения социальных идеалов [11]. Работая со стихотворениями о Великой Отечественной войне, нужно обращать особое внимание на события, их последовательность; героев стихотворения; характер героя, его поступки и их мотивы, следует стремиться к восприятию и пониманию эмоционально-нравственных переживаний героев стихотворения; средства, с помощью которых автор передает свое отношение к проблеме. Литература о Великой Отечественной войне - это литература темы Родины.
Многие ученые и педагоги по праву присуждают первое место сказке как инструменту обучения и воспитания с первых лет жизни каждого человека. Воспитательный потенциал сказки – это совокупность имеющихся в её резерве возможностей воспитания и обучения. С уверенностью можно утверждать, что сказки:
- формируют гармонично развитую личность;
- хорошо воспринимаются и усваиваются детьми;
- несут в себе глубокую народную мудрость и дают детям образец истинного патриотизма;
- развивают логическое и образное мышление;
- способствуют познанию окружающего мира и развитию эстетического чувства.
В качестве примера реализации процесса воспитания посредством сказки в данной работе представлен практический опыт учителя начальных классов МБОУ «Школа № 86 имени Героя Советского Союза Пескова Дмитрия Михайловича» Черепухиной Елены Николаевны [10].
На уроках литературного чтения для более полного восприятия произведения учителем используются следующие приемы работы с текстом:
- поисковое чтение (поиск ответа на вопрос учителя);
- чтение с остановками (для построения прогноза разрешения событий);
- чтение текста с пометками (отмечаются непонятные слова, знакомые явления, отмечается то, что, например, учащиеся не знают, но хотят узнать);
- чтение по группам или по лицам (способствуют активному вживанию в образ героя как положительного, так и отрицательного);
- урок-дискуссия (способствует выражению собственной точки зрения учащегося);
- анализ портрета героя, как внешнего, так и психологического;
- объяснение поступков героев.
Так, например, можно рассмотреть некоторые эпизоды урока на тему «Гражданская и человеческая ответственность. Тема совести». Работа на такую тему очень ярко прослеживается в рамках знакомства младших школьников со сказкой Г.Тукая «Водяная».
Воспитательные задачи урока:
- воспитывать у детей честность, доброту отзывчивость через произведения Г. Тукая;
- воспитание в учащихся чувства совести; ответственности, за совершенные поступки;
- учить детей чувствовать, понимать стихотворения и сказки Г.Тукая.
Основной план действий:
знакомство с автором сказки;
в ходе урока младшие школьники знакомятся с содержанием поучительной сказки. На данном этапе происходит обсуждение ключевых событий сказки (кража золотого гребешка мальчиком у водяной, погоня водяной за мальчиком, явление водяной ночью за гребнем, возвращение гребня водяной и поучение от матери).
повторное чтение по ролям и обсуждение образов героев, их поступков;
поисковое чтение, необходимое, чтобы ответить на поставленные учителем вопросы (Кому принадлежит гребень? Почему отругала мальчика мама? и другие).
Работа с устным народным творчеством (пословицы).
Учитель: Г. Тукай любил свою Родину, хотел, чтобы Земля наша процветала, дети росли здоровыми, трудились для блага своего народа, Родины. В его стихах мудрость, справедливость, правда. То же, что сохранилось в народных пословицах. Сейчас мы посмотрим, как вы знаете пословицы. Я говорю пословицу, а вы её заканчиваете.
- Кончил дело – гуляй … (смело);
- Без труда не вытащить рыбку из … (пруда) и другие.
Анализ педагогического опыта показывает, что сформированные признаки гражданской воспитанности у детей младшего школьного проявляются:
- в системе оценки поведения героев произведения, окружающих, а самое главное - собственного;
- в осознании чувства ответственности за поступки;
- в понимании идеи автора произведения;
- в способности самостоятельно делать свой выбор и осознавать ответственность за него;
- в проявлении чувств любви и уважения к Родине через чувство ответственности перед ее судьбой.
Подводя итог, можно сказать, что гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения. Содержание гражданского воспитания направлено на формирование цельной нравственной личности – патриота своей Родины. На сегодняшний день в России большое внимание уделяется начальному литературному образования, одной из целей которого выступает формирование основ гражданственности личности. Достижение этой цели возможно при условии изучения на уроках литературного чтения художественных произведений гражданско-патриотической направленности, а также с использованием граждански-ориентированных методов и форм обучения. Анализ педагогического опыта реализации гражданско-патриотического воспитания на уроках литературного чтения показывает, как можно строить уроки, способные воспитать будущего гражданина. Подобные уроки помогают формировать у учащихся отношение к изображенным жизненным ситуациям, пробуждать интерес к судьбе Родины, ее культуре, воспитывая, таким образом, будущих граждан, патриотов нашей страны.
Список использованной литературы
Бондаревская Е.В. Качество воспитания – качество человека // Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности как условие конструктивного развития современной России: материалы конференции. Секция 1. Методологические и теоретические проблемы научного осмысления личностного подхода в воспитании. – Ростов н/Д: РГПУ, 2004. – 212 с.
Дубинина Н.Н. Традиции и перспективы воспитания духовности и патриотизма на рубеже XXI века // Человек в мире культуры: духовно-нравственное воспитание и развитие: материалы докладов международного педагогического форума. – Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2010. – 532 с. – С. 150-159.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. ФГОС, издательство «Просвещение». – М., 2008.– 26 с.
Лазарева В.А. Литературное чтение в современной школе: сборник статей / В.А. Лазарева. – М.: Изд-во педагогического университета «Первое сентября», 2005. – 176 с.
Мусина В.Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие / В.Е. Мусина. — Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. – 155 с.
Плюшкина И.Т. Опыт педагогики казачества в патриотическом воспитании ребенка в современных условиях начальной школы // Актуальные проблемы современного начального образования: тематический сборник. Выпуск 3. - ЮФУ, Ростов-на-Дону, 2015. - 368 с.– С. 252-256.
Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) 1-4 кл.[Электронный ресурс]. – Режим доступа. – http://минобрнауки.рф/documents/922. Дата обращения 22.07.2020.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования второго поколения (ФГОС НОО). Литературное чтение [Электронный ресурс]. – Режим доступа. - http://gym1748v.mskobr.ru/files/urok_chtenie_v_svete_trebovanij_fgos.pdf. Дата обращения 28.07.2020.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». — М.: Норматика, 2013. — 128 с.
Черепухина Е.Н. Организация гражданско-патриотической воспитательной работы в МБОУ «Школа №86». Воспитательное мероприятие на тему: «Гражданская и человеческая ответственность. Тема совести» (Г.Тукай «Водяная»). – г. Ростов-на-Дону, 2017. – 58 с.
Эйгес И.Р. Гражданская поэзия // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов [Электронный ресурс]. – Режим доступа. - http://febweb.ru. Дата обращения 06.08.2020.
Электронное учебное пособие. Педагогика: тезисы лекций и практические занятия [электронный ресурс]. – Режим доступа. -http://vaniorolap.narod.ru/index.html#top. Дата обращения 20.08.2020.
Эстетический принцип в курсе «Литературное чтение» программы «Начальная школа XXI века». Особенности курса «Литературное чтение» [электронный ресурс]. – Режим доступа. - http://nsportal.ru/nachalnayashkola/materialy-mo/2014/11/24/osobennosti-kursa-literaturnoe-chtenie-poprogramme.Дата обращения 16.08.2020.