Использование растений при инфекциях мочевыводящих путей - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Использование растений при инфекциях мочевыводящих путей

Шуклин Г.О. 1, Шуклина А.А. 1, Япаров А.Э. 1, Бабина С.А. 1
1ФГБОУ ВО «Пермский государственный медицинский университет им. академика Е.А. Вагнера» Минздрава России
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Резюме

Инфекция мочевыводящих путей (ИМП) - одна из самых серьезных проблем общественного здравоохранения, влияющих на оба пола. Из-за распространения штаммов микроорганизмов с множественной лекарственной устойчивостью и высокой частотой рецидивов, растет потребность в разработке новых, эффективных лекарственных препаратов, направленных на борьбу с ИМП. Традиционные лекарственные средства на основе трав были успешно использованы для борьбы с резистентной к антибиотикам ИМП. Клюква обыкновенная, Якорцы стелющиеся, Ажгон, Коричник цейлонский и Гибантус девятисемянный - некоторые распространенные лекарственные растения, которые, как сообщается, обладают терапевтическим потенциалом для лечения ИМП.

Цель исследования – изучение и обобщение сведений о традиционных препаратах на основе лекарственных растений, и возможности терапевтического применения при ИМП.

Материалы и методы: Повествовательный обзор, основанный на поисках литературы в текстовой базе данных медицинских и биологических публикаций PubMed до мая 2020 года без ограничений по срокам. Поиск, включал такие термины, как «лечебные травы», «лекарственные растения», «инфекции мочевыводящих путей».

Введение

Инфекция мочевыводящих путей (ИМП) может поражать разные части мочевыводящей системы, такие как почки, мочевой пузырь, мочеточник, мочевой пузырь и уретру. Вероятность наличия ИМП очень высока, когда количество возбудителей составляет выше 10000 КОЕ / мл в анализе мочи. Примерно у 3–8% девочек и 1% мальчиков в развитых странах, таких как США и Европа, клинически диагностируется ИМП. Во всем мире ежегодно регистрируется около семи миллионов случаев ИМП [26].

Основными предрасполагающими факторами возникновения ИМП являются пол, возраст, наличие ИМП в анамнезе, половая активность и сахарный диабет. Инфекция мочевыводящих путей чаще встречается у пациентов с сахарным диабетом и пожилых людей, которые более подвержены инфекциям, чем лица молодого возраста. Распространенность ИМП выше у женщин, чем у женщин. Более высокая частота ИМП обнаруживается у женщин в постменопаузе из-за дефицита эстрогенов, опущения тазовых органов, потери Lactobacilli sp. во влагалищной флоре и сахарного диабета [25].

Основными возбудителями ИМП являются - E. coli, Enterococcus faecalis, различные виды Klebsiella; более редкими возбудителями ИМП являются Pseudomonas spp., Stapylococcus spp. а также Proteus vulgaris. E. Coli является безвредной, находясь в кишечнике, однако при попадании во влагалище во время подмывания или после полового акта, E. Coli может проникнуть в мочевой пузырь и колонизировать его, вызывая ИМП. У девочек младшего возраста возбудителями ИМП чаще всего являются – Stapylococcus saprophyticus, тогда как у женщин пожилого возраста возбудителем ИМП в большинстве случаев является E. faecalis и Proteus mirabilis [2].

Клинические проявления ИМП включают: сильные и стойкие позывы к мочеиспусканию, ощущение жжения при мочеиспускании, частые мочеиспускания при малом объеме мочи. ИМП может сопровождаться лихорадкой в зависимости от тяжести инфекции [16].

Антибиотики являются главными препаратами для лечения пациентов с ИМП, однако со временем микроорганизмы приобретают резистентность к различным антибактериальным препаратам. Следовательно, потребность в разработке альтернативных методов лечения (в том числе фитотерапии) ИМП растет [11].

Патогенез

Уропатогены - это микроорганизмы, которые присутствуют в кишечнике и проникают в периуретральную область во время туалета или полового акта. При неосложненных ИМП. присутствующие в уретре микробы, перемещаются в мочевой пузырь, где происходит их прикрепление с помощью пиллей к эпителиальной выстилке мочевого пузыря. Иммунный ответ организма в виде воспаления и нейтрофильной инфильтрации в инфицированной области приводит к фагоцитированию уропатогенов.

