Экологические проблемы современного мира, загрязнение окружающей среды и сохранение планеты для будущих поколений подчеркивают актуальность экологического воспитания подрастающего поколения, начиная с раннего возраста, с детского сада. Для формирования экологической культуры детей необходимо создать специальные условия для обучения и воспитания. Цель статьи – раскрыть педагогические условия экологического воспитания детей в детском саду посредством организации экологической развивающей среды.
Окружающая среда дошкольного образовательного учреждения, в которой живет и воспитывается ребенок, как известно, может быть разной:
-поддерживающей;
-развивающей;
-насыщенной;
-комфортной;
-или, в некоторых случаях, даже враждебной.
Отсюда возникает предположение, что её правильная организация и умелое включение ребенка в активное взаимодействие с окружающим предметным и природным миром являются одним из условий эффективности формирования экологических знаний в условиях дошкольного учреждения. Кроме того, эффективное влияние окружающей среды на личность ребенка в дошкольном образовательном учреждении в значительной степени зависит от способности педагогов организовать такую среду, “одушевить” каждый из компонентов природного мира, которые выступают в качестве воспитательных и образовательных средств.
Проблема организации развивающей природной среды рассматривалась в той или иной степени многими исследователями в различные исторические периоды (Платоном, Г. Песталоцци, Ф. Дистервергом, Я. Каменским, Ж. Руссо, М. Монтессори, Л.Н. Толстым, В.Я. Сухомлинским, Ш.А. Амонашвили, Л.А. Венгером, В.А. Сластениным, С.А. Козловой, Н.А. Сорокиным, В.А. Ясвиным и др.).
В настоящее время она нуждается в дальнейшем более подробном, системном педагогическом изучении, особенно в плане развивающего эффекта среды и с точки зрения формирования экологических знаний.
Процесс экологического образования, который протекает в интерьерах, лишённых растительных композиций, аквариумов, птичьих вольеров, плакатов и фотостендов на экологические темы, не может быть полноценным. “Только образовательная среда, насыщенная соответствующими стимулами, создает уникальное настроение, благодаря которому каждое слово педагога становится более “весомым”, значимым, убедительным”.
В дошкольном возрасте только начинают формироваться положительные мотивы учения.
Следует учитывать особенности возраста, а также необходимо обратить внимание на такой важный педагогический аспект как “естественность”, “неизбежность” включения мира природы в образовательную среду дошкольника (как семейную, так и в образовательном учреждении).
Вадим Артурович Петровский в работе “Построение развивающей среды в дошкольном учреждении” отмечает, что “непременным условием для построения развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении является опора на личностно - ориентированную модель взаимодействия между людьми”.
Ее цель – это содействовать становлению ребенка как личности, его доверию к миру, развитию индивидуальности.
Среда должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств, взаимопроникновение с природным окружением.
В исследованиях Витольда Альбертовича Ясвина развивающая образовательная среда - та, которая “способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса».
Всё это находит отражение в специально созданных условиях образовательной среды:
-экологической комнате;
-зоне коллекции;
-зоне релаксации;
-библиотеке.
Авторы программ по экологическому воспитанию С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, Н.Н. Кондратьева, Ж.Л. Васякина, В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова, А.А. Лычева, В.М. Воробьева и др. утверждают, что на развитие личности дошкольника, в том числе и на его экологическую культуру оказывает влияние специально созданная личностно - ориентированная образовательная среда, которая должна отвечать принципу “природосообразности”, должна создавать условия для самопознания и саморазвития ребёнка.
При организации образовательной среды для формирования отношения к природе необходимо:
во-первых, учитывать общепедагогические основы системного проектирования образовательной среды (через проектирование созданного пространственно-предметного, междидактического компонентов);
во-вторых, ориентироваться на обеспечение реализации специфических целей эколого- просветительской деятельности (специфика содержания, принципов и методов эколого- образовательного процесса).
Важнейшее условие эффективности процесса развития субъективного отношения ребенка к миру природы это - создание соответствующей образовательной среды.
Компоненты эколого-развивающей среды в ДОО.
Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды.
Экологическая комната – новый элемент развивающей предметной среды, который в дошкольных учреждениях может называться по разному (комната природы, друзей природы). Экологическая комната дает возможность проводить экологические занятия, осуществлять релаксацию, знакомить ребят с литературой, коллекциями природного материала, предоставляет им условия для самостоятельных наблюдений, игр, ухода за живыми объектами.
В оптимальном варианте комната подразделяется на ряд функциональных зон.
Зона обучения - стол для педагога и небольшие столы, сидя за которыми дети могут рисовать, лепить, работать с дидактическими пособиями.
Зона коллекций предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков.
