ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Колкин А.М. 1, Ильченко А.Е. 2
1Российский академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации- Южно-Российский филиал
2РАНХиГС
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Здоровье – это драгоценность, и причем единственная, ради которой стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и жертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной» М. Монтень.

О здоровье говорят, о нём спорят, здоровья желают. Здоровье человека должно быть самой важной «визитной карточкой» страны. Если мы не заботимся о своем здоровье, у нас не будет будущего. Будущее нашей страны – счастливые дети. Лучший способ сделать детей счастливыми – сделать их здоровыми. Поэтому важно обучать навыкам здорового образа жизни с раннего детства и осознавать важность правильного отношения к своему здоровью.

Мотивация для здоровья и здорового образа жизни должна быть в центре процесса обучения и воспитания подростков. Что касается научных источников, исследованиям В.И. Загвязинского, Б.П. Беспалько, Ю.М. Орлова и других учёных, мы обнаруживаем, что развитие мотивации к здоровому образу жизни актуализирует потребность обеспечивающую направленность личности на ведение здорового образа жизни [1].

Большинство студентов в России не соблюдают диету, которая отвечает минимальным стандартам питания. Эти ребята не едят достаточно фруктов, овощей и цельнозерновых продуктов для здорового питания и регулярно потребляют слишком много натрия. Вместо этого потребляется избыточное количество калорий в виде сахара, газированных напитков и нездоровых жиров. Их привычки к занятиям физическими упражнениям не лучше; только 25% сегодняшних студентов двигаются на здоровом уровне.

Более 400 студентов и выпускников университетов в четырех городах ответили на вопросы о том, как они воспринимают собственное здоровье. В число респондентов вошли только те, кто прожил в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге или Перми восемь и более лет. Автор исследования, старший преподаватель факультета экономики, менеджмента и бизнес-информатики ВШЭ в Перми Вера Федотова, использовала два показателя: «Индекс отношения к здоровью и здоровому образу жизни» и «Личностный образ жизни».

В первом измерении использовались четыре шкалы: эмоциональная, познавательная, практическая и ориентированная на действия. Сумма баллов по всем четырем шкалам составляет показатель отношения респондента к здоровью.

Второй подход измерял, как студенты улучшают свое здоровье. Это называется «оздоровительная деятельность» или, проще говоря, здоровый образ жизни. Респонденты получали высокие оценки по этой шкале, если они соблюдали личную гигиену, соблюдали правильную диету, воздерживались от алкоголя и курения, регулярно занимались физическими упражнениями и хорошо отдыхали (выспались и т. д.).

Эмоциональная шкала измеряет чувство благополучия человека. Высокий балл указывает на то, что респондент получает удовольствие от того, что он здоров, чувствителен к потребностям своего тела и не придерживается каких-либо негативных стереотипов о здоровом образе жизни.

Жители Москвы и Санкт-Петербурга получили самые высокие баллы по этой шкале, в то время как жители Екатеринбурга и Перми были менее эмоционально привержены сохранению своего здоровья, считая это лишь основной потребностью. Они также не были особенно чувствительны к сигналам, которые посылало их тело.

Когнитивная шкала измеряет интерес к здоровому образу жизни. В исследовании рассматривались два показателя: готовность получать информацию о здоровом образе жизни и желание повысить свою осведомленность в этой области.

По этой шкале наивысшие оценки получили школьники Екатеринбурга и Перми. Респонденты интересовались темой здоровья и активно искали информацию о нем из самых разных источников.

В отличие от Москвы и Санкт-Петербурга в этой области намного ниже. Это соответствует результатам других исследований, одно из которых показало, что молодые москвичи обладают лишь случайными знаниями о здоровье и мало используют их в своей повседневной жизни.

Практическая шкала – это мера здоровых привычек, таких как посещение тренажерного зала или фитнес-центра, прогулки, сбалансированное питание и меры по предотвращению болезней.

По этой шкале москвичи оказались впереди, студенты Санкт-Петербурга и Екатеринбурга имели среднее значение, а студенты Перми - наименее заинтересованы в этом.

И, наконец, шкала, основанная на действиях, измеряла готовность респондентов влиять на свое окружение, например, убедив близких вести здоровый образ жизни и научив их заботиться о своем теле.

Высокие оценки здесь указывают на желание создать здоровую личную среду. Лучшие результаты у студентов Санкт-Петербурга и Екатеринбурга, у студентов Москвы и Перми - значительно ниже.

Общая картина того, как студенты заботятся о своем здоровье, была не очень позитивной.

Результаты исследования образа жизни, в котором изучалась способность противостоять социальным факторам, ведущим к нездоровым действиям, были не утешительными.

Самый высокий балл по «здоровому образу жизни» у студентов из Санкт-Петербурга (38,5%), из Москвы - только 35,5%, тогда как средний балл по этому показателю составляет 48%.

Еще больший контраст был в показателях студентов из Перми, 58% из которых имели средний балл по практической шкале и только 26,7% из них имели высокие баллы. Похожая ситуация и со студентами в Екатеринбурге.

Все респонденты заявили, что считают личную гигиену, эмоциональное равновесие и участие в спорте или домашних тренировках наиболее важными средствами сохранения здоровья. Они редко высыпались, наращивали сопротивляемость или принимали другие профилактические меры, чтобы предотвратить болезнь.

Интересно посмотреть, насколько разные поколения россиян разделяли эти взгляды. Расширенное исследование автора показало, что представители поколения X (родившиеся между второй половиной 1960-х - первой половиной 1980-х) также очень редко высыпаются или набирают силу. Большинство считает личную гигиену, посещение врача профилактической мерой, разумную диету и времяпрепровождение на природе лучшими средствами для поддержания своего здоровья [2].

В целом молодые российские респонденты проявляли больше интереса к эстетической, чем содержательной стороне вопроса.

Студенты из Москвы и Санкт-Петербурга относились с наибольшим интересом к своему здоровью, и инфраструктура, поддерживающая здоровый образ жизни - от фитнес-клубов до медицинских центров - явно более развита в двух столицах, что дает жителям больше возможностей заботиться о своем здоровье [3].

Формирование здорового образа жизни у молодежи - сложный системный процесс, охватывающий многие составляющие образа жизни современного общества и включающий основные направления жизни молодежи. Ориентация юных студентов на здоровый образ жизни зависит от многих условий. Это как объективные социальные, социально-экономические условия, позволяющие вести здоровый образ жизни в основных сферах деятельности (обучение, трудоустройство, семья и домашнее хозяйство, досуг), так и система ценностных отношений, направляющая сознательную деятельность молодежи в сторону именно этого образа жизни.

Библиографический список:

Новолодская, Е.Г. Проблема здоровья подрастающего поколения в истории зарубежного и отечественного образования / Е.Г. Новолодская //Педагог. Наука, технология, практика. – 2019. – №2. – С.107.

Формирование здорового образа жизни детей и подростков: традиции и инновации : сборник статей по материалам VII междунар. науч.-практ. конференции (г.Белгород, 7 апреля 2020 г.) [Электронный ресурс] / под ред. Е.А. Богачевой, Е.А. Гуськовой, И.А. Куренской. – Белгород: ОГАОУ ДПО «БелИРО», 2020. – Ч.2. – 348 с

Акимова, Л.А. Основы безопасности жизнедеятельности в общеобразовательной организации. Методика обучения и воспитания / Л.А. Акимова, Е.Е. Лутовина, А.М. Зуев. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2017. – 244 с.

Просмотров работы: 6