При осложненных ИМП уропатогены также достигают мочевого пузыря, защитная среда которого по разным причинам оказывается нарушена. Катетеризация - наиболее частая причина нарушения защитных свойств мочевого пузыря. Различные токсины и протеазы бактерий повреждают клетки хозяина, высвободившиеся из которых питательные вещества становятся субстратом для дальнейшего развития бактерий. Микроорганизмы размножаются и проникают в почки, где способствуют повреждению почечного эпителия. Колонизация бактериями почек может привести к бактериемии, если возбудитель проникнет через канальцевый эпителиальный барьер [6].

Лекарственные растения

Лекарственные растения использовались для лечения ИМП с давних времен. Показано, что использование лекарственных растений имеет минимальное количество побочных эффектов, они доступны, а микробная устойчивость к ним отсутствует.

Лекарственные растения стали вновь набирать популярность в самом начале 21 века, что связано с ростом потребности в разработке новых лекарственных средств. Точный механизм действия используемых лекарственных трав при ИМП до сих пор мало изучен, что связанно с недостатком проводимых исследований. Показано, что фитохимические компоненты лекарственных растений действуют как нутрицевтики и иммуномодуляторы, оказывают антиоксидантное действие, предотвращают прикрепление микроорганизмов, останавливают их распространение а некоторые даже вызывают гибель микроорганизмов. Эти разнообразные эффекты лекарственных растений обусловлены наличием различных фитохимических компонентов, включая алкалоиды, антрахиноны, флавоноиды, гликозиды, фенолы, сапонины, стероиды, стерины, дубильные вещества, терпеноиды, фитостерины, углеводороды, флобатанины и многие другие вторичные метаболиты лекарственных растений [4].

Цветы, листья, кора, плоды, семена и даже целые части лекарственных растений были использованы для лечения ИМП. Части растений или их экстракты употребляются перорально и могут быть смешаны с другими продуктами или напитками, такими как вода, мед, молоко, соки и т. д. Доза растительных препаратов также зависит от пола, возраст и текущего состояния здоровья пациентов [17].

Клюква обыкновенная (Vaccinium macrocarpon)

Данное растение принадлежит к семейству Вересковых, его применение предотвращает прикрепление бактерий к уроэпителиальным клеткам. В составе растения известны такие компоненты, как катехин, антоцианидин, флаванолы, кверцетин, мирицетин и фенольные соединения, которые, как предполагается, ответственны за противомикробную активность [5].

Якорцы стелющиеся (Tribulus terrestris)

Данное растение принадлежит к семейству Парнолистниковых. Известно своим мочегонным, глистогонным, антибактериальным действием. Также Tribulus terrestris используется как афродизиак. Растение содержит множество активных компонентов, таких как гитогенин, хлорогенин, трибулозид, кемпферол, рамноза, сапонины, стигмастерол, β-ситостерин, неотигогенин, гекогенин, трибулозин и коричный амид [1].

Ажгон (Trachyspermum copticum)

Принадлежит к семейству Зонтичных. Он обладает противомикробным действием благодаря терпинену, бета-пинену, тимолу, ксилолу, пальмитиновой и олеиновой кислотам [13].

Цейлонская корица (Cinnamomum verum)

Принадлежит к семейству Лавровых. Обладает антиоксидантным и антибактериальным действиями. Содержит такие фитохимические вещества, как камфора, коричный альдегид, эвгенол, транс-циннамилацетат и проантоцианидины [10].

Гибантус девятисемянный (Hybanthus enneaspermus)

Принадлежит к семейству Фиалковых. Обладает антиоксидантным, противодиабетическим и антибактериальным действием. Содержит флавоноиды, терпены, алкалоиды, фенолы, сапонины, антрахиноны, гликозиды и дубильные вещества, обладающие терапевтической ценностью [18].

Филлантус (Phyllanthus amarus)

Принадлежит к семейству Филлантовых. Известно как гипогликемическое, гипотензивное, мочегонное и антибактериальное средство. Содержит дубильные вещества, флавоноиды, тритерпеноиды, лигнины, галловую кислоту, гераниин, корилагин, нирантин и филлантин [20].

Моринга масличная (Moringa oleifera)

Принадлежит к семейству Моринговых. Это растение обладает жаропонижающим, противовоспалительным и антибактериальным действием. Оно содержит такие компоненты, как тиокарбамат гликозид, ацетилированный карбамат, аминокислоты, токоферол, морингин, спирохин и кемпферол [12].

Терминалия Кабульская (Terminalia chebula)

Принадлежит к семейству Комбретовых. Обладает гиполипидемическим и антибактериальным действиями, содержит кебулин, дубильную кислоту, галловую кислоту, бета-ситостерин, жирные кислоты и бетулиновую кислоту [23].

