Цифровой след – источник рисков информационной безопасности - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Цифровой след – источник рисков информационной безопасности

Запорожцева А.А. 1, Пелих О.В. 1
1ГБОУ ВО СГПИ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Цифровая реальность стремительно меняет мир. Исследование, проведенное “We Are Social” и “Hootsuite”, показывает, что на планете живет около 7,83 миллиарда человек. При этом на январь 2021 года сетью Интернет пользуются почти 4.66 миллиарда человек, из которых 4,2 миллиарда являются активными пользователями социальных сервисов. Глобальное проникновение Интернета в мире 59,5 %, а в России– 85,0%, и количество пользователей социальных сетей – 67,8% от общей численности населения [1].

Оптимисты отмечают, что цифровая культура ведет к все возрастающей свободе доступа к ресурсам (в пространстве и времени), к появлению новых способов передачи знаний, демократизации системы получения информации и знания, беспрецедентному творчеству и самореализации пользователей Интернет. Скептики отмечают качественно новый уровень манипуляции сознанием индивида, потерю критических и логических способностей, ослабление памяти, рост дефицита внимания, ценностную дезориентацию, этический плюрализм, потерю культуры межличностного общения и др. [2]. Мнения и оптимистов, и скептиков обоснованы и базируются на многолетней практике массового использования сервисов Интернет.

Проникновение информационных технологий во все сферы жизни обуславливает актуальность анализа возникающих при этом рисков информационной безопасности человека, структура которой включает в себя всю систему приемов, средств, методов и способов воздействия информации негативной направленности. В свою очередь риски обусловлены наличием соответствующих угроз, которые по признаку информационной безопасности, на который направлены угрозы, могут быть представлены обобщенно в виде ряда групп: угрозы конфиденциальности, угрозы целостности, угрозы доступности. По степени воздействия на различают пассивные и активные угрозы.

Угрозы конфиденциальности (как пассивные, так и активные) формируются на основе цифрового следа (digital footprint), содержимое которого в совокупности с метаданными влияет собственно на конфиденциальность, безопасность, доверие и цифровую репутацию человека.

Взгляды различных авторов на определение сущности понятия «цифровой след» («интернет-след», «кибертень», цифровой отпечаток», «электронный след», «цифровая тень») характеризуются некоторой вариативностью, однако при этом смысловой аспект остается единым.

Одним из первых специфические особенности цифровых следов обозначил А.Н. Яковлев, отмечая факт отсутствия внешней структуры информационных объектов на накопителях информации [1, с. 79-81]. Е.Р. Россинская и И.А. Рядовский определяют цифровой след как «… значимую компьютерную информацию о событиях или действиях, отраженную в материальной среде, в процессе ее возникновения, обработки, хранения и передачи» [2, с. 6]. Близко по содержанию и определение А.Н. Колычевой, которая использует понятие «электронно-цифровой след», под которым понимает «… значимую информацию, выраженную посредством … сигналов в форме, пригодной для обработки с использованием компьютерной техники, в результате создания определенного набора двоичного машинного кода либо его преобразования, выразившегося в модификации, копировании, удалении или блокировании, зафиксированную на материальном носителе, без которого не может существовать» [3, с. 34]. По-существу, под цифровым следом понимается вся генерируемая пользователем Интернет совокупность данных, которые, так или иначе, остаются в цифровом пространстве, т.е. это информация о конкретном человеке, которая существует в Интернете в результате его онлайн-активности и представлена на техническом уровне как набор признаков сетевого субъекта, зафиксированных в виде электронных записей. Каждый день, хотят этого или нет, большинство пользователей вносят свой вклад в растущий след, в формирование собственного «цифрового портрета», который является более публичным, чем пользователи предполагают – приватность в Интернете не более чем миф, иллюзия нерегулируемой приватности. В сети не удастся существовать бесследно: наша сетевая активность, как и пассивность, по сути и есть оставление «цифрового следа».

Технические возможности Интернета делают цифровые следы многообразными и комплексными, их подразделят на две основные категории: активные и пассивные. К пассивному следу относятся посещаемые ресурсы и просматриваемая или загружаемая из сети информация, которую можно также разделить на текстовую, фото-, аудио- и видеоинформацию. К активному следу относится информация, размещаемая и продуцируемая самим человеком в сети, имеющая вышеуказанные форматы. Следует отметить, что особый след формируют поисковые запросы, совмещающие как активность, так и пассивность. Это обусловлено тем, что запрос на размещение информации представляет собой активный акт человека, а в случае запроса на получение информации – пассивный акт.

