В настоящее время мы не можем представить нашу жизнь без кино, телевидения, сериалов. Даже сейчас, во время пандемии, мы имеем множество способов посмотреть любимое произведение на телевизоре, телефоне, планшете, либо на домашнем компьютере.
С каждым годом кинематограф расширяет свои границы: увеличивается бюджет новых фильмов, студии конкурируют не только между собой, но и борются за потребителя, пытаясь создать действительно новый и интересный продукт. В 21 веке человек может не идти в кинотеатр, чтобы посмотреть премьеру того или иного фильма, он может быть просто подписан на специальный сервис, к примеру, «Okko» или «ivi». Исходя из этого, студии имеют больше возможности нарастить потенциальную аудиторию для своих фильмов.
На данный момент, отслеживается тенденция развития онлайн-площадок для просмотра фильмов и сериалов, открытия новых, а также поглощение онлайн-кинотеатров крупными компаниями на рынке. Таким образом, «СБЕР» выкупил контрольный пакет акций компании «Rambler Group», в состав которой входит онлайн-кинотеатр «Okko» [1]. Яндекс продолжает развивать веб-сервис «Кинопоиск», который приобрел еще в 2013 году [2].
При использовании онлайн-кинотеатров, перед потребителем возникает вопрос: как найти интересный фильм или сериал по своим предпочтениям и затратить как можно меньше времени и усилий.
Целью данной работы является определение оптимального онлайн-кинотеатра на территории Российской Федерации по представленным критериям.
Объектом исследования являются процессы поиска и просмотра фильмов и сериалов в интернете
Предметом исследования являются крупнейшие онлайн-площадки для подбора фильмов или сериалов: «Окко», «Кинопоиск», «MovieTon», «IMDb», «ivi».
Актуальность данной работы определяется выявлением достоинств и недостатков имеющихся систем, выявление оптимального сервиса, а также использование полученных данных для обновления или создания нового сервиса.
Для сравнения были выбраны следующие сервисы: Кинопоиск, MovieTon, IMDb, ivi.ru, okko.
КиноПоиск – крупнейший русскоязычный интернет-сервис о кино. Сервис представляет основную информацию об огромном количестве фильмов, сериалов, в том числе, информацию об актерском составе, о создателях. Также сервис имеет хороший алгоритм поиска по большому количеству критериев [3];
Онлайн система подбора кинолент «MovieTon». Главная задача данной системы – определить интересы пользователей (посредством тестирования), и формирование на базе полученных данных предложения фильмов [4].
IMDb (Internet Movie Database). Крупнейшая в мире база данных и веб-сайт о кинематографе. В базе собрана информация о более чем 6,5 млн кинофильмов, телесериалов [5].
ivi.ru – популярный информационный ресурс, который содержит огромный каталог фильмов и сериалов. Ресурс предоставляет подробную информацию о кинофильмах, телесериалах, мультфильмах и имеет возможность выбора подходящего фильма среди предложенных [6].
Okko – российский мультимедийный сервис, занимает второе место среди российских онлайн-кинотеатров по объёму аудитории и выручке [7].
Для того, чтобы определить оптимальный веб-сервис по поиску фильмов и сериалов по предпочтениям пользователя, были выбраны следующие критерии оценки: точность полученного результата; наличие расширенного поиска; количество критериев выбора; язык интерфейса; возможность сохранения результатов.
В таблице 1 представлены критерии сравнения и их значения для каждого рассматриваемого сервиса.
Таблица 1. Критерии сравнения и их значения
|
КиноПоиск |
MovieTon |
IMDb |
ivi.ru |
Okko |
Точность полученного результата |
Точный результат |
Точный результат |
Не точный результат |
Частично точный результат |
Частично точный результат |
Наличие расширенного поиска |
Имеется расш. поиск |
Имеется расш. поиск |
Имеется частичный расш. поиск |
Не имеется расш. поиск |
Не имеется расш. поиск |
Количество критериев выбора |
10 |
6 |
2 |
1 |
1 |
Язык интерфейса |
Русский |
Русский |
Английский |
Русский |
Русский |
Возможность сохранения результатов |
Есть |
Есть |
Нет |
Нет |
Нет |
При выборе системы для поиска фильмов по заданным критериям главным критерием-ограничением является «Точность полученного результата» и «Наличие расширенного выбора».
Для определение оптимального веб-сервиса подбора фильмов использовалась система поддержки принятия решений (СППР) «Выбор» [8]. Данная аналитическая система позволит выбрать оптимальный сервис с помощью метода анализа иерархий.
Иерархическая модель, построенная в СППР представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Иерархическая модель
На рисунке 2 представлена матрица парных сравнений критериев.
Рисунок 2 – Матрица парных сравнений критериев
Далее, мы сравнили веб-сервисы по каждому критерию. Фрагменты выполнения исследования можно увидеть на рисунке 3, 4 и 5.
Рисунок 3 – Сравнение сервисов по критерию «Наличие расширенного поиска»
Рисунок 4 - Сравнение сервисов по критерию «Количество критериев выбора»
Рисунок 5 - Сравнение сервисов по критерию «Возможность сохранения результатов»
В результате проведенного исследования, мы получили оптимальный вариант – Кинопоиск (36,7%). Все результаты можно увидеть на рисунке 6.
Рисунок 6 – Результаты исследования
В ходе исследования были выявлены следующие достоинства веб-сервиса «Кинопоиск»: расширенный поиск для фильмов; большое количество критериев для подбора фильма или сериала (10 критериев), возможность сохранения результатов подбора.
Однако, помимо достоинств, у данного сервиса есть и недостаток: в системе отсутствует выбор темы по различным тематикам, посвященным каким-то знаменательным датам (Рождество, День святого Валентина и т.д.),
Как преимущество другого веб-сервиса «MovieTon» можно выделить и подбор фильмов с помощью анкетирования по принципу «Вопрос-ответ», чего нет у «Кинопоиска».
Таким образом, данные, полученные в исследовании, можно будет использовать при проектировании и разработке нового сервиса подбора фильмов и сериалов. Функции, которые не реализованы или недостаточно хорошо работают в указанных выше сервисах, можно будет реализовать в новой системе.
Список источников:
Сбербанк стал единственным владельцем Rambler [Электронный ресурс] / URL: https://www.rbc.ru/business/29/10/2020/5f9af8339a79470b67836406 (дата обращения 18.03.2021)
«Яндекс» купил «kinopoisk» за 80 миллионов долларов [Электронный ресурс] / URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2013/12/11/yandeks-kupil-kinopoiskru-za-80-mln (дата обращения 18.03.2021)
КиноПоиск [Электронный ресурс]. – URL: https://www.kinopoisk.ru/ – (дата обращения: 18.03.2021).
MovieTon [Электронный ресурс]. – URL: https://movieton.org/– (дата обращения: 18.03.2021).
Ресурс IMDb [Электронный ресурс]. – URL: https://www.imdb.com/ – (дата обращения: 18.03.2021).
Ivi.ru [Электронный ресурс]. – URL: https://www.ivi.ru – (дата обращения: 18.03.2021).
Okko [Электронный ресурс]. – URL: https://okko.tv – (дата обращения: 18.03.2021).
Система поддержки принятия решения «Выбор» [Электронный ресурс]. – URL: https://studfile.net/preview/994349/page:6/ - (дата обращения: 18.03.2021)