ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 5–6 КЛАССАХ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 5–6 КЛАССАХ

Олексюк А.Э. 1
1Северо-восточный государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение (Introduction). В настоящий момент федеральный государственный образовательный стандарт говорит о том, что ученик должен уметь: самостоятельно подбирать источники литературы и обрабатывать собранные данные; проводить сравнительный анализ источников литературы, подчеркивая определенные особенности каждого; подводить итоги проделанной работы, отстаивать свою точку зрения. Системно–деятельностный подход определяет новые требования к содержанию учебных программ, которые должны обеспечить высокую мотивацию и активную учебно–познавательную деятельность обучающихся.

Предмет «История» как дисциплина имеет многочисленные источники информации, которые отражают различные исторические эпохи и культуры. Все это создает благоприятные условия для развития умений учащихся работать с информацией, а именно изучать, анализировать источники, самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их.

Большое значение в решение названных задач имеют первые курсы истории: «Истории Древнего мира. 5 класс» и «История Средних веков. 6 класс». Работа с историческими источниками в этих курсах способствует развитию познавательного интереса учащихся к предмету в целом. Данные курсы полно насыщены учебным материалом, а также исторической информацией. Но в основном материалы об обществах, жизни и культуре Древнего мира и Средневековья представляются в виде вырезки из исторического источника, и как правило используются как иллюстрация. Объясняется это тем, что язык данных текстов для школьников сложен, а умения работы с ним не развит.

Таким образом, недостаточно используется их познавательный и развивающий потенциал. Именно привлечение исторических источников в учебный процесс, их использование в качестве средства развития познавательной деятельности учащихся поспособствуют их активному саморазвитию, развитию чувственного восприятия материала. А правильно организованная работа с историческими источниками позволяет более эффективно использовать время для изучения той или иной темы, а также является одним из продуктивных способов обучения, что указывает на актуальность данной проблематики.

Цель исследования (Purposeofthestudy) – разработка и апробация методов работы с историческими источниками как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках истории в 5–6 классах.

Результаты исследования и их обсуждение (Results). Исторические источники – это совокупность научных документов и разного рода материалов (иллюстрации, картинки, учебники и пр.), в которых четко описаны исторические события по датам, которые помогают ученикам представить в своем воображении все процессы и события того времени [3, с. 123].

Проводя исследование разных источников литературы, можно сказать, что какого–то общего классификатора нет, в виду того, что во мнениях ученых есть разобщенное мнение. Основной причиной такого разобщения является отсутствие единого принципа, который бы стал основой классификации исторических источников.

Так, Л. Н. Пушкарев в своей работе представил классификацию текстовых источников более четко, подразделяя их на делопроизводственные и повествовательные [5]. С. О. Шмидт, определил следующую классификацию исторических источников: изобразительные, вещественные, словесные, конвенционные (условные обозначения графическими знаками), аудиальные (звуковые), поведенческие (обычаи, обряды и т.д.) [6, с. 21–23].

Для эффективного изучения документов необходимы знания методов, разработанные смежными дисциплинами, так как источниковедение литературных произведений связано с литературоведением и филологией; источниковедение законодательных актов с правовыми науками и тд. А использование в своей работе педагогов информационных технологий помогает применить весь спектр типов источников на уроках истории.

И так, использование историком различных типов источников определятся как темой и задачей его исследования, так и характером сохранившихся источников. Знание различных типов источников необходимо каждому историку, равно как умение использовать те специальные приемы и способы анализа, которые разработаны в смежных с историей науках, т. е. методику изучения различных типов источников.

В частности, на уроках истории учителя применяют текстовые источники. Такой вид исторического источника помогает учителям сделать свой рассказ об определенном событии интересным и более конкретизированном, в виду этого организуется работа над источником.

Так, например, в 5 классе в ходе изучения курса «Истории древнего мира», учащимся предлагается понятие об источниках разного вида. Преподавателю необходимо учитывать возрастные особенности учеников и тем самым помогать им представлять события того времени более четко. Поэтому учебные материалы для пятиклассников предлагается в более простом и понятном контексте. Необходимо отметить, что как раз в таком возрасте у учеников начинают формироваться личностные качества, как: нравственность, самооценка, ответственность и прочие.

Приведем несколько примеров работы с текстовыми историческими источниками на уроках истории 6 класса на материале Всеобщей истории. Истории средних веков:

Пример 1. Использование письменных источников при изучении нового материала.

Ученикам предлагают изучить отрывок из Салической правды [4]. Ознакомиться с возможными событиями, описанными в своде законов и ответить на вопросы. Также можно провести сравнительную характеристику цен за совершение одного и того же преступления, но с разным слоем населения. Определить на какие слои населения делилась франкское государство.

Все вышесказанное, поможет стимуляции учеников к интересу тематики урока, а также определить факты, основные характеристики наказаний данной эпохи. Возможно также дальнейшее сравнение с другими более поздними эпохами.

Пример 2. Использование этнографических источников при проведении урока, закрепляющего пройденный материал ранее.

Учащихся знакомят с отрывками описания обычаев и одежды, индийского города [2]. Здесь могут быть даны вопросы для самостоятельного изучения текста, а также разделение на группы, где одна группа изучает описание обычаев, вторая одежды, а третья город. Полученными фактами ученики «меняются» и фиксируют в тетради.

Таким образом, мы видим, что, текстовые источники помогают ученикам сопоставить, описать, сравнить определенные действия и события в хронологическом порядке, а также с их помощью можно провести анализ и сделать самостоятельные выводы.

