Блокчейн как принцип построения модульной системы обучения в цифровом педагогическом образовании - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Блокчейн как принцип построения модульной системы обучения в цифровом педагогическом образовании

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Инновационные процессы, происходящие в окружающей действительности в настоящее время делают каждого человека непосредственным участником становления нового этапа модернизации общества и всех сфер его жизнедеятельности. Компьютеризация как способ производства, сохранения, поиска и обмена информацией и информатизация, как процесс совершенствования социальной инфраструктуры посредством повсеместной интеграции компьютерных средств информационных и коммуникационных технологий [3] – есть основные составляющие кардинально новой социальной парадигмы.

Такие факторы, как изменение самого принципа взаимодействия с информацией, повышение ее доступности и многократное увеличение ее количества, приводят к глобализации научно-технической культуры, а, следовательно, диктуют необходимость модернизации прежде всего института современного образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования уже сегодня предъявляет к образовательной системе требования о формировании информационной компетентности обучающихся. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» актуализирует проблему воспитательных возможностей информационных ресурсов, изучения влияния новых информационных и коммуникационных технологий, цифровой среды на обучающихся, а Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» – часть национального проекта «Образование» предполагает цифровизацию образования: обучающиеся должны продемонстрировать высокий уровень владения цифровыми навыками.

Так, основным инструментом модернизации образования предполагается цифровизация как, непосредственно, процесс внедрения современных информационных, мультимедийных и коммуникационных технологий. Положительное влияние привлечения цифровых средств в образование демонстрирует и опыт стран, уже глобально осуществивших цифровизацию: такие страны, как США, Франция и Канада уже внедрили цифровую среду в образование, рассматривая ее как неотъемлемую часть образовательной сферы человека, необходимую для формирования гармонично развитой личности современного информационного общества.

Необходимость трансформации образования, т.е. качественного изменения его целей и, как следствие, модели обучения, вызвана, в первую очередь, необходимостью формирования у обучающихся актуальных компетенций («компетенций 21 века»), связанных с персонализацией обучения и их антропологизацией [5]. Цифровая трансформация образования главной целью предполагает именно качественное изменение образовательных результатов, что достигается посредством совершенствования форм и методов обучения, создания цифровой образовательной среды обучения.

Из проектного характера вышеобозначенного процесса следует необходимость решения принципиального вопроса о структуре цифровой образовательной среды. Сегодня в образовании сложилась сложная ситуация, обусловленная построением новых образовательных online-ресурсов на устаревших принципах и законах, по которым функционируют традиционное образование. Подавляющее большинство образовательных интернет-платформ предлагает цифровую копию традиционного образования под видом инновационной идеи, однако это все те же лекции (с разницей лишь в том, что представлены они в видеоформате), список источников к ней, вопросы для самоконтроля и практические задания на основе изученного материала, что не отличается принципиально от традиционной лекционно-семинарской системы [2].

При этом, такая важнейшая область, как педагогическое образование, решающее задачу подготовки профессионалов образовательной сферы и педагогических кадров, которые впоследствии будут определять вектор направленности образовательной системы, имеет свои особенности, не позволяющие использовать традиционные методы обучения в цифровом образовании. Так, выделяя из специфики работы преподавателя ключевые аспекты, можно сформировать ряд особенностей педагогического образования:

практикоориентированность как процесс освоения обучающимися на педагогических специальностях образовательной программы с целью формирования у студентов профессиональной компетенции за счет выполнения ими реальных практических задач.

необходимость постоянного взаимодействия составляющих учебного процесса друг с другом, что обуславливается самим определением образования как целенаправленного процесса взаимодействия учителей и учащихся, в ходе которого осуществляется образование человека [4].

важность межпредметных знаний преподавателя. Независимо от модели обучения: будь то субъект-субъектная, субъект-объектная или проектная, преподаватель должен обладать знаниями не только в своей области, но и быть разносторонне развит, что позволяет ему создавать интерес у обучающихся к собственной личности, а как следствие – и к учебному предмету;

непрерывное педагогическое образование как условие совершенствования подготовки педагогов к профессиональной деятельности.

