Развитие эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста в условиях цифровизация образования - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Развитие эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста в условиях цифровизация образования

Катилевская Т.В. 1
1Ставропольский государственный педагогический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Цифровая трансформация, которая хоть и медленно, но происходила в контексте школьного образования, в условиях пандемии получила серьезное ускорение: в одночасье на вынужденное дистанционное обучение перешли целые школы, учителя и ученики.

Г.У. Солдатовой разработана концепция цифровой компетентности. Структура цифровой компетентности включает четыре компонента: знания, умения и навыки, мотивация, ответственность (включающая, в том числе безопасность). Каждый из компонентов может реализовываться в различных сферах деятельности в интернете (работа с контентом, коммуникация, техносфера, потребление) в разной степени.

Соответственно, были выделены четыре вида цифровой компетентности:

1) информационная и медиакомпетентность – знания, умения, мотивация и ответственность, связанные с поиском, пониманием, организацией, архивированием цифровой информации и ее критическим осмыслением, а также с созданием информационных объектов с использованием цифровых ресурсов (текстовых, изобразительных, аудио и видео);

2) коммуникативная компетентность – знания, умения, мотивация и ответственность, необходимые для различных форм коммуникации (электронная почта, чаты, блоги, форумы, социальные сети и др.) и с различными целями;

3) техническая компетентность – знания, умения, мотивация и ответственность, позволяющие эффективно и безопасно использовать технические и программные средства для решения различных задач, в том числе использования компьютерных сетей, облачных сервисов и т.п.;

4) потребительская компетентность – знания, умения, мотивация и ответственность, позволяющие решать с помощью цифровых устройств и интернета различные повседневные задачи, связанные с конкретными жизненными ситуациями, предполагающими удовлетворение различных потребностей.

Цифровые платформы невероятно помогают нам в общении, обучении, а также развитии и воспитании школьников. Возможно, мы никогда не были более подготовлены к работе в дистанционном формате, чем в сегодня. В наше время разработано множество исследований, доказывающие, что дистанционное обучение может повлечь за собой и негативные факторы, такие как негативное поведение, зависимость, снижение уровня учебной деятельности и социализации. В связи с этим важным являются условия, способствующие развитию эмоционального интеллекта у младших школьников. Умение разбираться в собственных чувствах и управлять ими, является личностным фактором, укрепляющим психологическое и соматическое здоровье учеников.

Также популярностью пользуется модель эмоционального интеллекта Д. Гоулмана. Согласно которой ЭИ содержит пять компонентов [3, с. 478]:

1. Саморегуляция – способность контролировать эмоции.

2. Самопознание - умение распознавать эмоции.

3.Социальные навыки – способность создавать межличностные отношения.

4. Мотивация - умение стремиться к цели.

5. Эмпатия – способность сопереживать.

С поступлением в школу эмоциональная сфера ребёнка испытывает некоторые перемены. Увеличение содержания деятельности, изменение количества эмоциогенных объектов, влияют на эмоциональную сферу ребенка. Осваивая роль ученика, ребёнок сталкивается с различными ситуациями, которые способствуют возникновению новых эмоций и чувств. Младшие школьники, согласно характеристике Т.Б. Пискаревой, справляются успешнее с различием позитивных эмоций, чем негативных.

Общее состояние, эмоциональный тонус младшего школьника, отличается бодростью, жизнерадостностью, радостным оживлением. Однако разочарование в связи с отсутствием удовлетворения острой потребности, связанной с результатами учебной деятельности, может привести к отрицательным эмоциям, что при отсутствии соответствующего внимания может укорениться как отрицательные качества личности.

Таким образом, дистанционное обучение обладает рядом качеств, которые делают его весьма эффективным при работе над развитием эмоционального интеллекта у младших школьников. Главным образом, эффективность достигается за счет индивидуализации обучения: каждый ребенок занимается по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе; каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения той или иной дисциплины. Дистанционное обучение позволяет свести до минимума непродуктивное использование времени учащегося.

Так, освоение эмоциональным интеллектом у младших школьников поможет грамотно выстроить процесс взаимодействия при работе в дистанционном формате.

Список литературы

Изотова М.А. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учебн. Заведений / М.А. Изотова, Е.В. Никифорова. - М., 2004. - 288 с.

Панкратова А. А. Эмоциональный интеллект: примеры программы формирования // Психологические исследования: электронный научный журнал. – М.: 2010. – № 1(9). – 25 с.

Ушаков Д. В. Социальный и эмоциональный интеллект: надежды, сомнения, перспективы / Под ред. Д. В. Люсина. – М.: ИП, 2009. – 350 с.

Полат Е.С, Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2006 - 400 с.   

Просмотров работы: 40