Влияние диеты на течение рассеянного склероза - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Влияние диеты на течение рассеянного склероза

Шуклина А.А. 1, Шуклин Г.О. 1, Япаров А.Э. 1, Бабина С.А. 1
1ФГБОУ ВО «Пермский государственный медицинский университет им. академика Е.А. Вагнера» Минздрава России
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Резюме

Питание считается одним из потенциальных факторов патогенеза такого тяжелого заболевания, как рассеянный склероз (РС). Использование специальной диеты можно рассматривать как лечебное вмешательство, с помощью которого можно достичь контроля прогрессирования заболевания.

Цель исследования – изучение и обобщение сведений о влиянии диеты на течение рассеянного склероза.

Материалы и методы: Повествовательный обзор, основанный на поисках литературы в текстовой базе данных медицинских и биологических публикаций PubMed до мая 2020 года без ограничений по срокам. Поиск, включал такие термины, как «диета», «рассеянный склероз», «питание».

Введение

Рассеянный склероз (РС) - хроническое воспалительное аутоиммунное заболевание центральной нервной системы. Этиология РС неизвестна, что может указывать на многофакторность его происхождения. Роль питания в патогенезе рассеянного склероза до сих пор мало изучена, однако современные исследования все же добились определенных результатов, в частности показали, что контроль потребления жиров животного происхождения (диета с низким содержанием жиров и добавлением ПНЖК), позволяет избежать усиления воспалительных процессов при РС [13, 21].

Роль минералов, микроэлементов, антиоксидантов и витаминов, которым в прошлом десятилетие уделялось повышенное внимание, до сих пор изучается. Например, показано, что у пациентов с недостаточностью витамина D наблюдается повышенный риск возникновения РС, а более высокие концентрации витамина D в сыворотке крови замедляют прогрессирование заболевания [1].

До сих пор неизвестно, обладают ли антиоксидантные добавки к пище дополнительными биологическими эффектами помимо простой антиоксидантной активности при РС. Причина использования антиоксидантов при РС и других аутоиммунных и воспалительных заболеваниях основана на наблюдении, что окислительный стресс является одним из наиболее важных компонентов воспалительного процесса, приводящего к деградации миелина и повреждению аксонов [19].

Недавнее исследование показало, что использование в диете пищевых продуктов и добавок с противовоспалительным действием снижает синтез провоспалительных соединений в организме и повышает эффективность иммуномодулирующих препаратов, что улучшает самочувствие пациентов с РС [13].

Диетические привычки, уменьшающие симптомы рассеянного склероза, могут рассматриваться как дополнительные методы его лечения.

Питание как фактор риска развития РС

Проведенные исследования показали, что употребление белков, углеводов, полиненасыщенных жиров и пищевых волокон среди больных РС было меньше рекомендованных значений, тогда как ежедневное потребление всех, и в особенности насыщенных жиров было выше установленных норм. Также было показано, что диета с высоким содержанием животных жиров, мясных продуктов, гидрогенизированного жира, сахара и низким содержанием цельнозерновых продуктов связана с более высокой распространенностью РС [10]. Напротив здоровые диетические привычки (употребления фруктов, овощей, здоровых жиров) связаны с лучшими физическими и психическими показателями, улучшением качества жизни больных РС и меньшей тяжестью клинических проявлений [3].

Сезонные изменения в диете и РС

Есть некоторые свидетельства того, что люди, рожденные осенью, имеют наименьший риск развития РС, а рожденные весной - самый высокий. Было высказано предположение, что сезонные изменения в потреблении питательных веществ во время беременности могут повлиять на развитие плода на клеточном уровне и, таким образом, влиять на развитие РС в более позднем возрасте. Исследования, собиравшие данные о питании женщин во время беременности показали, что потребление цинка, селена, бета-каротина и витамина С в летнее время были ниже. Повышенную заболеваемость РС людей, родившихся весной можно объяснить тем, что они были зачаты летом, в период наименьшего поступления в организм матери перечисленных витаминов и минералов [20].

Более низкое потребления некоторых микроэлементов, таких как магний, кальций и железо, а также высокое потребления натрия, может быть связано с прогрессированием и активностью заболевания у пациентов с вторично-прогрессирующим РС [2].