Перечисленные выше факторы педагогического образования обуславливают необходимость формирования принципиально новой системы обучения для реализации цифрового педагогического образования. Разработанная модель должна соответствовать специфике цифровой сферы, отвечать критериям педагогического образования и быть при этом удобным и эффективным педагогическим инструментом, реализующим образовательные потребности социума XXI века.

В условиях виртуализации, когда физическая значимость человека снижается, а ценность информации и ее виртуального представления увеличивается, на первый план выходят дидактические технологии на основе модели «от действия к знанию». Это обусловлено прежде всего уже упомянутыми факторами доступности и удобства работы с информацией. Так, сегодня гораздо проще спровоцировать затруднение спровоцировать затруднение, понимание того, что для действия не хватает знания, а далее запускать механизмы поиска информации [2]. Наиболее распространенной и перспективной на сегодня такой моделью является проектное обучение – педагогическая технология, суть которой заключается в том, что готовые систематизированные знания по проекту фактически отсутствуют, а их поиск, установление истинности и непротиворечивости – задача студента [антюхов].

Интернет, как основная информационная площадка для проектной деятельности обучающихся, должен рассматриваться как пространство с непредсказуемыми маршрутами, в котором из любой точки можно попасть в любую иную и одна информация связана с тысячью реперных точек [1]. Так, в целях реализации познавательного потенциала интернета, необходимо уметь строить нелинейные маршруты поиска информации и, соответственно, цифровая образовательная система для обучающихся педагогических специальностей должна предполагать нелинейное обучение.

Анализируя все вышеуказанные характеристики, оправдан вывод о том, что традиционные структурные единицы учебного курса, как урок или лекция не оптимальны для цифрового педагогического образования. Согласно мнению Е.И. Казаковой, структурной единицей учебного курса должна стать конкретная исследовательская задача, решение которой предлагается в качестве учебной задачи обучающимся, т.е. предполагается использование модульной технологии.

Для раскрытия сущности модульного обучения, необходимо, прежде всего, раскрыть сущность понятия «модуль». Основоположник теории модульного обучения американский ученый Дж. Рассел в своей работе [8] определил модуль как «обучающий пакет, содержащий концептуальную единицу дидактического контента и набор действий обучаемого [7]. Так, работа обучающегося по модульной технологии органично включает в себя сочетание развития познавательной и личностной сферы обучающегося и целостного спроектированного процесса обучения. Основными преимуществами модульной системы обучения являются:

деятельностный принцип обучения, при котором эффективность обучения напрямую зависит от вовлеченности обучающегося;

дифференцирование объема изучаемого дидактического материала путем варьирования темпов его изучения [7];

соответствие специфике цифрового образования через доступность и удобство методов и форм обучения;

интенсивный характер обучения;

четко определенная последовательность действий обучающихся при возможности гибкого управления процессом обучения у самого обучающегося;

возможность освоения отдельно выбранных модулей и материалов как преимущество для дополнительного образования.

Модульное обучение крайне перспективно именно для педагогического образования, т.к. полностью согласуется с его основополагающим принципом постоянного обучения: дополнительное образование, повышение квалификации и курсы переподготовки – все это может рассматриваться как отдельные, обособленные модули единой системы цифрового дополнительного педагогического образования. При этом, прогресс специалиста по индивидуальной образовательной траектории является поистине прорывным образовательным принципом, позволяющим обучающимся выбирать те навыки, необходимые ему в дальнейшей трудовой деятельности. Эти навыки могут быть связаны как с личностными особенностями конкретного специалиста, так и с особенностями практической реализации профессиональных программ обучения [7], что позволит индивидуализировать образовательный процесс и подстроить его структуру под конкретные требования работодателя и работника.

