За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний [ 2].
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования перечислены следующие личностных характеристики выпускника начальной школы («портрет выпускника начальной школы»): любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать; умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение [5]. Для достижения вышеперечисленных результатов необходимо применение современных образовательных технологий. Одной из таких технологий является «Перевёрнутый класс».
«Перевернутый класс» - это инновационный сценарий обучения, который получил широкую популярность благодаря возможностям цифровых инструментов. Его отличие от традиционного сценария заключается в том, что теоретический материал изучается самостоятельно до начала урока (как правило, посредством информационных и коммуникационных технологий: видеолекций, аудиолекций, интерактивных материалов и т.п.), а высвобожденное время на уроке направлено на решение проблем, сотрудничество, взаимодействие с учениками, применение знаний и умений в новой ситуации и на создание учениками нового учебного продукта [1].
Иными словами, «перевернутое» обучение представляет собой одну из форм смешанного обучения, которая позволяет «перевернуть» обычный класс таким образом, что вместо привычного домашнего задания обучающиеся самостоятельно проходят теоретический материал, заранее подготовленный, разработанный преподавателем или выбранный им из имеющихся в интернет источнике, а все аудиторное время используется для совместного выполнения практических заданий. Коллеги, практикующие эту модель обучения за рубежом, сравнивают вышеперечисленные условия с решением домашнего задания в классе. Отсюда и метафоричное название методики – «перевернутый класс» [6].
Одним основателей «перевёрнутого обучения» является Салман Хан. Он создал ресурс с краткими видеолекциями по разным учебным предметам, которыми могут пользоваться школьники и студенты по всему миру. Принцип удалённого просмотра краткой лекции, на котором основана вся идея Хана, и лежит в основе «перевёрнутого обучения».
Особенно актуальной данная технология стала в условиях пандемии, когда все школы были вынуждены перейти на дистанционное обучение. Согласно СанПиН время непрерывного применения технических средств на уроках в начальной школе строго ограничено (таблица 1), поэтому в рамках онлайн урока почти невозможно реализовать все этапы урока и качественно изучить тему. Здесь на помощь приходит технология «перевёрнутый класс».
Таблица 1
Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках
В чем же отличие «перевернутого» обучения от традиционного?
Чтобы это отличие было наиболее ясно, необходимо обратить внимание на то, что границы перевернутого класса шире границ традиционного. Привычные очертания традиционного подхода размываются при «перевороте» обучения. Это важно понимать, иначе не будет перевернутого класса, вместо этого будет некая техническая перестановка, при которой классную и домашнюю работу поменяли местами.
Итак, сравним между собой традиционный и «перевернутый» подходы к обучению (таблица 2).
Таблица 2
Сравнение традиционного и «перевернутого» подходов к обучению
Главная проблема традиционного подхода к уроку – «обучающиеся часто бывают невнимательны в классе, дома нет никого рядом, кто смог бы помочь. Появляется тревожное состояние обучающихся на уроке, нежелание отвечать домашнее задание и т.п.». В случае практики организации урока методом «перевернутого» обучения столкновение с данной проблемой постепенно исчезает.
Для избегания ряда проблем, связанных с «переворотом», переход от традиционного класса к перевернутому осуществляется постепенно. Учителю важно понять, что его роль заключается не в том, чтобы «дать урок», передать, а затем проверить знания. Его роль заключается в создании учебной ситуации для самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности обучающихся. Такой ситуации, работая в которой они будут ответственными за свое обучение. Вот тогда и можно считать, что класс «перевернут».
Одной из особенностей данной технологии обучения является привлечение обучающихся к активной деятельности на уроках, что позволяет увеличить их самостоятельность.
Во время работы в «Перевёрнутом классе» увеличивается размер ответственности самого обучающегося, что стимулирует повышение уровня личностных характеристик и предметных знаний[6].
Таким образом, одной из эффективных образовательных технологий, способствующих достижению планируемых результатов освоения ООП НОО, в настоящее время является «перевернутый класс».
Рассмотрим пример урока по предмету «окружающий мир» с применением технологии «перевёрнутый класс».
Класс: первый
Тема урока: Домашние животные
Предварительная подготовка к уроку: учитель готовит материал в форме видео (не более 10 минут). Необходимо продумать другую форму представления материала, если не у всех обучающихся есть необходимые технические возможности.
Самостоятельное изучение обучающимися нового материала. Заполнение интерактивного листа (рисунок 1).
Рисунок 1. Интерактивный лист
Актуализация знаний. Постановка учебной цели. Для определения качества подготовки обучающихся к уроку учитель организует взаимопроверку и обсуждение интерактивных листов.
Закрепление изученного материала. Работа в парах или группах. Обучающимся предлагается составить энциклопедию о домашних животных. Каждая пара/группа готовит страницу с информацией об одном из домашних животных. На основе изученного дома материала и учебника обучающиеся описывают выбранное животные по следующим критериям: где содержат животное, чем кормят, детёныши, какую пользу приносят человеку. После выполнения задания каждая пара/группа представляет свою работу.
Контроль. На данном этапе учитель проводит тест посредством сервиса Plickers или Kahoot.
Рефлексия (рисунок 2).
Рисунок 2. Рефлексия
Так, с помощью технологии «перевернутый класс» учитель может мотивировать обучающихся к самостоятельной деятельности, предоставить им инструменты для дальнейшего саморазвития. При применении технологии «перевернутый класс» теоретический материал изучается самостоятельно до начала урока (как правило, посредством информационных и коммуникационных технологий: видеолекций, аудиолекций, интерактивных материалов и т.п.), а высвобожденное время на уроке направлено на решение проблем, сотрудничество, взаимодействие с учениками, применение знаний и умений в новой ситуации и на создание учениками нового учебного продукта Применение данной технологии позволяет учителю организовать обучение в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Библиографический список:
Красновский, Э.А. Активизация учебного познания / Э.А. Красновский // Советская педагогика. – 2016. – №5., c.247
Примерная основная образовательная программа начального общего образования // Реестр примерных основных общеобразовательных программ URL: https://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshhego-obrazovaniya-2/ (дата обращения: 01.02.21)
Российская Федерация. Приказы. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования : Приказ № 373 : [зарегистрирован в Минюсте РФ 22 декабря 2009 г.].- М. : Просвещение, 2009.-29с.
Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ: [принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/(дата обращения: 11.01.2020 ). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // ФГОС URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 01.11.20)
Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе: учебное пособие / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 2019., c.101