На сегодняшний день, при развитых технологиях мы наблюдаем все большое применение визуальных источников в школах. Главной особенностью при использовании данных источников – быстрое восприятие и усвоение пройденного материала. В процессе применения визуальных источников при проведении уроков необходимым является введение изобразительных и вещественных материалов. Например: археологические находки; объемные произведения искусства; орудия труда и предметы быта; здания и сооружения; и т.д.). Их применение возможно на любом этапе проведения урока.

Рассмотрим некоторые примеры работы с такими источниками на материале Всеобщей истории. Истории Древнего мира. 5 класс:

Пример 3. Применение вещественных источников изобразительного искусства в результате изучения новой тематики.

В процессе изучения темы «Искусство Древнего Египта» пятиклассникам необходимо самим определить и подчеркнуть главные особенности искусства древнего Египта, применяя для этого лишь рисунки. Один из таких рисунков представлен на рисунке 1. Также необходимо обратить внимание на то, откуда были получены данные источники, кто их изобразил, кто на них изображен.

Рисунок 1 – Живопись Древнего Египта [1]

Пример 4. Использование коллекционных монет, почтовых марок, значков.

При повторении дат, в которые происходили определенные события можно использовать коллекционные монеты (или монеты, выпущенные в определенный период), а также изображения на них. Преподаватель на уроке показывает монету и спрашивает дату ее выпуска. Таким же способом возможно применение в процессе урока почтовых марок или же значков.

Пример 5. Использование различных вещественных источников посвященным социально–экономическим условиям и быту определенной эпохи.

При изучении таких тем целесообразно использовать различные вещественные источники или их изображения (одежда, орудия труда, посуда, бытовая техника). В ходе изучения «Искусство древнего мира» возможно организовать конкурс мини­исследований «История одной вещи», позволяющий учащимся более подробно познакомиться с бытовыми условиями определенного периода и понять значимость вещественных источников в исторической науке. Еще примером может быть сравнительная характеристика искусства в целом или определенной вещи Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима.

Итак, вещественные исторические источники могут выступать в виде предметов жизнедеятельности человека и изобразительного искусства. Данные источники предоставляют исследователю возможность наглядно изучить то или иное явление. Прежде всего такие источники достоверны и привлекательны, но тем не менее нуждаются в источниковедческом анализе. Также с их помощью можно изучать особенности художественного оформления, способ и характер использования человеком.

Отметим также появление более новых типов исторических источников, которые возможно использовать в педагогической практике.

Работа с конвенционными источниками на уроках истории.

Конвенционные источники представляют собой условные обозначения графическими знаками (символы, буквы, ноты). Работа с таким типом источников применяется нечасто. Тем не менее, в школьной программе есть темы, где применение конвенционных источников желательно.

Например, при изучении курса «История Древнего мира» в 5 классе возможно организовать работу, заключающуюся в самостоятельном (при содействии учителя) выявлении особенностей, сходств и различий письменности различных народов.

Работа с поведенческими источниками.

Работа с таким специфическим типом источников также используется довольно редко, а методология работы с ними слабо разработана. Тем не менее, изучение обрядов, традиций, ритуалов возможно организовать в рамках внеурочной деятельности в виде исследовательских проектов или докладов. Например: «История рукопожатия», «Происхождение какого–либо праздника».

Работа с аудиальными источниками.

Использование таких источников целесообразно при изучении культуры определённой эпохи. «Сухой» материал, посвящённый литературному или музыкальному творчеству, возможно оживить демонстрацией отрывков из произведений. Применение данного типа источников целесообразно только начиная с 9 класса. Так как действительно достоверными аудиальными источниками будут считаться материалы, записанные с конца XIX в., и связано это с изобретением первого прибора для записи и воспроизведения звуков в 1878 г. Томасом Эдисоном.

А для 5 класса, например возможно воспроизведение отрывка из произведения Гомера «Илиада», для более красочного представления произведения данной эпохи.

Резюмируя, можно сказать, что существует множество типов исторических источников, которые со временем пополняются, в связи с обновлением требований к образовательному стандарту. А также разрабатываются новые методы работы с такими источниками.

В процессе изучения данной проблематики нами установлено, что разнообразие источников позволяет оживить, персонифицировать учебный процесс. С помощью визуальных и вещественных источников реализуется принцип наглядности, что дает яркое, убедительное представление о явлении, событии, факте. А в работе с письменными источниками у учеников вырабатывается умение самостоятельно извлекать информацию, анализировать, оценивать, формировать мнение. Педагог в свою очередь выстраивает учебный процесс с использованием активных методов обучения, приемов работы с историческими источниками способствующие познавательному интересу учащихся, что позволяет более эффективно усваивать материал. Следовательно, методическая значимость урока повышается.

Список литературы:

Живопись Древнего Египта. История живописи и графики. Глава 1 // PENDALDAL Magazine. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://maysuryan.livejournal.com/431391.html (дата обращения: 04.04.2021).

Работа с историческими источниками на уроках истории // Методические рекомендации. Кротов Р. М. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2013/02/11/rabota-s-istoricheskimi-istochnikami-na-urokakh-istorii (дата обращения: 06.04.2021).

Русина Ю. А. Методология источниковедения: учеб. пособие // Ю. А. Русина. – М–во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун–т. – Екатеринбург: Изд–во Урал. ун–та, 2015. – С. 123.

Салическая правда // Hist.msu.ru. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/salic.htm (дата обращения: 05.04.2021).

Типы исторических источников // Источниковедение. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://history.wikireading.ru/396171(дата обращения: 02.04.2021).

Шмидт С. О. О классификации исторических источников [Текст] / C. О. Шмидт // Вспомогательные исторические дисциплины. – 1985. – №16. – С. 21–23.

Просмотров работы: 124