В силу многомерности цифрового следа целесообразно рассматривать как собственно его сущность, так и угрозы информационной безопасности человека с технико-технологической и гуманитарной позиций.

С гуманитарной точки зрения цифровой след является «цифровой проекцией» («цифровым отпечатком») жизни и личности человека, поскольку в нём явно отражаются интересы человека, его уровень культуры, интеллектуального и социального развития, потребности и др.

Следуя А.Л. Тулупьеву, А.С. Тафинцевой О.Р. Флерову, обозначим гуманитарные подходы к анализу цифрового следа: языковый, социальный, психологический, педагогический и философский [5, 6].

В рамках языкового подхода, опираясь на понимании неразрывной связи языка и информации, через призму языка возможна оценка коммуникативных стратегий человека, реализуемых в Интернете. Это базируется на существенном отличии речевых продуктов, производимых человеком в сети, от аналогичных продуктов, представляемых в других формах.

Поведения человека в Интернете как социальное взаимодействие рассматривается в рамках социального подхода. Предметом исследования и анализа при этом являются содержательные и процессуальные отличия социальных коммуникативных взаимодействий в реальном мире и в цифровом пространстве.

Предметом анализа при психологическом подходе являются психические свойства и характеристики человека, проявляющиеся при общении и поведении в сети. Изучение особенностей коммуникативных актов в рамках социальных групп позволяет говорить о социально-психологическом подходе.

Педагогический подход основан на том факте, что коммуникативное взаимодействие пользователей сети между собой или с информационными базами подразумевает обмен знаниями. Анализу подвергается полезность, нейтральность или вредность информации с точки зрения интеллектуального, культурного, нравственного развития человека.

На наш взгляд немаловажным, но наименее изученным, является антропологический подход, базирующийся на зарождающемся направлении цифровой антропологии как области социальной и культурной антропологии, занимающейся изучением проблем антропологических аспектов цифровых технологий, в том числе взаимодействия человека и цифровых технологий и, как надо полагать, угрозами личности, возникающими при деструктивном использовании информации, полученной из цифрового следа [7, 8.]

Общую роль Интернета в гуманитарном подходе выполняют аксиологические, гносеологические и онтологические аспекты философского подхода.

Коммуникативные стратегии, культура общения в сети, поведенческие модели, манера ведения аккаунтов в Интернете могут сказать о человеке порой намного больше, чем психологические тесты. Все это закономерно привело к появлению понятия «цифровая личность» («цифровой профиль»).

Формально «цифровая личность» (аватар) представляет собой систему взаимосвязанных данных, математических моделей и априорных механизмов вывода, позволяющую имитировать процессы деятельности человека при работе с различными объектами предметной области и другими личностями. Различают два класса цифровых личностей: абстрактная (синтетическая), обучаемая на цифровых профилях, формируемых на основе больших массивов данных, и реальных людях; и ассоциированная, как цифровой профиль оригинальной личности-прототипа.

С точки зрения информационной безопасности человека, в условиях возможности использования цифрового следа как источника деструктивных воздействий, наибольший интерес представляет ассоциированная цифровая личность.

Каждый вход человека в сеть оставляет информационный след, и чем дольше человек живет в цифровом мире, тем больше данных о нем остается в Интернете. Анализ этих данных составляет в совокупности цифровой портрет человека, позволяющий достаточно точно описать реальную личность.

Оставляемые пользователями сети цифровые следы можно условно разделить на:

пассивный цифровой след - данные, собираемые сайтами автоматически (cookie);

активный цифровой след - данные, оставляемые пользователем осознанно (при регистрации на различных сайтах; онлайн-покупках; размещаемые в социальных сетях и форумах, как самим человеком, так и другими людьми).

В настоящее время практически на каждом сайте при загрузке пользователь видит уведомление о том, что данный сайт собирает cookie. Cookie – это небольшой фрагмент данных, отправленный веб-сервером и хранящийся на компьютере пользователя. Каждый раз, при открытии соответствующего сайта браузер пересылает этот фрагмент данных веб-серверу в составе HTTP-запроса. Cookie применяется для хранения данных на стороне пользователя и используется для аутентификации пользователя; хранения его персональных предпочтений и настроек; отслеживания состояния сеанса и ведения статистики о пользователе. На основе сбора cookies можно отследить поведение пользователей сайта и получить достаточно достоверную информацию об их интересах, поле, возрасте, месте входа в сеть и многом другом.