Зона релаксации представляет собой уголок с разнообразными комнатными растениями, аквариумами, альпийской горкой, фонтаном. Предназначена для отдыха детей, самостоятельных игр, наблюдений и выработки навыков ухода за растениями.
Зона библиотеки представляет собой уголок, в котором собраны разнообразные красочные книги, энциклопедии для детей, периодические издания. В уголке не рекомендуется располагать методические пособия для педагогов. В зону библиотеки могут быть и куклы, технический комплекс.
Зона игр представляет собой свободное пространство с ковровым покрытием для разнообразных игр, физкультминуток.
Лаборатория новый элемент развивающей предметной среды. Она создается для развития у детей познавательного интереса, формирования навыков исследовательской деятельности и основ научного мировоззрения. Работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике. В лаборатории могут быть столики со стульчиками, стеллажи для оборудования и материалов, ящики с растениями для наблюдений использовать для работы стеклянную посуду не рекомендуется, так как она легко разбивается, а дети должны экспериментировать самостоятельно.
Во время проведения опытов дети надевают белые халаты и получают опознавательные значки. Необходимо так организовать занятие, чтобы каждый ребенок имел возможность провести тот или иной опыт самостоятельно.
Уголок живой природы – одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. В уголке живой природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к животным и растениям, рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения.
Элементы среды существуют в виде трех вариантов:
- отдельное помещение;
- часть экологической комнаты;
- живые уголки в группах.
При подборе видового состава обитателей живого уголка учитываются следующие аспекты:
- географический: желательно иметь в уголке представителей разных континентов. Местообитания животных и растений наносятся на настенную географическую карту, которая служит дидактическим пособием для проведения различных занятий;
-экологический: представлены животные различных сред и условий обитания (водные, летающие; животные, приспособленные к условиям жарких и холодных стран);
- систематический: представлены животные разных систематических групп (птицы, звери, земноводные и т.д.);
- природоохранный: отмечены виды, которые в своих странах охраняются.
Видовой состав растений.
Очень часто комнатные растения живого уголка выполняют лишь функцию выработки у дошкольников навыков ухода. Однако правильный подбор видов может значительно дополнить ее.
При подборе растений следует учитывать аспекты:
- географический: представлены растения разных стран, континентов, географических зон; естественные места произрастания комнатных растений наносятся в виде системы значков на настенную географическую карту;
- экологический: представлены растения, произрастающие в разных условиях (светолюбивые, теневыносливые, засухоустойчивые или влаголюбивые и т.д.);
- биологический: представлены растения различных жизненных форм (древовидные, кустарниковые, травянистые, лианы).
Для удобства работы рекомендуется оформить паспорта растений и животных. В паспорте растения (животного) следует поместить фотографию или рисунок этого объекта, указать научное и бытовое название растений, происхождение названия, родину растения или животного (континент, страну, условия, в которых живет, экологические особенности – отношения к свету, влаге, особенности питания. Для животных – тип питания (хищник, растительноядное, насекомоядное, чем именно питается в природе), особенности образа жизни (дневной, ночной); связи животных и растений с другими растениями и животными. Экологические особенности растений показываются при помощи значков растений.
Организация работы с детьми. Уход за животными, растениями.
Важно, чтобы каждый ребенок выбрал для ухода то растение, животное, которое ему больше всего нравится, то есть общался с живыми объектами по желанию, а не по указанию взрослых. Нужно познакомить детей заранее с особенностями растений и животных. Например, все дети считают, что чем больше поливать растения, тем лучше для него. В результате чрезмерного усердия некоторые растения могут погибнуть. Важно объяснить дошкольникам, что животным не подходит «человеческая еда». Животных нужно кормить в определенное время и определенным объемом пищи.
Во время ухода, наблюдений за обитателями живого уголка постоянно нужно обсуждать с детьми различные вопросы, например:
Какую роль играют свет, вода, тепло в жизни растений?
Чем домашние животные похожи на своих родственников в природе и чем отличаются?
Дети с помощью рисунков составляют описательный рассказ:
какой группе относится животное,
где живет,
что ей нужно для жизни,
что она ест,
какого она цвета,
какие ее части тела вы можете назвать,
как она передвигается (ползает, бегает, прыгает.),
издает ли какие – нибудь звуки.
Нужно, обсуждать как и с кем связано животное.
Зимний сад.
Вариативность зимнего сада проявляется в подборе растений по видовому составу, внешнему облику, экологическим, географическим особенностям, расположении отдельных групп растений. Зимний сад выполняет оздоровительную и релаксационную функции. Активизируется познавательная деятельность ребенка, воспитывается эмоциональное отношение к живым организмам, понимание их роли в нашей жизни, ответственность за жизнь других существ.
Музеи.
Можно выделить два направления использования музейной педагогики в целях экологического воспитания:
-посещение музеев;
-создание небольших музеев непосредственно в дошкольных учреждениях.
