Введение. В процессе учебно-тренировочных занятий обучающихся греко-римского стиля обучают различным двигательным действиям в целях развития способности управлять своими движениями, а также в целях познания закономерностей движений своего тела. Обучают также правильному выполнению движений, используемых в качестве общеразвивающих упражнений для управления физическим развитием [4,7].
Однако это означает, что необходимо добиваться максимального развития всех физических способностей. Борцу не обязательно иметь силу тяжелоатлета или выносливость бегуна. Необходимо оптимальное сочетание таких физических качеств, которые способствуют совершенствованию в избранном виде борьбы [1,5,6].
Перед педагогом при решении воспитательных, образовательных задач и задач физического развития в процессе физического воспитания, спортивной тренировки, физической рекреации и реабилитации особо важное значении приобретают способы применения избранных средств, которые помогут более успешно и продуктивно их достигнуть. Этот поиск связан с выбором эффективных методов обучения двигательным действиям, развития физических качеств (способностей) и воспитания личностных свойств, которые применимы и необходимы в труде, быту или на занятиях по греко-римской борьбе [2,3,7].
Цель исследования – выявить и оценить физическую подготовленность обучающихся 11,7±0,5 лет, занимающиеся греко-римской борьбой, при условии использования комплекса упражнений в круговой форме тренировочного процесса на начальном этапе подготовки.
Методика и организация исследования.В исследовании участвовали обучающие группы начальной подготовки третьего года обучения в количестве 24 человек. Возраст обучающихся на момент исследования соответствовал 11,7±0,5 лет. Затем все участники были поделены на две группы – контрольную и экспериментальную по 12 человек в каждой. Все обследуемые родились и постоянно проживали на территории города Архангельска и Архангельской области. Исследование проводилось в МБУ СШ № 6 города Архангельска по греко-римской борьбе.
На основании Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта спортивная борьба, утвержденного приказам Министерства спорта РФ от 27.03.2013г. № 145, нами были применены следующие нормативные тест-упражнения: «Бег на 30 м» (сек); «Челночный бег 3 х 10 м» (сек); «Сгибание и разгибание рук из положения вис на высокой перекладине» (подтягивание) (максимальное кол-во раз); «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа» (отжимание) (раз); «Подъем туловища лежа на спине в положение сед» (раз); «Вис на согнутых (угол до 90°) руках» (с); «Бросок набивного мяча (3 кг) назад» (м); «Бросок набивного мяча (3 кг) вперед из-за головы» (м); «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа» за 20 с (раз); «Подъем туловища лежа на спине» за 20 с в сед (раз); «Прыжок в длину с места» (см); «Прыжок в высоту с места» (см).
Обработка полученных данных проводилась на персональной ЭВМ с использованием пакета стандартных статистических программ EXCEL – 10.0 для среды Windows. Вычислялись: средняя (М) и ошибка средней (m), среднее квадратичное отклонение (r). Достоверность различий определялось по t-критерию Стьюдента, и применялась на уровне значимости 95% (р<0,05).
Результаты исследования и их обсуждение.Для того, чтобы оценить уровень физической подготовленности школьников, занимающихся греко-римской борьбой на этапе начальной подготовки, было проведено тестирование занимающихся с целью определения исходного физического состояния и сравнения экспериментальной и контрольной групп. Аналогичное тестирование проводилось после эксперимента в конце исследования для сопоставления физических показателей, которые позволят осуществить оценку физической подготовленности обучающихся и сравнить результаты тестирования экспериментальной и контрольной групп.
Таблица 1 – результаты тестов физической подготовленности у занимающихся в начале исследования в октябре месяца 2020 года и в конце исследования в апреле 2021 года (M±m)
ТЕСТЫ |
Контрольная группа. 10.2020 г. |
Контрольная Группа 04.2021 г. |
Экспериментальная группа 10.2020 г. |
Экспериментальная группа 04.2021 г. |
P |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Скоростные качества |
|||||
Тесть 1 - Бег 30 м (с) |
5,7±0,3 |
5,1±0,2 |
5,6±0,4 |
4,9±0,3 |
Р<0,05 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Скоростно-координационные качества |
|||||
Тест 2 - Челночный бег 3х10 м (с) |
7,5±0,4 |
6,8±0,3 |
7,6±0,3 |
6,6±0,3 |
Р<0,05 |
Силовые качества |
|||||
Тест 3- Сгибание рук в висе на перекладине (подтягивание) (раз) |
5,5±0,4 |
6,3±0,3 |
5,4±0,4 |
6,4±0,3 |
Р<0,05 |
Тест 4- Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимание) (раз) |
16,3±0,8 |
18,4±0,6 |
15,9±0,9 |
18,9±0,7 |
Р<0,05 |
Тест 5 – Подъем туловища лежа на спине в положение сед (раз) |
9,5±0,7 |
11,3±0,6 |
9,7±0,7 |
12,1±0,5 |
Р<0,05 |
Силовая выносливость |
|||||
Тест 6 - Вис на согнутых (угол до 90°) руках (с) |
3,5±0,4 |
4,1±0,4 |
3,4±0,5 |
4,3±0,4 |
Р<0,05 |
Скоростно-силовые качества |
|||||
Тест 7 - Бросок набивного мяча (3 кг) назад (м) |
5,8±0,5 |
6,8±0,4 |
6,1±0,5 |
7,3±0,5 |
Р<0,05 |
Тест 8 - Бросок набивного мяча (3 кг) вперед из-за головы (м) |
4,8±0,5 |
5,7±0,5 |
5,1±0,5 |
6,3±0,4 |
Р<0,05 |
Тест 9 - Сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 20 с (раз) |
9,4±0,5 |
11,1±0,4 |
9,7±0,5 |
11,5±0,5 |
Р<0,05 |
Тест 10- Подъем туловища лежа на спине за 20 с в сед (раз) |
3,7±0,4 |
4,3±0,4 |
3,9±0,5 |
4,8±0,4 |
Р<0,05 |
Тест 11 - Прыжок в длину с места (см) |
160,2±5,3 |
186,7±5,0 |
161,1±5,7 |
190,6±5,5 |
Р<0,05 |
Тест 12 - Прыжок в высоту с места (см) |
35,8±0,6 |
41,5±0,4 |
35,3±0,6 |
42,6±0,5 |
Р<0,05 |
Как показал анализ результатов тестовых упражнений, за полугодичный тренировочный период у школьников, занимающихся греко-римской борьбой на начальном этапе подготовки отражает выявленную динамику значимых абсолютных значений и темпов их прироста - как в контрольной, так и экспериментальной группах. Но, необходимо заметить, что процентный прирост по всем тестовым показателям в экспериментальной группе больше.
