РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Стремительное информационное развитие российского общества в последнее десятилетие в процессе глобализации привело к значительной переориентации социально-экономической политики государства, что нашло свое отражение и в изменении запросов общества к образовательной системе. Тенденции гуманизации и ориентации на личность обучающегося, заданные требованиями ФГОС, определили аксиологическую коррекцию подходов к обучению детей сограниченными возможностями здоровья, определив в качестве цели образовательной деятельности повышение качества социальной адаптации лиц с ОВЗ.

По оценкам исследователей, наибольшую сложность в процессе социализации испытывают дети с нарушениями интеллектуальной деятельности, в частности, с умственной отсталостью, что обусловлено, в первую очередь, отклонениями в формировании у них познавательных процессов. Таким образом, особенно актуальной становится проблема разработки системы психологической, педагогической и медицинской помощи детям с умственной отсталостью, которая позволила бы обеспечить реализацию принципа компенсаторности в процессе профилактической икоррекционно-развивающей работы по развитию всех познавательных процессов у таких воспитанников.

В.А. Швецова отмечает, что современные подходы к проблеме определения феномена умственной отсталости сходятся в том,что «умственная отсталость (психическое недоразвитие) представляет собой совокупность этиологических различных наследственных, врожденных или рано приобретенных стойких, не прогрессирующих синдромов общей психической отсталости, проявляющихся в затруднении социальной адаптации, главным образом, из-за преобладающего интеллектуального дефекта» [5].Это проявляется в несоответствии уровня психического развития ребенка его паспортному возрасту и возникновении вторичных и третичных отклонений, в результате чего произвольность познавательных процессов практически не формируется без специально организованной помощи.

Среди всех познавательных процессов ребенка с умственной отсталостью, помимо мышления, наибольшее отставание в процессе формирования проявляется у внимания. В связи с тем, что внимание является так называемым «сквозным» процессом, его недостаточная сформированность, по мнению большинства исследователей, может привести к неполноценности функционирования остальных познавательных процессов, что обусловливает необходимость проведения целенаправленной коррекционно-развивающей работы по развитию внимания у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью.

На настоящий момент проблема изучения особенностей внимания у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта является достаточно разработанной: Л. С. Выготский, Т.В. Петухова, А.А. Люблинская, Т.В. Ендовицкая, В.В. Ночевкина, Е.П. Соколова, С.Д. Забрамная, А.Р. Лурия, Г.Е. Сухарева, Е.А. Стребелева и др., которые выявили недостаточность развития всех функций внимания у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью по сравнению с их нормотипичными сверстниками.Так, было выявлено, что быстрая утомляемость нервной системы и длительные период восстановления приводят у таких детей к слабой концентрации и неустойчивости внимания, низкому объему, крайней степени отвлекаемости, сложностям в формировании избирательности и переключения как показателей произвольного внимания, что, по мнению А.Н. Лурии, объясняется слабостью внутреннего торможения и резко выраженным внешним торможением[1,2,3,4,5].

Необходимо отметить, что особенности развития внимания удетей дошкольного возраста с умственной отсталостью в значительной степени зависят как от специфики первичного дефекта, так и от социо-культурных факторов, в результате чего наблюдается неоднородность отклонений в сформированности свойств внимания у таких воспитанников, что требует тщательного соблюдения принципа индивидуального подхода. Например, А.А. Дудкина пишет, что «у одних детей с умственной отсталостью наблюдается максимальное напряжение внимания в начале выполнения задания и его постепенное снижение. У других — сосредоточение внимание проявляется после осуществления какой-либо деятельности, а у третьих – с периодичностью»[3].

Успешность коррекционно-развивающей работы по развитию внимания детей с умственной отсталостью зависит, в том числе, и от правильного подбора методов коррекции. По мнению М.С.Базаровой [1], А.А. Дудкиной [3], В.А. Швецовой[5]и других слабая сформированность манипулятивно-предметной деятельности, неразвитость внимания, инертность и низкая мотивация к деятельности детей с умственной отсталостью определяют необходимость предпочтения дидактической игры как основного метода коррекционно-развивающей работы с такими воспитанниками.

