Сущность и регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Сущность и регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации

Свешникова К. А. 1
1СИУ - филиал РАНХиГС
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аудит является одной из форм финансового контроля. Он появился в Англии в 13 веке. Раньше аудиторов называли счетными работниками.

Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона №307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", аудит – это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Основной целью аудита является выражения мнения о финансовой, бухгалтерской отчетности.

Аудиторские организации могут оказывать услуги различного характера, например, составлять и вести бухгалтерскую отчетность, давать консультирование по различным вопросам, оказывать юридическую помощь.

Существуют различные виды аудиторской деятельности. Они представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 –Классификация аудиторской деятельности

При проведении аудиторской деятельности аудиторы должны соблюдать определенные нормы, а также нормы этики, такие как конфиденциальность, независимость, честность, объективность и так далее.

Аудит во всем мире регулируется государством и профессиональными аудиторскими организациями. В России на данный момент таким органом со стороны государства является Департамент регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности при Минфине РФ.

Для того чтобы были удовлетворены интересы организаций в ходе аудита, был создан совет по аудиторской деятельности. Также существуют саморегулируемые организации аудиторов, которые осуществляют профессиональное регулирование. В свою очередь деятельность СРО контролируется федеральным законом об аудиторской деятельности и № 315 – ФЗ « О саморегулируемых организациях». Организация становится СРО только после того как она была включена в государственный реестр.

Организации, которые оказывают аудиторские услуги, должны руководствоваться стандартами. Стандарты – это определенные единые правила к аудиторской деятельности, а также как должны оформляться и осуществляться дополнительные услуги.

На базе международных стандартов страны могут составлять внутренние государственные правила и стандарты, это делают в различных странах, например в Австралии, Бразилии, Индии и так далее. Во многих странах, несмотря на то, что есть национальны стандарты, придерживаются МСА. Если же в стране вообще нет Национальных стандартов, то применяются Международные стандарты аудита.

В Российской Федерации нормативные документы, регулирующие аудит изменялись несколько раз. С 1987 года начали появляться первые аудиторские организации. Oни были основаны на международном опыте, но при этом никаких законодательных нормативов не было. Первые в РФ стандарты, связанные с аудиторской деятельностью появились в 1996 году. Они были одобрены комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ и назывались правила (стандарты) аудиторской деятельности (ПСАД). В 2002 году появились следующие стандарты. Они были одобрены Правительством РФ, и их переименовали ФПСАД. С 2010 года органом, который утверждает федеральные стандарты, стал Минфин РФ, и данные стандарты были названы ФСАД. С 2017 года по настоящее время аудиторская деятельность регулируется Международными стандартами аудита. В России введено 48 МСА. Разработкой Международных стандартов аудита занимается Международная федерация бухгалтеров.

В Российской Федерации существует пять уровней нормативного регулирования аудита, рассмотрим их в таблице 1.

Таблица 1 – Уровни нормативного регулирования аудита

Таким образом, можно сказать , что аудит является частью финансового контроля. Аудиторы дают оценку по введению финансовой отчетности. Мы видим, что существуют различные нормативные документы, связанные с аудиторской деятельностью. Работа аудиторов не должна противоречить федеральным законам, международным стандартам аудита, а также различным нормативно правовым актам и внутренним документам.

Библиографический список:

Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 09.03.2021) "Об аудиторской деятельности"

Приказ Минфина России от 09.01.2019 N 2н (ред. от 30.12.2020) "О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых приказов Министерства финансов Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.01.2019 N 53639)

Приказ Минфина России от 14.06.2016 N 199 (ред. от 24.08.2018) "Об утверждении Положения о Департаменте регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности".

Аудит : учебник для бaкaлaвриaтa и cпeциaлитeтa / Н. А. Казакова [и др.] ; под общей редакцией Н. А. Казаковой. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 409 с. — (Бакалавр и специалист). —Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/431436 (дата обращения: 16.03.2021).

Основы аудита : учебник и практикум для вузов / М. А. Штефан, О. А. Замотаева, Н. В. Максимова ; под общей редакцией М. А. Штефан. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 294 с. — (Высшее образование). —Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/466077 (дата обращения: 16.03.2021).

Просмотров работы: 7