Недоедание и РС.

Показано, что, несмотря на низкий уровень физической активности, средний ИМТ пациентов с РС ниже рекомендованного. Это может быть связано с изменениями метаболизма после начала заболевания, а также мышечной атрофией в результате повреждения двигательных нейронов [11].

Распространенность хронического недоедания на основе оценки сывороточного альбумина составила 11,8% у пациентов с РС, в отличие от пациентов с другими хроническими заболеваниями (2%) [17].

Пищевые добавки.

В исследованиях с использованием пищевых добавок у пациентов с РС использовались витамины, незаменимые ЖК, минералы и другие растительные продукты (9). Пациенты с РС, употреблявшие зеленый чай, показали улучшение мышечного метаболизма и большую выносливость во время умеренных физических упражнений (16). В то же время не было получено никаких положительных эффектов при РС после употребления кофеина [7].

Обезжиренная диета с добавлением антиоксидантов привела к значительному снижению концентрации C-реактивного белка, в сравнении с плацебо. Окислительный стресс и воспалительные маркеры 8-изопростагландина F2a и IL-6 также снизились после использования данной диеты, тогда как активность каталазы увеличилась.

Диета с низким содержанием жиров, дополненная омега-3 ПНЖК (семена кунжута, рыбий жир), привела к уменьшению частоты рецидивов РС и снижению утомляемости на 60%, что приводит к значительному улучшению качества жизни больных. Подобные эффекты наблюдалось при использовании диеты обогащенной витаминами А и Е [4,12].

Витамин D

Дефицит витамина D считается фактором риска развития рассеянного склероза, так как концентрации витамина D в сыворотке крови у пациентов с РС значительно ниже, чем у здоровых людей [8].

Низкое потребление витамина D или низкое воздействие солнечного света, его самого главного источника, было связано с высоким риском развития РС, а также повышенной активностью заболевания (высокий риск возникновения рецидивов, тяжесть нарушений). Действительно, характерное для РС географическое распространение вероятнее всего связано с уменьшением доступности витамина D из-за низкого воздействия солнечного света [15].

В рассмотренных исследованиях оценивались положительные эффекты от дополнительного введения витамина D пациентам с РС. Несколько исследований, показали, что вклад витамина D в заболеваемость РС зависит от сезона рождения человека и пребывания его на солнце в детстве и юности. Одно исследование продемонстрировало защитные эффекты от употребления коровьего молока. Риск рассеянного склероза у потомства снижался, если беременные потребляли 2–3 стакана коровьего молока в день [9].

Другие исследования показали, что РС - возможная причина вторичного остеопороза. Когда пациенты с РС получали высокие дозы витамина D в качестве терапии основного заболевания, было обнаружено положительное влияние на здоровье костей, сохранение гомеостаза кальция и фосфора. Таким образом, добавление витамина D в рацион при РС может быть полезно для профилактики и лечения остеопороза [18].

Используемые в исследованиях дозы витамина D значительно варьировались. Некоторые из проанализированных исследований с изменением концентрации витамина D в крови обнаружили, что концентрация витамина D обратно коррелирует с рецидивами РС, утомляемостью, тяжестью нарушений, а также возникновением новых участков повреждения в головном мозге по результатам МРТ [16].

В исследованиях рассматривалась также безопасность введения высоких доз витамина D при продолжительном лечении, негативные последствия в виде гиперкальциемии и гиперкальциурии при этом не наблюдались [15].

Иммуномодулирующее действие витамина D в сочетании с различными препаратами, такими как IFN-b, также было продемонстрировано в одном из исследований. Пероральный прием витамин D демонстрирует противовоспалительные и иммуномодулирующие эффекты, ингибируя CD4 + Т-клетки. Исходя из полученных данных, восстановление оптимальных концентраций витамина D следует рассматривать как часть клинического лечения рассеянного склероза [5].

Другие витамины и антиоксиданты

В других исследованиях было показано влияние других витаминов и антиоксидантов на течение РС. Исследователи стремились установить прямую связь между концентрацией этих веществ в сыворотке крови и рассеянным склерозом.