Н.А. Власова указывает, что «дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей». Автор отмечает, что эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности[2].

О возможностях использования дидактических игр в развитии познавательной сферы ребенка дошкольного возраста, в том числе, и с ОВЗ, упоминают многие исследователи: В.Н. Аванесова, 3.М. Богуславская, А.К. Бондаренко, Ф.Н. Блехер, Л.А. Венгер, Е.Ф. Иваницкая, Е.И. Радина, А.И. Сорокина, Е.И. Удальцова и многие другие.

Эффективность использования дидактических игр в коррекции внимания у детей с умственной отсталостью обусловлена следующими факторами: необходимость опоры на игровую деятельность как ведущую; возможность комплексного развития психических процессов и свойств ребенка; доступность и вариативность метода для каждого ребенка независимо от степени дефекта; возможность активизации познавательной деятельности; широкая доступность применения наглядных средств; возможность самостоятельного использования родителями в домашних условиях[1,3,4].

Важно отметить, что проведение коррекционной работы по развитию внимания у детей дошкольного возраста с умственной отсталостьюс использованием дидактических игр осложняется следующими особенностями воспитанников: слабая сформированность игровых навыков; трудности в понимании инструкций, заданий, правил игры; низкий познавательный интерес; неадекватность эмоциональных реакций; отсутствие умения действовать по правилу; потребность в постоянном руководстве взрослого; проявление агрессии к атрибутам игры; необходимость использования специальных методов и приемов из-за недостаточной сформированности речи: развернутое объяснение с показом действия, многократное повторение правил и требований, совместная деятельность взрослого и ребенка, совместное проговаривание[1,4,5].

Обзор педагогического опыта по использованию дидактических игр в развитии внимания детей среднего и старшего дошкольного возраста свидетельствует о том, что, в зависимости от тяжести первичного дефекта, эффективными являются следующие игры: «Который по счету?», «Что изменилось?», «Кого не стало?», «Чем похожи?», «Чем отличаются?», «Кто, есть кто?», «Найди фото», «Кто из какой сказки?», «Кого не хватает?», «Кто лишний в этой сказке?», «Покажи, кто пришел?», «Парные картинки», «Живое домино», «Сложи картинку», «Вершки-корешки», «Будь внимательным», «Домино», «Лото» и аналогичные[1,2,3,4,5].

Таким образом, дошкольное детство является сензитивным периодом для формирования всех свойств внимания, в том числе, и у воспитанников с интеллектуальными нарушениями. Коррекционная работа, направленная на преодоление таких особенностей внимания дошкольников с умственной отсталостью, как отвлекаемость, истощаемость, непроизвольность, неустойчивость, узкий объем и пр., требует обязательного включения такого метода, как дидактическая игра. Однако необходимо учитывать, что без специального обучения игра у умственно отсталых, как правило, не становится ведущей деятельностью и не может выполнять коррекционную роль, следовательно, важно проводить работу по формированию у таких воспитанников игровых навыков. Подчеркнем, что данные об особенностях внимания детей с умственной отсталостью позволяют оптимистично прогнозировать результаты работы по коррекции и развитию внимания у этой категории детей.

Список использованной литературы

Базарова, М. С. Развитие внимания дошкольников посредством дидактических игр [Текст]/ М. С. Базарова // Исследования молодых ученых : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июль 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 37-40.

Власова, Н. А. Дидактические игры как средство развития внимания у детей среднего дошкольного возраста [Текст]/ Н.А. Власова // Студенческая наука и XXI век. — 2018. — Т. 15. — № 2(17). — Ч. 2. — С. 204–206.

Дудкина, А.А. Дидактические игры и их влияние на развитие внимания у дошкольников с нарушением интеллектуального развития / А.А. Дудкина // Вопросы педагогики. — 2019. — 12-2. — С. 86-89.

Поливара, З.В. Специальная психология [Текст]: учебное пособие / З. В. Поливара. — Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2011. - 255 с.

Швецова, В.А. Специальная психология [Текст]: учебное пособие / В. А. Швецова, Е. П. Пчелкина. — Белгород: НИУ "БелГУ", 2019. – 245 с

Просмотров работы: 159