Конкурентоспособность затрагивает почти все сферы на предприятии и является универсальным показателем. Чем выше этот показатель, тем лучше развивается организация в социальной и экономической сфере.
Конкурентоспособность предприятий постоянно находится под контролем государства, так как является важным показателем национальной экономики. Государство оказывает большое влияние на предприятия. Конкурентоспособность зависит не только от владельцев предприятий и их управленческих решений, эффективности работы сотрудников, но также от внешних факторов в регионе, которые регулируются территориально-общественными системами, формирующими современные и правильные связи и взаимодействия.
Также стоит отметить, что существует ряд факторов, которые показывают конкурентоспособность предприятия в таких сферах как - производство, маркетинг, финансы, инвестиции и др.
Особую роль занимают национальные производства, для которых характерны такие операции как импорт и экспорт. Развитию внешнеэкономического потенциала выделяется особая роль и оказывается самое пристальное внимание.
Импорт - это покупка товаров или каких-то услуг у других государств, ввоз их на территорию страны-покупателя. В дальнейшем эти товары или услуги продаются, либо используются уже на внутреннем рынке страны. Некоторые товары попадают под категорию реимпорта - это закупка продукции, которая уже была вывезена, но еще не была переработана.
Экспорт - наоборот, продажа, вывоз из страны. Если другие страны экспортируют товары страны-производителя, то это показывает хороший уровень конкурентоспособности данных товаров на рынке. Помимо этого важно учитывать, в какие страны экспортировать товары, насколько они подходят для этой операции. Совокупность этих моментов позволяет сделать вывод о том, что экспорт одновременно выступает как результат эффективной работы предприятия, и как фактор. Различная внешнеэкономическая деятельность страны, например включение в мировые интеграционные процессы, также сильно влияет на конкурентоспособность предприятий.
У государства есть ряд мер, благодаря которым оно поддерживает эти показатели, например это могут быть мероприятия по поддержке национальной экономики, регулирование спроса и предложения, защита от конкуренции со стороны других государств.
Тем не менее, стоит учитывать, что внешнеэкономическая деятельность регулируется не только государством, но и международными правами, договоренностями и тд. Поэтому трудности отечественного производства возникают также по причине каких-либо колебаний на международной арене. Все это вынуждает государство проводить различные эксперименты и исследования в области внешнеэкономического развития и повышения конкурентоспособности, чтобы быть готовыми к изменениям в международной среде.
Экономические субъекты хозяйствования вынуждены вести активную внешнеэкономическую деятельность, так как борьба идет не только между ними, но и с производителями других стран. Это является неизбежным процессом на фоне динамического развития национальной экономики страны.
В таких условиях, повышение конкурентоспособности становится целью номер один для любого предприятия. При этом необходимо учитывать как внутренние, так и внешние факторы, смотреть на рынок в целом и учитываться индивидуальные особенности предприятия. Существуют различные меры, которые могут помочь предприятию повысить свою конкурентоспособность, например: улучшение качества продукции и сырья, более эффективное использование ресурсов, оптимизация логистики, расширение действующего ассортимента, сокращение издержек производства, совершенствование технологий производства и многое другое.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что от того, насколько предприятие конкурентоспособно и правильно развивается, настолько оно и будет успешно и долговечно.
Списоклитературы:
2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2017)
3. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О защите конкуренции»
4. Астринский Д. Экономический анализ финансового положения предприятия // Экономист. – 2015.- №12.- С. 47 с.
5. Васильева З. А. Иерархия понятий конкурентоспособности субъектов рынка/ З. А. Васильева
// Маркетинг в России и за рубежом. – 2013. — № 2. – С. 87-90.
6. Гапоненко А. Конкурентоспособность хозяйственных организаций как основа социально- экономического роста // Власть. – 2016. – N 1. – С.33.
7. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент: учебное пособие для вузов Пер. с англ. под ред. О.А. Третьяк, Л.А. Волковой, Ю.Н. Каптуревского. – СПб: Питер, 2015 г.
8. Кунаева С. Е. Стратегия торговых предприятий: учебное пособие для вузов. – М., 2014 г.
9. Муравьев А. И. Теория экономического анализа: проблемы и решения: – М.: Финансы и статистика, 2016 г.
10. Сенчагов В. К., Захаров А. Н., Зокин А. А. Конкурентоспособность и инвестиционный потенциал экономики России. // Бизнес и банки. 2013. № 43. – С. 35–43.
11. Ушвицкий Л. И., Парахина В. Н. Конкурентоспособность региона как новая реалия: сущность, методы оценки, современное состояние // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика». 2015. № 1. – С. 15–21