Занятия спортом в современном мире имеют целью не только достижение высоких спортивных результатов, но и всестороннее развитие человека. Одной из сторон такого развития является физическое воспитание. А.Ц. Пуни и Л.И. Гурович в своей работе "О волевой подготовке волейболистов", писали, что успех в соревнованиях в любом виде спорта может быть достигнут при условии отличной физической подготовки спортсмена [6].
Под физической подготовкой понимают педагогический процесс, направленный на развитие физических качеств и функциональных возможностей органов и систем организма обучаемых, которые создают благоприятные условия для совершенного овладения навыками игры [1]. Физическая подготовка является необходимой основой для развития способностей волейболиста в современном атлетическом волейболе [2].
Ю.Н. Клещев говорит о том, что волейбол как ациклическая командная игра носит скоростно-силовой и точностно-координационный характер. При малых размерах волейбольного поля и ограничении касаний мяча выполнение всех технических и тактических элементов требует точности, ловкости и целенаправленности движений [3, 4].
Средний школьный возраст является одним из наиболее важных в силу того, что двигательная активность в этот период играет огромную роль в комплексном развитии организма ребенка.
По мнению ученых, Ю.Н. Вавилова, В.И. Ляха, Ю.Ф. Курамшина, эффективность управления процессом совершенствования двигательных возможностей в ходе спортивной подготовки будет значительно выше, если акценты педагогических воздействий будут совпадать с особенностями того или иного периода онтогенеза [8].
Многочисленными исследованиями установлено, что физические качества ребенка успешно развиваются только в те возрастные периоды, которые обусловлены биологическими и физиологическими особенностями развития человека [5]. Практика показывает, что такие физические качества как сила и ловкость наиболее бурно развиваются у детей в период 13-14 лет.
Современный волейбол характеризуется большим количеством атакующих действий игроков. Нападающий удар рассматривается как решающий фактор достижения успеха в волейбольном матче. Согласно Ю.Д. Железняку, Ю.М. Портнову, освоение атакующих ударов во многом зависит от развития скоростно-силовых качеств (взрывной силы) и координационных способностей волейболиста [7]. Поэтому крайне важным является создание и опытное подтверждение эффективных средств и методов развития данных качеств у юных волейболистов.
Цель исследования: изучение методики развития физических качеств (ловкости и взрывной силы) у детей 13-14 лет, занимающихся волейболом.
Данное исследование было проведено в МБОУ ООШ №269 г. Снежногорска с сентября 2020 года по апрель 2021 года. В эксперименте принимали участие мальчики 13-14 лет, занимающиеся волейболом, в количестве 12 человек.
В исследования использовались следующие методы: Анализ научно-методической и специальной литературы. Педагогическое наблюдение. Педагогический эксперимент (Тесты: челночный бег 4х9 м, проба Ромберга, три кувырка вперед из положения упора присев, броски в мишень, прыжок в длину с места, бег 30 м с высокого страта, метание набивного мяча, выпрыгивание вверх). Метод статистической обработки данных.
Результаты исследования.
Представленные материалы педагогического эксперимента позволяют объективно оценить эффективность разработанного и апробированного комплекса упражнений для развития ловкости и взрывной силы у учащихся 13-14 лет, занимающихся волейболом.
В начале и конце педагогического эксперимента было проведено тестирование развития координационных (ловкость) и скоростно-силовых (взрывная сила) способностей у детей 13-14 лет.
Результаты проведенного исследования представлены в таблице и на рисунках 1,2,3,4,5,6,7,8.
Таблица 1 – Показатели физической подготовленности в начале и конце эксперимента
Контрольные испытания |
Первое тестирование, M±m |
Второе тестирование, M±m |
Достоверность, P |
Динамика изменений, % |
координационные способности |
||||
Челночный бег, с |
10±0,15 |
9,1±0,2 |
<0,05 |
9,4 |
Проба Ромберга, с |
98,16±2,03 |
116,3±2,04 |
<0,05 |
16,9 |
Три кувырка, с |
10,49±0,33 |
9,7±0,29 |
<0,05 |
7,8 |
Броски в мишень, количество попаданий |
3,16±0,18 |
4,75±0,09 |
<0,05 |
40,2 |
скоростно-силовые способности |
||||
Прыжок в длину с места, см |
176,3 ± 1,9 |
187,6± 2,13 |
<0,05 |
6,2 |
Бег 30 м с высокого старта, с |
4,95±0,05 |
4,65±0,046 |
<0,05 |
6,25 |
Метание набивного мяча, м |
3,43±0,14 |
4±0,07 |
<0,05 |
15,3 |
Выпрыгивание вверх, см |
39,9±1,85 |
46,8±1,02 |
<0,05 |
15,9 |
Результаты сравнительного анализа развития координационных способностей (ловкость) у детей 13-14 лет, занимающихся волейболом, по отдельным контрольным испытаниям в начале и конце эксперимента наглядно представлены на диаграммах (Рисунок 1 – 4).
Как видно из диаграммы, представленной на рисунке 1, средний результат группы в челночном беге в начале эксперимента равен 10±0,15 с, а в конце эксперимента, после проведения повторного тестирования результат улучшился до 9,1±0,2 с. В итоге средний результат обучающихся увеличился на 9,4 %. Оценивая полученные данные, было выявлено, что наблюдается достоверное (p<0,05) увеличение показателей в данном тесте.