Музеи природы играют большую познавательную и воспитательную роль. Этот элемент среды имеет большое значение для сотрудничества детского сада с семьей. Дети с гордостью представляют «семейные экспонаты», которые они нашли или создали совместно с родителями: красивых камней, сухих веток, коллекции марок, открыток о природе. В музеях не должно быть чучел животных. Чучела и коллекции можно посмотреть в краеведческом музее, который занимается специальной научной работой.
Дополнительные помещения.
В настоящее время многие дошкольные учреждения реализуют новые идеи и воздают оригинальные элементы среды: комната космоса (модели Луны, Солнца и планет), проект «Аква –центр» (интерьер связан с водой: фонтан, аквариум, коллекции морских раковин, камней), туристко-краеведческая комната (большое количество картографического материала: карт, картосхем, планов, составленных детьми по результатам поездок, рисунки-впечатления о природе).
Фитобар выполняет функцию оздоровительного направления. Предлагается набор витаминных чаев, настоев из трав, плодов.
Во время процедур воспитатель обращает внимание детей на внешний вид растений, их названия, особенности, рассказывает посвященные им легенды.
В холлах и коридорах могут быть размещены тематические выставки фотографий или детских рисунков, букеты сухих цветов, панно, фотообои. Особый уют создают уголки с растениями и фонтами.
Уголки в группах.
В дошкольных учреждениях создаются небольшие уголки:
1 экспериментальный уголок. В уголке находится материал, с которым ребенок может самостоятельно заниматься. Воспитатель совместно с родителями собирает разнообразный материал и помещает в экспериментальном уголке.
2 Уголок природы. В этом уголке размещаются природные объекты для ухода и наблюдений за ними. Это аквариум, клетка с попугайчиками или золотистым хомяком. Здесь находятся книги, иллюстрации, содержащие информацию об этих животных, предметы ухода за ними. Содержание животных и выращивание растений в группах позволяет воспитателю организовывать длительные наблюдения.
3 Выставочный уголок. В группе выставляются все рисунки, поделки. Такой подход психологически комфортен и крайне важен для усиления мотивации ребенка.
Огород и сад.
Использование огорода для целей экологического обучения и воспитания можно расширить, рассмотрев условия произрастания разных растений, обозначив их географическую родину, дикорастущих родственников, проследив за развитием растений, их сезонными изменениями.
Дошкольное учреждение обязано определить степень безопасности выращиваемой на своей территории продукции. Категорически запрещено употреблять в пищу продукцию с огородов, расположенных вблизи автотрасс с интенсивным движением. Необходимость организации экологически чистого сельского хозяйства: выращивание растений без применение ядохимикатов, химических удобрений, использование пищевых отходов.
Можно выделить три основных огородов:
1.Огород во дворе дошкольного учреждения.
2.Мини-огороды на окнах.
3 Огороды в теплицах, парниках.
Альпийская горка – нетрадиционный элемент развивающей предметной среды. Вариативность проявляется в месторасположении горки (на территории учреждения, в экологической комнате, зимнем саду, живом уголке), в видовом составе растений, внешнем виде, размерах камней. Альпийская горка оживляет среду, привлекает детей своей необычностью и красочностью, способствует возникновению познавательного интереса, развивает в детях эстетические чувства, любознательность, воспитывает бережное отношение к живым существам. Важной особенностью альпийских горок является то, что они позволяют разместить на сравнительно небольшом участке множество разнообразных растений. Для создания альпийских горок нужно заранее правильно выбрать место для этого сооружения с учетом экологических условий, с ландшафтом участка ит.д.
Из экологических факторов следует принять во внимание:
Свет (светолюбивые, теневыносливые),
тепло (морозоустойчивость, тепловые факторы),
вода (требующие много воды, засухостойкие),
почва (почва создается искусственно).
Многие городские дети не имеют возможности познакомиться с обычными домашними животными, поэтому некоторые детские сады, имеющие соответствующие условия, создают на своей территории мини – фермы. Они представляют собой комплекс подсобных помещений и вольер. В них можно содержать куры, козы, пони, кролики, кошки, овцы, лошади, коровы.
На территории детских садов могут быть созданы мини-парки, сады, клумбы, газоны, небольшие искусственные водоемы с растительностью, воссозданы фрагменты природных и культурных ландшафтов (леса, луга, поля). Можно выделить участки для экспериментирования, на которых всегда чистый песок, вода, камни. Правильный подбор видового состава, структура и размещение зеленых насаждений в значительной степени может изменить микроклимат территории детского сада, создать более благоприятные условия.
Экологическая тропинка. В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции. Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы – включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников. В качестве объектов экологической тропинки выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений, разных природных сообществ (луга, леса). Места регулярного скопления насекомых, небольшие водоемы, огороды, отдельные камни, альпийская горка.