Эти данные являются одним из источников информации для так называемых Больших данных (Big Data). Под этим термином обычно понимают структурированные и неструктурированные данные огромных объемов, а также технологии поиска, обработки и применения этих данных

Основными источниками информации для Big Data являются осознанные действия человека в информационной среде. Их собирают поисковые системы и системы аналитики (Google Analytics, Яндекс.Метрика), социальные сети, точки захвата контактных данных (сайты, мобильные приложения и т.п.), интернет вещей (Internet-of-things, или данные, которыми обмениваются различные «умные» устройства) и многое другое. Регистрация на различных сайтах, размещаемые в сети тексты, изображения, «лайки», а также телефонные звонки, геолокация и финансовые транзакции – все это формирует цифровой образ современного человека.

Цифровые следы и полученные на их основе Большие данные на выходе дают, например, такие бизнес-решения, как персонализация товарных предложений в сети, контента на сайтах или в приложениях и e-mail рассылок.

При помощи анализа цифровых следов в соцсетях сделать выводы о круге общения человека, месте его работы или учебы. Также можно достаточно точно прогнозировать личностные черты человека, его эмоциональное состояние, поведение (например, покупательское поведение, пунктуальность в исполнении взятых обязательств, социальную активность)

Свой цифровой след оставляют геолокация смартфона или транзакции и платежи по банковским картам. С помощью этих данных можно узнать, где вы живёте, какие магазины посещаете, где работаете, где живут ваши родственники, ваш график работы, карту перемещений и даже наличие у вас хронических заболеваний.

Свое приложение методики анализа связи цифрового следа и поведения человека, его отношения к различным процессам, находят не только в науке или экономике, но и в политике.

Использование этих методик различными политическими силами может превратить интернет-пространство в манипулятивную среду, осуществляющую контроль и формирование общественных представлений о политической реальность. К сожалению, в нашей стране не хватает специалистов, обладающих достаточным теоретическим и практическим опытом работы в сфере политологии, психологии, социологии и информационных технологий, которые смогли бы перенаправить и обработать весь этот контент в социально-политическом направлении.

Важность аналитики Больших данных признана в РФ на государственном уровне. Так, Минтруд РФ опубликовал для обсуждения проект профессионального стандарта «Специалист по моделированию, сбору и анализу данных цифрового следа», который разработан в целях выполнения пункта 4 поручения президента РФ от 25 октября 2019 года [4].

Современное общество стремительно погружается в цифровую среду, оставляя там всё больше «следов», в то же время вычислительные алгоритмы становятся умнее и ни о какой приватности не может быть и речи [3].

Единственный вариант избежать сбора цифрового следа и несанкционированного использования персональных данных - избавиться от компьютера и телефона и полностью исключить взаимодействие со всемирной сетью. Способ радикальный, но в современном мире практически неприменимый.

Значительно логичнее использовать правила сетевой «гигиены», но не стараться полностью избавиться от своей цифровой тени, а создавать её положительный образ и использовать себе во благо. Дело в том, что в настоящее время все большее количество организаций проводят репутационный анализ человека, прежде чем, например, принять его на работу или выдать кредит. Изучаются ваши социальные профили, комментарии, ваши активности, зачастую работодатели просят указать ссылки на аккаунты в социальных сетях.

Более того, государственные органы и спецслужбы давно и планомерно идут к тому, что можно условно назвать системой социальных профилей – это полномасштабное досье на каждого гражданина, созданное как раз на основе существующих баз данных и цифровых следов. Таким образом, полное отсутствие цифровой тени или её негативный характер будут иметь скорее отрицательное влияние.

Поэтому, лучше всего постепенно и последовательно создавать в цифровой вселенной свой положительный образ. При любом действии в сети задумывайтесь о последствиях, действуйте анонимно там, где это подсказывает логика, подчёркивайте свои положительные качества, следите за репутацией. Исправить свой негативный образ в сети крайне непросто, значит создавать свой положительный сетевой образ, светлую «цифровую тень» лучше с самых первых шагов в мировой информационной сети.

Списоклитературы:

1. Digital 2021: The latest insights into the ‘State Of Digital’ // We Are Social [Electronic resourse].URL: https://datareportal.com/library

2. Красильников В.В., Кузина Н.Н., Кулевская Е.С., Тоискин В.С. Дидактические аспекты подготовки и переподготовки педагогических кадров в условия цифровизации образования: учебное пособие. Ставрополь: Изд-во «Тимченко О.Г.», 2020. – 122 с.

3. Сакулин С.В. Political Big Data: новая форма коммуникации или угроза манипулирования массовым сознанием // Обозреватель–Observer. №2. 2019. С.66-76

4. Проект профессионального стандарта "Специалист по моделированию, сбору и анализу данных цифрового следа" // [Electronic resourse]. URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=105301

Просмотров работы: 38