Чеснок (Allium sativum)

Принадлежит к семейству Амариллисовых. Обладает гиполипидемическим и противомикробным действиями, содержит эфирные масла, аллицин, аллиин, акролеин, фитоцидин, диаллил-дисульфид и диаллил-трисульфид [14].

Базилик тонкоцветный (Ocimum sanctum)

Принадлежит к семейству Яснотковых. Обладает антибактериальным, жаропонижающим, противовоспалительным, обезболивающим и жаропонижающим действиями. Содержит флавоноиды, полифенол, флавонолы, флавоны, карнозиновую кислоту, бета-ситостерин, лютеолин, миртенал, апигенин, розмариновую кислоту, эвгенол, виценин и оринтин [8].

Имбирь аптечный (Zingiberofficinale)

Принадлежит к семейству Имбирных. Он обладает антибактериальным и противовоспалительным действием, содержит зингиберен, зингиберол, α-зингиберен, шогаолы, гингеролы и дигидропарадолы [9].

Бурхавия раскидистая (Boerhavia diffusa)

Принадлежит к семейству Никтагиновых. Обладает антибактериальным, антиоксидантным и гипогликемическим действием. Содержит арахидоновую кислоту, насыщенные жирные кислоты, витамин С, лигнин, фенольные смолы, стероиды, гликозиды и боравинон B [24].

Сельдерей пахучий (Apium graveolens)

Принадлежит к семейству Зонтичных. Известен как мочегонное, антиоксидантное и противовоспалительное средство. Содержит янтарную кислоту, бета-ситостерин, фалькариндиол, оплопандиол, лунулярную кислоту, лунуларин, изофраксидин, транс-феруловую кислоту и евгеновкю кислоту [22].

Лопух большой (Arctium lappa)

Относится к семейству Сложноцветных. Обладает противомикробным и мочегонным действиями, содержит арктигенин, арктиин, лигнины, флавоноиды, кофеилхиновую кислоту, цинарин, хлорогеновую кислоту, кофейную кислоту, кверцетин, кверцитрин, лютеолин и рамнозид [21].

Можжевельник обыкновенный (Juniperus communis)

Принадлежит к семейству Кипарисовых. Обладает мочегонным и антибактериальным действием. Растение содержит оксигенированный сесквитерпен, монотерпеновые углеводороды, β-пинен, лимонен, сабинен и мирцен [3].

Мята перечная (Mentha piperita)

Принадлежит к семейству Яснотковых. Обладает спазмолитическим и антибактериальным действием, содержит ментон, ментол, ментофуран и пулегон [7].

Одуванчик лекарственный

Относится к семейству сложноцветных. Известен как мочегонное и антибактериальное средство. Он содержит нитрилы, норизопреноиды, метил-разветвленные алифатические кислоты, фенилуксусную кислоту и дегидровомифолиол [3].

Заключение

Инфекция мочевыводящих путей является одной из самых серьезных проблем общественного здравоохранения во всем мире.

Традиционные лекарственные препараты на основе растений показали многообещающие результаты при лечении ИМП. Главное преимущество данных препаратов заключается в отсутствии устойчивости микроорганизмов к ним, что объясняется содержанием в лекарственных растениях широкого спектра фитохимических компонентов, которые дают синергетический эффект.

Точные механизмы действия этих трав и их фитохимических составляющих, положительно влияющих на течение ИМП, еще предстоит исследовать. Также необходимы дополнительные исследования на молекулярном уровне для точного определения конкретных фитохимических компонентов, дающих необходимый, бактерицидный эффект.

Список используемой литературы

AlBayati FA, AlMola HF. Antibacterial and antifungal activities of different parts of Tribulus terrestris L. growing in Iraq. J Zhejiang Uni Sci. 2008;9:154159.

Alteri CJ, Hagan EC, Sivick KE, Smith SN, Mobley H. Mucosal im- munization with iron receptor antigens protects against urinary tract infection. PLoS Pathog. 2009;5:586590.

Bag A, Bhattacharyya S, Chattopadhyay R. Medicinal plants and uri- nary tract infections: an update. Pharmacog Rev. 2008;2:277-280. 74. AlJiffri O, ElSayed Z, AlSharif F. Urinary tract infection with Escherichia coli and antibacterial activity of some plants extracts. Int J Microbiol Res. 2011;2:1-7.

Das DC, Sinha NK, Patsa MK, Das M. Investigation of herbals for the treatment of leucorrhoea from south west Bengal, India. Inter J Bioassays. 2015;4:45554559.

