Трансформация образования: подходы к формированию компетенций - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Трансформация образования: подходы к формированию компетенций

Паращенко А.В. 1, Красильников В.В. 1
1ГБОУ ВО СГПИ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Четвертая промышленная революция берет свое начало с 2000-х годов и опирается на цифровую революцию. Ее средства – это Интернет, беспилотные автомобили, нейронные сети, компьютерная диагностика заболеваний, использование Больших данных в самых разных сферах человеческой деятельности. Ее тренды: BigData, Blockchain, Искусственный интеллект, Туманные вычисления, Интернет вещей, с безграничными возможностями и всепроникающей эффективностью поражают своими масштабами.

BigData – технологии, позволяющие обрабатывать большие объемы неструктурированных данных, систематизировать их, анализировать и выявлять закономерности, непосильные человеческому мозгу. BigData – это огромные хранящиеся и обрабатывающиеся массивы из сотен петабайт данных [1].

Blockchain – это технология, позволяющая хранить данные в децентрализованной сети, которую невозможно подделать или подменить [2].

Искусственный интеллект (сокр. ИИ) – теория и реализация компьютерных систем, способных выполнять задачи, обычно требующие человеческого интеллекта, такие как визуальное восприятие, распознавание речи, принятие решений и перевод с одного языка на другой [3].

Туманные вычисления – это высоко-виртуализированная платформа, предоставляющая вычислительные, запоминающие и сетевые сервисы между конечными устройствами и центрами данных облачных вычислений, и которая обычно, но не всегда, располагается на границах сети [4].

Интернет Вещей (IoT) – это новая концепция, в которой Интернет эволюционирует от объединения компьютеров и людей к объединению (умных) объектов/вещей [5].

Эрик Бриньолфсон и Эндрю Макафи, сравнивая стремительные происходящие изменения и разрабатываемые информационные технологии с промышленной революцией 18 столетия, называют новую эру «второй эрой машин» в одноименной книге «Вторая эра машин» изданной в 2017 году [6].

К. Шваб в своей книге «Четвертая промышленная революция» распределив тренды по трем блокам: физическому, цифровому, биологическому, говорит о том, что помимо основной направленности (ориентации), все они связаны между собой: «При этом различные технологии используют преимущества друг друга на основе изобретений и развития каждой из них» [7].

«Революционные тренды» характеризующие Четвертую промышленную революцию привнесут коренные изменения в производственные процессы. Повлекут за собой не только технологические новации, но и смену социальной парадигмы, культурного кода [8].

Уже сейчас «Индустрия 4.0» изменила экономическую концепцию. Теперь для того чтобы создать ценностную единицу необходимо привлечь минимальное количество рабочей силы, нежели 10-15 лет назад, пример – интеллектуальные фабрики. К. Кристенсен в своей дилемме инноватора говорит о том, что сегодня суть успеха, в том числе и экономического, заключается в грамотном управлении «подрывными технологиями» - инновациями, радикально меняющими правила функционирования устоявшегося рынка. И только та организация, отказавшаяся от устарелых и эффективно применяющая «подрывные технологии» сможет достигнуть успеха [7].

Но для того, чтобы добиться успеха в экономической и других сферах, необходимы квалифицированные специалисты, обладающие актуальными революционными компетенциями, котирующимися Четвертой промышленной революцией. Приверженцем данного мнения является Сауро Пасини – эксперт премии "Глобальная энергия", президент International Flame Research Foundation. По его мнению приоритетной задачей на данный момент является подготовка «…рабочего класса 4.0…» [8], способного использовать свои знания в рабе с новыми технологиями.

Для того чтобы обеспечить рабочие места специалистами такого уровня, необходимо провести еще не бывалую в истории трансформацию образовательного процесса, ведь как упоминалось в докладе о глобальной повестке образования, подготовленного в рамках деятельности Re-Engineering Futures Group ведущими педагогами и новаторами всего мира: «Ближайшее двадцатилетие будет эпохой самых радикальных перемен в образовании» [9]. В связи с этим появляется множество научной литературы, в которой такие известные личности как Абашкина О., Баринова О.В., Гайдученко Е., Марушев А., Давидова В., Жадько Н.В., Чуркина М.А., Иванов Д., Канардов И., Клюковская И., Мирошниченко А.Н., Новиков А.М., Чошанов М.А., Чуланова О.Л., Павлова Е., Портланд Ю., Сосницкая О., Татаурщикова Д., Шипилов В. рассматривают проблемы современного образования, пути и средства их решения.

Одним из таких средств решения образовательных проблем является деятельностный подход, сущность которого заключается в создании индивидуальных образовательных траекторий, подразумевающих учет индивидуальных возрастных психологических и физических возможностей обучаемых. Индивидуальные образовательные траектории позволят использовать различные методики обучения и подходы, направленные на возникновение и совершенствование способности учащегося самостоятельно находить и успешно осваивать новые знания, развивать общенаучный кругозор, формировать цельное научное мышление. [10],

Одним из таких подходов является междисциплинарный. Он позволяет сохранить объемы знаний, повысив при этом их практическую значимость. Средством реализации междисциплинарного подхода является «непрерывное образование», применение которого рассматривается в деятельностном подходе как нового способа образовательной деятельности, способного обеспечить опережающее развитие человека, формирование у него прогностических и эмерджентных качеств, опирающихся на социальную и культурно-историческую среду. Ключевыми факторами организации междисциплинарного подхода являются: Hard skills и Soft skills.

Д. Татарщикова определяет Soft skills как унифицированные навыки и личные качества, которые повышают эффективность работы и взаимодействия с другими людьми. К этим навыкам относится: управление личным развитием, умение оказать первую помощь, умение грамотно управлять своим временем, умение убеждать, навык ведения переговоров, лидерство и т.д. [11].