Дефицит витамина B-12 может иметь связь с РС из-за его роли в формировании миелиновой оболочки и иммуномодулирующего эффекта. Хотя связь между дефицитом витамина B-12 и временем начала РС, продолжительностью и тяжестью его симптомов не доказана, несколько исследований показали, что концентрации витамина B-12 и фолиевой кислоты в плазме снижались у пациентов с ремиттирующим течением РС, а концентрация гомоцистеина значительно увеличивалась [6].

Витамин B-12 играет важную роль в функционировании центральной нервной системы, в частности в образовании метионина (превращение гомоцистеин в метионин), который необходим для синтеза нуклеиновых кислот. Следовательно, дефицит витамина B-12 может привести к уменьшению образования метионина и повышению концентрации гомоцистеина.

Другие проведенные исследования определили, что лечение витамином А улучшает когнитивные способности и сохраняет работоспособность в верхних конечностях. Одно из исследований показало влияние витамин А на экспрессию генов отрицательных модуляторов регуляторных аутоиммунных Т-клеток, в результате чего возникло предположение, что добавление витамина А может представлять собой новый подход к профилактика и лечению рассеянного склероза [14].

Заключение

Несмотря на серьезные ограничения в исследованиях ввиду небольшого количества испытуемых и неточностях в сборе данных (в некоторых исследованиях использовались только анкеты по приему пищи), больным РС можно рекомендовать: употребление рыбы, нежирных и цельнозерновые продуктов, а также употребление витаминов и омега-3 ПНЖК в качестве добавок к пище.

Получено достаточно доказательств того, что дефицит витамина D в сыворотке является фактором риска РС и, следовательно, его потенциальным биомаркером [9]. Кроме того, другие исследования показали отрицательную корреляцию между концентрацией витамина B-12 в сыворотке крови и тяжестью симптомов при РС. Необходимы дальнейшие исследования, чтобы определить, влияет ли дополнительное введение витамина B-12 на прогрессирование РС.

Диета не может заменить традиционное лечение пациентов с рассеянным склерозом, но здоровое питание хорошо воспринимается больными РС и может улучшить их качество жизни. Данные о том, что определенные компоненты диеты могут влиять на степень воспалительного ответа, позволяют предположить, что соответствующее диетическое вмешательство может улучшить течение рассеянного склероза и может рассматриваться как возможное дополнение к основной терапии заболевания.

Будущие исследования рассеянного склероза должны прояснить преимущества (или недостатки) добавок витамина D в рацион с раннего возраста в качестве профилактики возникновения РС, а также введения витамина D пациентам с РС в качестве компонента комплексного лечения. Также необходимо уточнить связь между РС и витамином А, фолиевой кислотой и витамином B-12.

Список используемой литературы

Ascherio A, Munger KL. Not too late to take vitamin D supplements. Ann Neurol 2014;76:321–2.

Farez MF, Fiol MP, Gaitán MI, Quintana FJ, Correale J. Sodium intake is associated with increased disease activity in multiple sclerosis. J Neurol Neurosurg Psychiatry 2015;86:26–31.

Hadgkiss EJ, Jelinek GA, Weiland TJ, Pereira NG, Marck CH, van der Meer DM. The association of diet with quality of life, disability, and relapse rate in an international sample of people with multiple sclerosis. Nutr Neurosci 2015;18:125–36.

Jelinek GA, Hadgkiss EJ, Weiland TJ, Pereira NG, Marck CH, van der Meer DM. Association of fish consumption and V 3 supplementation with quality of life, disability and disease activity in an international cohort of people with multiple sclerosis. Int J Neurosci 2013;123:792–800.

Kampman MT, Steffensen LH, Mellgren SI, Jørgensen L. Effect of vitamin D3 supplementation on relapses, disease progression, and measures of function in persons with multiple sclerosis: exploratory outcomes from a double-blind randomised controlled trial. Mult Scler 2012;18:1144–51.

Kocer B, Engur S, Ak F, Yilmaz M. Serum vitamin B12, folate, and homocysteine levels and their association with clinical and electro- physiological parameters in multiple sclerosis. J Clin Neurosci 2009;16: 399–403.

