РОЛЬ БЕСЕДЫ В РАЗВИТИИ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

РОЛЬ БЕСЕДЫ В РАЗВИТИИ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Тарская Л.В. 1, Попова Л.В. 2
1Педагогический институт, СВФУ им. М.К.Аммосова
2Педагогический институт, СВФУ им. М.К.Аммосова г. Якутск
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В условиях становления новой модели российского образования, способной войти в мировое пространство, идет активный процесс поиска форм взаимодействия детей со взрослыми, которые позволяют соответствовать внутренней природе ребенка и сохранить нравственные приоритеты отечественных педагогов. Эта закономерность сегодня признается исследователями, что нашло отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Личностно-ориентированное общение - вид общения, которое может быть деловым, направленным на какую-то совместную деятельность, или связанным с личными взаимоотношениями, не имеющими отношения к деятельности. Личностно-ориентированный вид общения предполагает выделение в нем чисто психологического аспекта, то есть внутреннего мира человека.

Особенности и принципы личностно-ориентированного общения педагога и воспитанников детского сада изучались в трудах А.Н. Виноградовой, Т.А. Репиной, Т.И. Саксоновой и др. Были изучены различные стили педагогического общения и типы взаимодействия педагога с детьми, выявлено их влияние на развитие личности дошкольников, дан анализ педагогического общения с дошкольниками как средства гуманизации образовательной работы [1; 4; 5].

Анализ трактовок нравственности показывает разночтение в наборе нравственных чувств, лежащих в основе формирования нравственности личности. Данное разночтение приводит к размытию целостной системы формирования нравственных чувств личности, что определяет проблему исследования [3].

Нравственность - один из основных способов регуляции действий человека в обществе, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений. Исследования психологов, педагогов и ученых показывают, что именно дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей. В разных видах их деятельности успешно формируются некоторые способы сознательного управления своим поведением, активность и самостоятельность, интерес к общественному окружению. В обществе сверстников между дошкольниками впервые устанавливаются взаимоотношения, которые под руководством педагога приобретают доброжелательный характер и у детей возникает, например, чувство товарищества и дружбы.

Чувство - эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам [8].

Нравственные чувства - высшие чувства, переживания, связанные с отношением человека к другим людям, к обществу и к своим общественным обязанностям. К области нравственных чувств относится все то, что определяет общение людей: отношение к самому себе, к другим. Сюда относятся: сочувствие, чувство доверия и расположения к людям, чувство товарищества, дружбы. К нравственным чувствам относятся и чувства национальной гордости, интернациональные чувства, любовь к родине и к людям, представляющим другие культуры и традиции [7].

Беседы – это плановые, подготовленные и организованные занятия, содержание которых определено программными требованиями в детском саду. Но, обращаясь к программным задачам воспитания, педагог должен конкретизировать их, прорабатывать правила и нормы поведения, воспитание которых необходимо усилить в данной группе с учетом индивидуальных особенностей детей.

Эффективным методом уточнения систематизации представлений дошкольников о нравственности является беседа. Такие беседы должны органически быть включены в систему многообразных методов формирования чувств детей в ДОО. Беседа, как метод нравственного развития отличается существенным своеобразием. Содержание бесед составляют в основном подлинно жизненные ситуации, поведение окружающих людей и, прежде всего самих воспитанников. Воспитатель в беседе дает характеристику тем фактам и поступкам, которые ребенок наблюдал или совершал в общении со сверстниками и взрослыми [2, с.87].

Эффективность беседы зависит от соблюдения ряда важных условий:

Очень важно, чтобы беседа имела проблемный характер, предполагала борьбу взглядов, идей, мнений.

Нельзя допускать, чтобы беседа превращалась в лекцию: воспитатель говорит, воспитанники слушают.

Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными.

Правильное руководство беседой заключается в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу. Для этого воспитателю нужно уметь смотреть на события или поступки глазами воспитанника, понимать его позицию и связанные с ней чувства.

Этические беседы постепенно усложняются как по содержанию, так и способу подачи материала. Если в средней группе мы делали в основном акцент на эмоциональный отклик детей, то в подготовительной группе побуждаем детей пытаться самостоятельно делать выводы из обсуждаемой нравственной ситуации [6, с.96].

Основываясь на вышеизложенных теоретических положениях, мы пришли к выводу о том, что развитие нравственных чувств лучше всего происходит в беседе.

Беседа – это одно из средств духовно-нравственного воспитания, предполагает формирования у дошкольников высокого уровня нравственного сознания, стойких духовно-нравственных чувств, интересов, потребностей и способностей, поведения.

Экспериментальная работа проведена на базе МБДОУ «Детский сад №27 «Чуораанчык» с. Сырдах, МР «Усть-Алданский улус» Республики Саха (Якутия). Цель диагностики - изучение базовых уровней развития нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста. Всего участвовало 20 детей.

В процессе диагностики у детей подготовительной к школе группы «Күнчээн» выявлено недостаточное развитие уровня нравственных чувств. Большинство детей имели поверхностное представление о нормах нравственности, половина детей не умеют проявлять сопереживание, эмпатию и гуманизм, не смогли объяснить, в силу чего проявляют чувства к близким.