Рисунок 1 – Динамика среднегруппового показателя
в челночном беге (с)
В соответствии с рисунком 2, средний результат в тесте «проба Ромберга» у испытуемых в начале тестирования составляет 98,16±2,03 с, а после повторного тестирования – 116,3±2,04 с. Полученные результаты позволяют говорить об улучшении среднего показателя группы на 16,9 %. Различия по данному тесту являются достоверными, p<0,05.
Рисунок 2 – Динамика среднегруппового показателя
в пробе Ромберга (с)
В представленной диаграмме на рисунке 3, мы можем наблюдать уменьшение среднего времени при выполнении трех кувырков у учащихся с 10,49±0,33 с до 9,7±0,29 с. Увеличение среднего показателя у группы испытуемых произошло на 7,8%. Выявлено достоверное различие (p<0,05) показателей, полученных в начале и конце эксперимента.
Рисунок 3 – Динамика среднегруппового показателя в выполнении
трех кувырков на время (с)
Исходя из диаграммы на рисунке 4, мы можем сказать, что в начале эксперимента средний результат при бросании теннисного мяча в мишень детьми, занимающимися волейболом, составлял 3,16±0,18 (количество попаданий), а в конце эксперимента – 4,75±0,09 (количество попаданий). Средний результат исследуемой группы повысился на 40,2 %. Оценка полученных данных позволяет сказать о достоверности различий (p<0,05) в тесте «Бросок в мишень».
Рисунок 4 – Динамика среднегруппового показателя
при выполнении бросков в мишень (количество попаданий)
Результаты сравнительного анализа развития скоростно-силовых способностей (взрывная сила) у детей 13-14 лет, занимающихся волейболом, по отдельным контрольным испытаниям в начале и конце эксперимента наглядно представлены на диаграммах (Рисунок 5 – 8).
На рисунке 5, диаграмма демонстрирует средние результаты юных волейболистов при выполнении прыжка в длину с места в начале тестирования – 176,3±1,9 см, после повторного тестирования – 187,6±2,13 см. Увеличение среднего показателя группы произошло на 6,2 %. Различия по данному тесту являются достоверными, p<0,05.
Рисунок 5 – Динамика среднегруппового показателя
при выполнении прыжка в длину с места (см)
В представленной ниже диаграмме на рисунке 7, мы можем наблюдать уменьшение среднего времени на дистанции 30 метров с высокого старта у учащихся с 4,95±0,05 с до 4,65±0,046 с. Увеличение среднего показателя у группы испытуемых произошло на 6,25 %. Выявлено достоверное различие (p<0,05) показателей, полученных в начале и конце эксперимента.
Рисунок 6 – Динамика среднегруппового показателя
в беге 30 м с высокого старта (с)
В соответствии с рисунком 7, средний результат в метании набивного мяча (2 кг) у испытуемых в начале тестирования составляет 3,43±0,14 м, а после повторного тестирования – 4±0,07 м. Полученные результаты позволяют говорить об улучшении среднего показателя группы на 15,3 %. Различия по данному тесту являются достоверными, p<0,05
Рисунок 7 – Динамика среднегруппового показателя
в метании набивного мяча (м)
Как видно из диаграммы, представленной на рисунке 8, средний результат группы в выпрыгивании вверх в начале эксперимента равен 39,9±1,85 см, а в конце эксперимента, после проведения повторного тестирования результат улучшился до 46,8±1,02 см. В итоге средний результат обучающихся увеличился на 15,9 %. Оценивая полученные данные, было выявлено, что наблюдается достоверное (p<0,05) увеличение показателей в данном тесте.
Рисунок 8 – Динамика среднегруппового показателя
при выпрыгивании вверх (см)
Таким образом, полученные результаты в изучении координационных (ловкость) и скоростно-силовых (взрывная сила) способностей за исследуемый период были значительны в темпах прироста по каждому отдельному показателю. Такое преимущество в развитии координационных и скоростно-силовых способностей у детей 13-14 лет, занимающихся волейболом, можно объяснить увеличением количества и объема упражнений специальной направленности.
Список литературы:
Железняк, Ю.Д. К мастерству в волейболе [Текст] / Ю.Д. Железняк. – М.: Физкультура и спорт, 1978. – 224 с.
Ивойлов, А.В. Волейбол [Текст] / А.В. Ивойлов. – Минск: Вышэйшая школа, 1979. – 119 с.
Клещев, Ю.Н. Волейбол [Текст] / Ю.Н. Клещев. – М.: Физкультура и Спорт, 2010. – 92 с.
Клещев, Ю.Н. Юный волейболист [Текст] / Ю.Н. Клещев, А.Г. Фурманов. – М.: ФиС, 1979. – 231 с.
Никитушкин, В.Г. Современная подготовка юных спортсменов [Текст]: Методическое пособие / В.Г. Никитушкин; под ред. С.Н. Зубарева. – М.: Москомспрот, 2009. – 112 с.
Пуни А.Ц. О волевой подготовке волейболистов [Текст] / А.Ц, Пуни, Л.И. Гурович // Хрестоматия по психологии / Сост. В.В. Мироненко; ред. А.В. Петровский. – М.: Просвещение, 1977. – С. 311-315.
Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения [Текст] / Под ред. Ю.Д.Железняка, Ю.М.Портнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 520 с.
Теория и методики физического воспитания [Текст] / Под ред. Б.А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990. – 287 с.