На сегодняшний день аудиторские организации осуществляют аудиторские и сопутствующие услуги. Одним из основных инструментов, обеспечивающим качество оказываемых услуг аудиторских организаций, является внешний контроль. Он осуществляется Саморегулируемыми организациями и уполномоченным федеральным органом по надзору и контролю.
В настоящее время, существует полная система нормативного регулирования деятельности аудиторских организаций и контроля качества их работы. Система включает в себя нормативные акты, которые делятся на четыре уровня.
Рисунок 1- Нормативное регулирование аудиторской деятельности в России
К первому уровню, принято относить Федеральный закон от 30.12.2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», он устанавливает обязательный внешний контроль качества, а так же его предмет, субъект и периодичность. Данный закон обязанности аудиторских организаций:
проходить внешний контроль качества работы, предоставлять всю необходимую для проведения проверок информация и документацию;
участвовать в осуществлении саморегулируемой организацией аудиторов, членами которых они являются, внешнего контроля качества работы других членов этой организации.
Предметом внешнего контроля качества работы является, соблюдение аудиторской организацией:
- требований Закона № 307- ФЗ;
- стандартов аудиторской деятельности;
- правил независимости аудиторов и аудиторских организаций;
- Кодекса профессиональной этики аудиторов.
Законодательством Российской Федерации устанавливаются и иные основания для проведения внеплановых внешних проверок качества работы аудиторской организации и индивидуального аудита. С 1 января 2021 года вступает в силу Положение о принципах осуществления внешнего контроля качества работы аудиторов. Положение устанавливает принципы осуществления внешнего контроля качества работы (ВККР) аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля, в числе которых:
Он устанавливает принципы, по которым осуществляется внешний контроль качества работы аудиторской организации, индивидуальных аудиторов, а так же требования к организации контроля.
Принципы ФСА № 97 н:
а) осуществление ВККР в отношении всех аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов;
б) независимость ВККР;
в) обеспеченность финансовыми , материальными и трудовыми ресурсами;
г) надлежащий уровень профессиональной компетенции контролеров, осуществляющих ВККР;
д) прозрачность процедуры назначения контролеров для проведения внешней проверки качества работы объектов ВККР;
е) публичность результатов ВККР и т.д.
Стандарт предусматривает четыре этапа осуществления внешнего контроля качества работы:
1 этап – Планирование (составление и утверждение плана ВККР на следующий календарный год);
2 этап – Подготовка внешней проверки (сбор информации, определение объема проверки, составление программы проверки ВККР и т.д.);
3 этап – Проведение внешней проверки ( оценка качества внутреннего контроля работы, определение эффективности внутреннего контроля, оценка достоверности отчетности объекта ВККР);
4 этап – Оформление результата внешней проверки ( оформляется в письменном виде ).
Отчет должен быть составлен объективно и на основании всех полученных сведений об объекте ВККР. Составляется своевременно ,после завершения всех процедур по контролю, предусмотренных программой внешней проверки. Отчет направляется объекту ВККР и органу, который назначил внешнюю проверку.
К третьему уровню относят внутренние нормативные документы саморегулируемых организаций аудиторов.
К четвертому уровню относят локальные внутрифирменные документы, регламентирующие процедуру и правила осуществления внутреннего контроля качества.
Пути совершенствования взаимодействия с саморегулируемыми организациями при осуществлении внешнего контроля качества следующие:
- обмен информацией о заявлениях о выходе из состава членов СРО аудиторов (в целях сокращения количества уклоняющихся от ВККР АО;
- обмен информацией о планах проверок (в целях избегания дублирования проверок;
- обмен мнениями по различным вопросам ВККР АО в целях его совершенствования, совместного анализа практики осуществления ВККР АО, работы по предупреждению нарушений;
- развитие комплексных обучающих программ семинаров и лекций, направленных на предотвращение нарушений;
- единообразные требования к качеству аудиторских услуг и иной деятельности, осуществляемой аудиторскими организациями;
- обобщение правоприменительной практики.
Совершенствование деятельности и задачи на 2020-2025 г.г. включают:
- внедрение риск-ориентированной модели осуществления ВККР АО, основанной на интегральной оценке объектов контроля;
- подготовка проекта Стратегии развития аудиторской деятельности в Российской Федерации на 2020-2025 годы, определяющей особую значимость контроля в системе аудиторской деятельности и предусматривающей введение национальных стандартов аудита, инновационных методов контроля и дополнительных мер воздействия к аудиторским организациям, нарушившим законодательство Российской Федерации;
- внедрение инновационных подходов к организации и осуществлению ВККР АО;
-создание методологии, предусматривающей современные методы проведения проверок ВККР АО.
Таким образом, правильно сформированная и организованная система контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов позволит эффективно осуществлять аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги, следовать основным принципам и процедурам при осуществлении контроля качества работы и избежать в дальнейшем судебных издержек.
Список литературы.
1. Федеральный закон от 30.12.08 N 307ФЗ «Об аудиторской деятельности».
2. Селянина, Е.Н. Итоги аудиторской проверки: практические аспекты // Аудиторские ведомости. 2020. N 10. С. 66 — 69.
3. Сотникова, Л.В. Аудиторское заключение: порядок составления // Аудиторские ведомости, 2019, N 3.
4. Приказ Минфина России от 08.06.2020 N 97н "Об утверждении Положения о принципах осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требованиях к организации указанного контроля" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.09.2020 N 59629)