Исходя из показателя теста «Бег 30 м» скоростная подготовленность улучшилась. Так в контрольной группе в начале первого тестирования соответствовало – 5,7±0,3 сек и по окончанию исследования показатель времени теста достоверно уменьшилось (улучшилось) – до 5,1±0,2 сек (р<0,05) на 10,52%. В экспериментальной – от 5,6±0,4 сек до 4,9±0,3 сек (р<0,05). Показатель улучшился на 14,03%. Из выше представленных данных свидетельствует, что в группах начальной подготовки за период тренировочных занятий, в целом отмечается положительная динамика скоростно-координационного показателя. В тесте «Челночный бег 3х10 м» в контрольной группе показатель времени теста соответствовал от 7,5±0,4 сек до 6,3±0,3 сек (р<0,05) на 14,5% и в экспериментальной - от 7,6±0,3 сек до 6,6±0,3 сек (р<0,05). Процентный прирост на 13,1%. Результаты трех тестовых силовых показателей свидетельствуют, что у школьников, занимающихся греко-римской борьбой за шестимесячный период занятий в обеих группах, отмечается положительная динамика силовой подготовленности. В контрольной группе показатели увеличились 12,8%, 14,5% и 18,9%. У ребят экспериментальной группы на 18,5%, 18,8% и 24,7%. Показатель выносливости у обучающих контрольной группы результат времени теста соответствовал от 3,5±0,4 сек до 4,1±0,4 сек (р<0,05) на 17,1%. В экспериментальной – от 3,4±0,5 сек до 4,3±0,4 сек (р<0,05) на 20,9%. За полугодовой период тренировочных занятий в обеих группах показатели шести тестов, отражающие скоростно-силовую подготовленность, так же значимо улучшились. В процентном отношении в контрольной группе результат показателя длина прыжка с места на 16,5% (в экспериментальной на 18,3%); в высоту на 12,7% (в экспериментальной на 20,6%); длина броска набивного мяча (3 кг) назад на 17,2% (в экспериментальной на 19,6%); набивного мяча (3 кг) вперед из-за головы на 18,7 (в экспериментальной на 23,5%); в сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 20 с на 10,6% (в экспериментальной 18,5%) и в подъеме туловища лежа на спине за 20 с в сед на 16,2% (в экспериментальной 23,0%).
Предложенный и применяемый комплекс упражнений в круговой форме организации учебно-тренировочного процесса для развития физической подготовленности школьников, занимающихся греко-римской борьбой, можно считать более эффективным, так как использование его привело к выраженному процентному приросту всех показателей тестовых упражнений в экспериментальной группе.
Выводы.
На основание литературных данных, можно сказать, что перед педагогом при решении воспитательных, образовательных задач и задач физической рекреации и реабилитации особо важное значении приобретают способы применения избранных средств, которые помогут более успешно и продуктивно их достигнуть.
Применение в учебно-тренировочном процессе занятий комплексов упражнений привело к улучшению развития физической подготовленности в обеих группах.
Комплекс упражнений, используемый в круговой форме организации тренировочного процесса – более эффективен, так как процентный прирост показателя свидетельствует о целенаправленные системы физического воспитания в экспериментальной группе.
Список использованной литературы.
Захаров Е.Н. и др. Энциклопедия физической подготовки: методические основы развития физических качеств. – М.: Ленос, 2004. – 516 с.
Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учеб пособие / Б.Х. Ланда. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: Советский спорт, 2006. – 208 с.
Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя. - М.: ООО «Фирма «издательство АСТ», 1998. - 272 с.
Мазур А.Г. Классическая борьба. - М.: Военное издательство министерства обороны СССР, 1972. - 192 с.
Романенко В.А., Максимович В.А. Круговая тренировка. - М.: Физкультура и спорт, 2007. - 110 с.
Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1972. - 180 с.
Холодов Ж.К., Теория и методика физического воспитания и спорта. [Текст]: учебное пособие для ст-товвысш. учеб.заведений. / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2007. - 480 с.