Создание педагогических условий, с использованием визуализации образовательной среды, для эффективного тьюторского сопровождения детей с аутизмом. - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Создание педагогических условий, с использованием визуализации образовательной среды, для эффективного тьюторского сопровождения детей с аутизмом.

Синюгина Ю.Н. 1
1СОФ НИУ "БелГУ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном российском образовании, в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, возможность получения образования гарантирована каждому ребенку с расстройствами аутистического спектра (далее РАС) [2]. Согласно этому закону, образовательная деятельность в дошкольных организациях осуществляется по адаптированным общеобразовательным программам (далее АОП). На основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии, для преодоления трудностей в освоении АОП, социальной адаптации и социализации, к воспитанникам с РАС прикреплен тьютор.

Приказом Минтруда России от 10 января 2017 г. №10 утвержден профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания» (зарегистрирован Минюстом России 26 января 2017 г. регистрационный N 45406), одной из трудовых функций специалиста является тьюторское сопровождение детей с РАС и ОВЗ.

Теоретическое понятие тьюторского сопровождения и его роли в системе образования раскрывают в своих исследованиях такие авторы, как Т.М. Ковалева, Н.Б. Крылова, С.А. Щенников и др,. [3; 5]. Проблемами тьюторского сопровождения в дошкольных образовательных учреждениях занимались Е.А. Волошина, Е.Б. Колосова, Л. Лазарева, И.В. Малахова. [4]

Анализируя данную литературу, можно сделать вывод, что для эффективного тьюторского сопровождения в дошкольных учреждениях, должны быть созданы особые педагогические условия, которые соответствуют образовательным потребностям и физическим способностям детей с РАС. При разработке предметно-развивающей среды для детей с РАС, в дошкольном учреждении, необходимо использовать средства визуальной поддержки.

Визуальная поддержка используется в составлении расписание дня, занятия, планшет «сначала - потом», наглядные подсказки, схемы, правила и инструкции. Наглядный материал применяется в виде фотографий, карточек, компьютерных изображений, изображений из различных изданий, реальных предметов и письменного языка, индивидуально для каждого ребенка с РАС, в зависимости от его развития. Визуальное расписание, позволяет ребенку с аутизмом четко видеть последовательность его действий в различные промежутки времени.

Различают следующие типы расписаний: функциональный объект, репрезентация объекта, изображение, фото, слово, фраза. Тьюторы обучают дошкольников с РАС применять наглядное расписание, а затем его использовать постоянно. Визуальное расписание развивает у дошкольников с РАС самостоятельность, увеличивает независимость в разных ситуациях.

Визуальные подсказки, также применяются в виде схем или инструкций для обучения навыков самообслуживания: мытье рук, одевание, посещение туалета. Фото ребенка размещается на его кровати, шкафчике в раздевалке. В игровой зоне, на контейнеры с играми, наносятся карточки с соответствующим изображением.

Таким образом, создание визуализированной образовательной среды для дошкольников с аутизмом, способствует развитию у них самостоятельности, социальной адаптации и делает тьюторское сопровождение более эффективным.

Список используемой литературы

1. Дмитриева, И.Ю. Использование пиктограмм и визуального расписания при работе с детьми с особенностями развития / И.Ю.Дмитриева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 52 (238). — С. 61-64

2. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Вестник об образовании. -№3-4. – 2019.

3. Ковалева, Т.М. К обсуждению принципиальной модели тьюторского сопровождения / Т.М. Ковалева // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2008. – № 5 – С. 19-24.

4. Колосова, Е.Б. Тьютор как новая педагогическая профессия / Е.Б. Колосова. – Москва: Чистые пруды, 2008 – 32 с.

5. Крылова, Н.Б. Тьютор – новый тип педагога в условиях индивидуализации образования / Н.Б. Крылова // Управление современной школой. Завуч. – 2009. – № 5 – С. 61-70.

Просмотров работы: 16