В. Давидова в своих работах определяет «жесткие» компетенции как «… все навыки, которые связаны непосредственно с ремеслом и той деятельностью, которой занимается человек» [12]. А «мягкие» компетенции как «… приобретенные навыки, которые получил человек, через дополнительное образование и свой личный жизненный опыт и которые он использует для своего дальнейшего развития в профессиональной деятельности. Вот почему эти навыки так ценятся на рабочем месте, а также при приеме на работу [12].

Основываясь на определениях, можно сказать, что Hard skills – это определенные умения, необходимые для выполнения какой-либо работы. В отличие от Hard skills – «жестких компетенций», имеющих прикладной характер и четкое назначение Soft skills – это неспециализированные навыки. Они надпрофессиональны, надпредметны[13]. «Мягкие» компетенции – это наиболее важные в 21 веке личные качества, позволяющие находить оптимальные решения по различным вопросам и задачам, а также эффективно и гармонично взаимодействовать с окружающими людьми [13].

Проведя анализ вышесказанного, можно сделать вывод о том, что образовательный процесс 21 века должен базироваться на симбиозе научных знаний и полученных навыков, основанных на жизненном опыте. Формируемые у обучаемых заранее отобранные (социально заданные) совокупности знаний, умений и навыков [14], которые понадобятся им в жизни – Hard skills должны гармонично сочетаться с навыками и личными качествами, повышающими значимость данных знаний – Soft skills за счет увеличения эффективности выполняемой работы.

Цифровая трансформация изменит систему образования. Позволит демонстрировать инновационность, высокий уровень успешности образовательного процесса, откроет его новые содержательные возможности, позволит индивидуализировать траекторию обучения. Для того чтобы добиться таких результатов, необходимо произвести внедрение инноваций [14], и изменить подход к обучению. Использование индивидуального деятельностного подхода, персонализация – построение индивидуальных образовательных траекторий, междисциплинарнось при изучении нового материала и «непрерывное образование» будут способствовать формированию и в дальнейшем овладению компетенциями будущего. Компетенциями, позволяющими подготовить конкурентоспособного специалиста. Специалиста, соответствующего новым требованиям четвертой промышленной революции.

Список литературы:

Веретенников, А. В. BigData: анализ больших данных сегодня / А. В. Веретенников. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 32 (166). — С. 9-12. — URL: https://moluch.ru/archive/166/45354/ (дата обращения: 24.03.2021).

Станько И.В. Децентрализованная система хранения и подтверждения подлинности портфолио студента на основе технологии Blockchain [Электронный ресурс] // Наука и молодёжь – 2017: XIV Всероссийская научно-техническая конференция студентов, аспирантов и молодых учёных. Секция «Информационные технологии». URL: http://edu.secna.ru/media/f/pi2017v2.pdf (дата обращения: 25.03.2021).

Заблоцкая, В. С. Искусственный интеллект / В. С. Заблоцкая, Н. Е. Сорокина. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 1 (10). — С. 135-139. — URL: https://moluch.ru/young/archive/10/726/ (дата обращения: 11.04.2021)

Chiang M., Balasubramanian B., Bonomi F. Fog for 5G and IoT. Wiley, 2017. 305 pp.

Довгаль В.А., Довгаль Д.В. Управление ресурсами в Интернете Вещей // Дистанционные образовательные технологии: материалы II Всерос. науч. практ. конф., г. Ялта, 2017 г. Симферополь: АРИАЛ, 2017. С. 168–173.

Бриньолфсон, Эрик; Макафи, Эндрю Б87 Вторая эра машин / Эрик Бриньолфсон, Эндрю Макафи: [пер. с англ. П. Миронова]. М.: Издательство ACT, 2017. — 384 с.

Шваб К. Четвертая промышленная революция / К. Шваб — «Эксмо», 2016. – 138 с.

Эксперты: четвертая промышленная революция потребует правовых преобразований [Электронный ресурс] // Новости в России и в мире – ТАСС. URL: https://nauka.tass.ru/nauka/6354637. (дата обращения 24.03.2021).

Веретенников, А. В. BigData: анализ больших данных сегодня / А. В. Веретенников. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 32 (166). — С. 9-12. — URL: https://moluch.ru/archive/166/45354/ (дата обращения: 24.03.2021).

Тимощук Н. А., Михелькевич В.Н., Рябинова Е.Н., Междисциплинарная интеграция как метод обеспечения высокой интенсивности обучения одаренных обучающихся [Электронный ресурс] // КиберЛенинка // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/deyatelnostnyy-podhod-i-mezhdistsiplinarnaya-integratsiya-pri-obuchenii-nesposobnyh-shkolnikov/viewer. (дата обращения 24.03.2021).

Татаурщикова, Д. Soft skills. [Электронный ресурс]. https://4brain.ru/blog/soft-skills/ (Дата обращения: 11.04.2021)

Давидова, В. Cлушать, говорить и договариваться: что такое soft skills и как их развивать. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://theoryandpractice.ru/posts/11719-soft-skills (Дата обращения: 11.04.2021)

Борзова. И. Soft skills – навыки XXI века. Формирование и развитие в дошкольном возрасте / И. Борзова. - г. Химки: 2019. 124 с. - ISBN 978-5-0050-9526-8.

Трудности и перспективы цифровой трансформации образования [Текст] / А. Ю. Уваров, Э. Гейбл, И. В. Дворецкая и др. ; под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — 343, [1] с. — (Российское образование: достижения, вызовы, перспективы / науч. ред. Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин). — 400 экз. — ISBN 978-5-7598-1990-5 (в обл.). — ISBN 978-5-7598-2012-3 (e-book).

Просмотров работы: 9