В рамках социально-коммуникативного развития нами разработан и реализован проект, основанный на цикле бесед для развития нравственных чувств у старших дошкольников. Тематика бесед определяется интересами и запросами детей. Это: «Эйэ5эс тыллар дойдулара», «Дойдум миэнэ - Уус-Алдан», «Эйэ5эс быһыы кистэлэҥэ», «Я и мое окружение», «Сыырдааҕым кэрэ айыл5ата» и др. В беседе на актуальную и востребованную тему педагогу приоткрывается внутренний мир воспитанников, а включение литературных произведений и любимых персонажей делает содержание бесед доступным и интересным детям, способствует тому, что у них возникают естественные вопросы, яркие эмоции, искренние оценки.

Старались создавать условия для переноса нравственных чувств в повседневную жизнь, поощрять позитивное диалогическое общение детей («Всегда приятно общаться с вежливым человеком!»; «Когда так обращаются, невозможно отказать в просьбе!»). Это позволило обоснованно определить, как дети восприняли идею беседы, заложенной в ней морали, дает возможность дальнейшего тактичного корректирования их поведения в группе.

В ходе беседы мы связывали правила и нормы поведения с образами, понятными для детей этого возраста. Поэтому, готовясь к каждой беседе, педагог должен проанализировать, что было предметом наиболее ярких впечатлений детей, как они восприняли увиденное, как переживают его. С другой стороны, известно, не владея навыками беседы, ребенок не сумеет усвоить эффективные формы общения и поведения. Так как беседа – это вид взаимодействия двух и более личностей, то ее использование предполагает знание и умения ребенка налаживать нить взаимопонимания с партнером.

В основу целевых ориентиров данного проекта заложено понимание сферы нравственных чувств, как смыслового стержня развития личности старшего дошкольника, предложенное в критериях Р.Р. Калининой и О.В. Хухлаевой: проверять знания детей о нравственных нормах, о правилах поведения в той или иной ситуации, умение оценивать поступки других; оценивание уровня нравственных чувств.

В своем опыте мы убедились в том, что беседа как его форма очень востребована в старших группах детского сада. Ведь именно в беседах у старших дошкольников проявляется эмоциональный образ, отражающий и будущий результат, и его оценку со стороны взрослых. Благодаря опыту участия в беседе, дети учатся характеризовать поступки, выражать свое отношение к людям. Итог такого опыта – нравственные чувства ребенка, которые начинают действовать, в его жизни: эмоционально предвосхищая последствия своего поведения, ребенок уже заранее знает, хорошо или дурно он собирается поступить.

Считаем, что беседа воспитателя с детьми только тогда оказывает на них развивающее влияние, когда в группе создана доброжелательная атмосфера, обеспечено их эмоциональное благополучие, когда господствует личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком. В этом случае главным в общении являются понимание, признание и принятие личности ребенка. Ребенок охотно вступает в контакт со взрослыми через беседу, если чувствует его внимание, интерес и доброжелательность, а также комфортность и свою защищенность.

На заключительном этапе общий уровень развития у воспитанников нравственных чувств (гуманизма, сопереживания и эмпатии) повысился на 40% - с 60% до 100%. В частности, повысились: уровни знания детей о нравственных нормах (умение оценивать поступки других) и уровни сформированности нравственных чувств в сфере представлений дошкольников о любви к Родине. Это подтверждает эффективность беседы в развитии нравственных чувств у старших дошкольников, ведь дети непроизвольно и эмоционально откликаются и легко входят в ситуацию беседы, испытывая внутренние переживания.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что позитивная роль беседы в развитии нравственных чувств у старших дошкольников связана с постоянным накоплением и осмыслением нравственных фактов, отношений, принятием нравственных решений и осуществлением ответственного выбора. Для этого важно после каждой беседы побуждать детей к проявлению любви к Родине, эмпатии и сопереживанию по отношению к родным, близким, к сверстникам, ко всем людям в реальном поведении.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.Н. Виноградовой. - М.: Просвещение, 2015. – 194 с.

Гузь А.А., Ханова Т.Г. Реализация задач нравственного воспитания дошкольников//Дошкольное и начальное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции: в 2 частях. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, 2018. 86-89 с.

Котряхов, Н.В. Формирование нравственных чувств у обучающихся в начальной школе / Н.В. Котряхов // Научно-методический электронный журнал «Концепт» 2019, № 10

Общение между детьми в детском саду и в семье / Под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. - М.: Педагогика, 2017. – 250 с.

Саксонова, Т.И. Воспитатель и нравственное развитие детей / Т.И. Саксонова. – М.: ОПБОЮЛ, 2015. – 216 с.

Шорыгина Т. А. Беседы об этике с детьми 5-8 лет. - М.: Сфера, 2010. - 96 с.

https://www.u-lekar.ru/content/view/474/

https://ru.wikipedia.org/wiki/Чувство

Просмотров работы: 42