Massa J, O’Reilly EJ, Munger KL, Ascherio A. Caffeine and alcohol intakes have no association with risk of multiple sclerosis in a prospective study of women. Mult Scler 2013;19:53–8.

Mazdeh M, Seifirad S, Kazemi N, Seifrabie MA, Dehghan A, Abbasi H. Comparison of vitamin D3 serum levels in new diagnosed patients with multiple sclerosis versus their healthy relatives. Acta Med Iran 2013;51: 289–92.

McDowell TY, Amr S, Culpepper WJ, Langenberg P, Royal W, Bever C, Bradham DD. Sun exposure, vitamin D and age at disease onset in relapsing multiple sclerosis. Neuroepidemiology 2011;36:39–45.

Mohammad-Shirazi M, Taleban FA, Ghafarpoor M. Macronutrients intake in Iranian multiple sclerosis patients. J Med Sci 2007;7:422–6. 16. Mähler A, Steiniger J, Bock M, Klug L, Parreidt N, Lorenz M, Zimmermann BF, Krannich A, Paul F, Boschmann M. Metabolic re- sponse to epigallocatechin-3-gallatein relapsing-remitting multiple sclerosis: a randomized clinical trial. Am J Clin Nutr 2015;101:487–95.

Nortvedt MW, Riise T, Maeland JG. Multiple sclerosis and lifestyle factors: the Hordaland Health Study. Neurol Sci 2005;26:334–9.

Rezapour-Firouzi S, Arefhosseini SR, Ebrahimi-Mamaghani M, Farhoudi M, Baradaran B, Ali TM, Zamani F. Erythrocyte membrane fatty acids in multiple sclerosis patients and hot-nature dietary inter- vention with co-supplemented hemp-seed and evening-primrose oils. Afr J Tradit Complement Altern Med 2013;10:519–27.

Riccio P, Rossano R. Nutrition facts in multiple sclerosis. ASN Neuro 2015;7:1–20.

Saboor-Yaraghi AA, Harirchian MH, Mohammadzadeh Honarvar N, Bitarafan S, Abdolahi M, Siassi F, Salehi E, Sahraian MA, Eshraghian MR, Roostaei T, et al. The effect of vitamin A supple- mentation on FoxP3 and TGF-b gene expression in avonex-treated multiple sclerosis patients. J Mol Neurosci 2015;56:608–12.

Smolders J, Peelen E, Thewissen M, Cohen Tervaert JW, Menheere P, Hupperts R, Damoiseaux J. Safety and T cell modulating effects of high dose vitamin D3 supplementation in multiple sclerosis. PLoS One 2010;5:e15235.

Soilu-Hänninen M, Aivo J, Lindström BM, Elovaara I, Sumelahti ML, Färkkilä M, Tienari P, Atula S, Sarasoja T, Herrala L, et al. A rando- mised, double blind, placebo controlled trial with vitamin D3 as an add on treatment to interferon b-1b in patients with multiple sclerosis. J Neurol Neurosurg Psychiatry 2012;83:565–71.

Sorgun MH, Yucesan C, Tegin C. Is malnutrition a problem for mul- tiple sclerosis patients? J Clin Neurosci 2014;21:1603–5.

Toghianifar N, Ashtari F, Zarkesh-Esfahani SH, Mansourian M. Effect of high dose vitamin D intake on interleukin-17 levels in multiple scle- rosis: a randomized, double-blind, placebo-controlled clinical trial. J Neuroimmunol 2015;285:125–8.

von Geldern G, Mowry EM. The influence of nutritional factors on the prognosis of multiple sclerosis. Nat Rev Neurol 2012;8:678–89.

Watson PE, McDonald BW. Seasonal variation of nutrient intake in pregnancy: effects on infant measures and possible influence on dis- eases related to season of birth. Eur J Clin Nutr 2007;61:1271–80.

Yadav V, Bourdette D. Complementary and alternative medicine: is there a role in multiple sclerosis? Curr Neurol Neurosci Rep 2006;6: 259–67.

Просмотров работы: 99