Dason S, Dason JT, Kapoor A. Guidelines for the diagnosis and management of recurrent urinary tract infection in women. Can Urol Assoc J. 2011;5:316320.

FloresMireles AL, Walker JN, Caparon M, Hultgren S. Urinary tract infections: epidemiology, mechanisms of infection and treat- ment options. Nat Rev Microbiol. 2015;13:269271.

Horan TC, Andrus M, Dudeck MA. CDC/NHSN surveillance defi- nition of health care–associated infection and criteria for specific types of infections in the acute care setting. Am J Infect Control. 2008;36:309-332.

Joshi B, Lekhak S, Sharma A. Antibacterial property of differ- ent medicinal plants: Ocimum sanctum, Cinnamomum zeylanicum, Xanthoxylum armatum and Origanum majorana. Kathmand Univ J Sci Engineer Technol. 2009;5:143150.

Karuppiah P, Rajaram S. Antibacterial effect of Allium sativum cloves and Zingiber officinale rhizomes against multipledrug re- sistant clinical pathogens. Asian Pac J Trop Biomed. 2012;2:597 601.

Khan R, Islam B, Akram M, et al. Antimicrobial activity of five herbal extracts against multi drug resistant (MDR) strains of bac- teria and fungus of clinical origin. Molecules. 2009;14:586597.

Kostakioti M, Hultgren SJ, Hadjifrangiskou M. Molecular blue- print of uropathogenic Escherichia coli virulence provides clues toward the development of antivirulence therapeutics. Virulence. 2012;3:592593.

Krishnaiah D, Devi T, Bono A, Sarbatly R. Studies on phytochemi- cal constituents of six Malaysian medicinal plants. J Med Plants Res. 2009;3:67-72.

Kumar A, Jhadwal N, Lal M. Antibacterial activity of some medici- nal plants used against UTI causing Pathogens. Inter J Drug Develop Res. 2012;4:278-280.

Kumar A, Sharma V. Antibacterial activity of allicin from Allium sa tivum against antibiotic resistant uropathogens. Inter J Infect Dis. 2012;8:15.

Mignini L, Carroli G, Abalos E, et al. Asymptomatic bacteriuria trial group accuracy of diagnostic tests to detect asymptomatic bacte- riuria during pregnancy. Obstet Gynecol. 2009;113:346352.

Mody L, JuthaniMehta M. Urinary tract infections in older women: a clinical review. JAMA. 2014;311:844854.

Pattayak S, Das DC, Sinha NK, Parida S. Use of medicinal plants for the treatment of urinary tract infections: a study from pas- chim medinipur district, west bengal, india. Inter J Pharma Bio Sci. 2017;8:250259.

Sahoo S, Kar DM, Mohapatra S, Rout SP, Dash SK. Antibacterial activity of Hybanthus enneaspermus against selected urinary tract pathogens. Ind J Pharm Sci. 2006;68:5660.

Santen SA, Altieri M. Pediatric urinary tract infection. Emerg Med Clin North Am. 2001;19:675690.

Saranraj P, Sivasakthivelan P. Screening of antibacterial activity of the medicinal plant Phyllanthus amarus against urinary tract infec- tion causing bacterial pathogens. Appl J Hygiene. 2012;1(3):1924.

ŠarićKundalić B, Dobeš C, KlatteAsselmeyer V, Saukel J. Ethnobotanical study on medicinal use of wild and cultivated plants in middle, south and west Bosnia and Herzegovina. J Ethnopharmacol. 2010;131:3355.

Shanmugapriya R, Ushadevi T. In vitro antibacterial and antioxidant activities of Apium graveolens L. seed extracts. Int J Drug Dev Res. 2014;6:165170.

Sharma A, Meena S, Barman N. Efficacy of ethyl acetate and ether extract of Terminalia chebula Retz against some human pathogenic strains. Inter J Pharm Tech Res. 2011;3:4-7.

Singh A, Singh RG, Singh RH, Mishra N, Singh N. An experimental evaluation of possible teratogenic potential in Boerhaavia diffusa in Albino rats. Planta Med. 1991;57:315316.

Tandogdu Z, Wagenlehner F. Global epidemiology of urinary tract infections. Curr Opin Infect Dis. 2016;29:73-79.

Tessema B, Kassu A, Mulu A. Pridominant isolates of urinary tract pathogens and their antimicrobial susceptibility patterns in Gondar University Teaching Hospital, northwest Ethiopia. Ethiop Med J. 2007;45:6167.

Просмотров работы: 39