Построение модульной системы обучения в цифровом педагогическом образовании может осуществляться по принципу набирающего распространение в банковском, земельном реестрах, платежных системах принципе блокчейна – распределенная база данных, состоящая из «цепочки блоков», содержащих информацию [6]. Так, любая образовательная система представима в виде связного списка учебных дисциплин, любая учебная дисциплина представима в виде связного списка ключевых тем определенной структуры, освоение которых является учебной задачей обучающегося.

При этом, основное преимущество применения принципа блокчейна заключается в том, что модули, хоть и являются непосредственной частью общей цепочки, но могут рассматриваются как обособленные блоки ценной информации, которая может использоваться и вне учебного курса. При этом, важно отметить, что не нарушается систематизированность и переход от простого к сложному как поступательный принцип получения новых знаний. Любая тема доступна для изучения и освоения как внутри структурированного учебного курса, так и обособленно от него.

Еще одним неоспоримым плюсом использования блокчейна в качестве принципа построения модульной системы обучения в цифровом педагогическом образовании является качественное совершенствование области межличностного общения. Так, эмерджентность, т.е. появление у системы свойств, не присущих ее элементам в отдельности, проявляется в следствие синтеза коммуникативного ресурса интернета и специфики модульного обучения. Так, создание пользовательских форумов в каждом обособленном модуле позволяет создать невероятную коммуникативную площадку, где могут участвовать как преподаватели, так и обучающиеся. Это даст возможность начинающим преподавателям, обучающимся на педагогических специальностях минимизировать разрыв между ними и опытными учителями, предоставив возможность получить консультацию и практический опыт у своих коллег напрямую.

Обозначенные в данной статье вопросы формирования цифровой образовательной системы, ее методов и принципов построения обучения невозможно разрешить одномоментно. Педагогика достаточно консервативна в силу своей специфики и важности и на данный момент только начинают возникать варианты решения, соответствующие вызовам времени и поколенческим трансформациям [7]. При этом, очевидно, что процесс цифровизации, затрагивающий все области человеческой жизни, рано или поздно трансформирует и педагогику, с ее методами и структурой.

Список литературы

Антюхов А.В. Проектное обучение в высшей школе: проблемы и перспективы // Высшее образование в России. 2010. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnoe-obuchenie-v-vysshey-shkole-problemy-i-perspektivy (дата обращения: 15.04.2021).

Казакова Е. И. Цифровая трансформация педагогического образования // Ярославский педагогический вестник. 2020. №1 (112). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-transformatsiya-pedagogicheskogo-obrazovaniya (дата обращения: 15.04.2021).

Лазар М.Г. Цифровизация общества, ее последствия и контроль над населением // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. 2018. №4 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-obschestva-ee-posledstviya-i-kontrol-nad-naseleniem (дата обращения: 14.04.2021).

Степанова В.С., Миронова И.Б. О дефиниции понятий «Образование», «Образовательная деятельность», «Образовательная услуга» // Гуманизация образования. 2015. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-definitsii-ponyatiy-obrazovanie-obrazovatelnaya-deyatelnost-obrazovatelnaya-usluga (дата обращения: 15.04.2021).

Тоискин В.С., Красильников В.В., Мигачева М.В. Образовательная экосистема в условиях цифровизации образования: цель и структура. // Вестник Ставропольского государственного педагогического института. 2020. № 17-1. С. 222-228.

Федотова В.В., Емельянов Б.Г., Типнер Л.М. Понятие блокчейн и возможности его использования // European science. 2018. №1 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-blokcheyn-i-vozmozhnosti-ego-ispolzovaniya (дата обращения: 15.04.2021).

Худолей Г.С., Стебеняева Т.В. Модульные технологии обучения как инновационные составляющие современных педагогических технологий // МНИЖ. 2016. №2-4 (44). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modulnye-tehnologii-obucheniya-kak-innovatsionnye-sostavlyayuschie-sovremennyh-pedagogicheskih-tehnologiy (дата обращения: 15.04.2021).

Russell J.D. Modular Instruction // A Guide to Design, Selection, Utilization and Evolution of Modular Materials. – Minneapolis, Minnesota: Burgess Publishing Company, 1974. – 164 p.

Просмотров работы: 19