ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТУРИЗМ НА УРАЛЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТУРИЗМ НА УРАЛЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Кузьмина В.А. 1
1ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», Институт физической культуры, спорта и молодёжной политики, магистр очной формы обучения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время туризм из-за пандемии короновируса находится в кризисной ситуации. Однако, до этого все регионы нашей страны были ориентированы на развитие своего туристического бренда и грамотное использование своего туристического потенциала, направленных на привлечение не только местных жителей, но и иногородних, а также иностранных туристов (в этом случае региональные туристические ресурсы являются одним из главных преимуществ на рынке, именно с помощью них каждый регион стремится показать свою уникальность в борьбе с конкурентами). По Федеральному закону «об основах туристской деятельности в РФ» приоритетными направлениями государственной политики в туристической сфере являются поддержка внутреннего и въездного туризма, также государство предоставляет налоговые льготы на развитие данных видов туризма (государство пытается создать условия для развития внутреннего туристского рынка и формирования туристско-экскурсионной деятельности в каждом российском регионе). Таким образом, важной составляющей туристического потенциала любого региона нашей страны является наличие культурно-исторических памятников предыдущих эпох.Надеемся, что туристическая отрасль быстро восстановится и продолжит разработку новых туристических услуг, ведь до пандемии всё больше и больше набирали популярность необычные, интересные виды туризма. Индустриальный туризм был одним из них. Это направление познавательного туризма является для России достаточно новым, ещё не очень распространённым, хотя на Западе оно появилось примерно пятьдесят лет назад.

Для начала необходимо разобраться, что такое промышленный туризм? Существует несколько подходов к определению данного термина, ведь ученые не пришли к единому мнению относительно формулировки понятия. Раньше ошибочно полагалось, что это подвид индустриального туризма (наряду с руфингом, инфильтрацией, сталкинг-туризмоми др.). Сейчас специалисты уверены, что термин «индустриальный туризм» является синонимом к понятию «промышленный туризм».

Обратимся к нескольким определениям. В. Л. Казаковподразумевает под «техногенным туризмом» вид активного организованного отдыха в пределах антропогенно измененных территорий, где наряду с научно-познавательными, культурно-воспитательными и спортивно-оздоровительными функциями, внимание акцентируется на связи между естественной и социальной средой, на последствиях антропогенного давления, приобретается экологическое воспитание, формируется ресурсосберегающий стереотип поведения на уровне личности [1].О. К. Слинкова и И.Д. Маркова разработали понятие «производственный туризм» - туристическое направление, которое заключается в организации регулярных турпоездок на предприятия, производящие товары и предоставляющие услуги.

Э. Фрю в разработке этого термина отметил несколько факторов: потребность широкой трактовки определения, необходимость в специальных управленческих подходах из-за сочетания туристической и производственной видов деятельности[2].В. С. Пацюкразработал следующий термин под «Индустриальный туризм- вид активного туризма, сконцентрированного в промышленных районах, имеющий целью изучение индустриальных ландшафтов, ознакомление с образцами индустриальной архитектуры, посещение действующих производственных предприятий с целью удовлетворения познавательных, профессиональных,деловых целей» [3].Стоит отметить тот факт, что в США промышленный туризм часто называют «Экономикой впечатлений». Основной формой промышленного туризма является промышленная экскурсия.

ГОСТ Р ИСО 13810-2016 «Туристские услуги. Промышленный туризм»подразумевает под «промышленным туризмом»: «посещение и мероприятия наобъекте, позволяющие посетителям понять процессы и секреты производства, относящиеся к прошлому, настоящему и будущему». В данной работе мы придерживаемся этого понятия.

По классификации видов туризма это туристское направление можно отнести к «культурному туризму». М. В. Матецкая [4] и В.Э. Гордин [5]определяют этот термин, как упорядоченную деятельность, имеющую основной целью ознакомление с культурными специфическими особенностями места, где объектами показа являются культурный ландшафт, искусство, культурно-историческое наследие, а также образ жизни людей. Другую интерпретацию этого понятия предоставляет международная туристическая организация, которая характеризует «культурный туризм» [6] как самостоятельный специфический вид туризма, основной целью которого является узнавание культуры и культурной среды места посещения, которая включает в себя ландшафт, традиции и особенности жизни местного населения, художественным наследием территории, формами деятельности и проведения досуга.

По классификации видов туризма А. В. Бабкина [7]индустриальный туризм можно отнести к познавательному (экскурсионному), который подразумевает «различные поездки с ознакомительной целью с природными и историко-культурными достопримечательностями, музеями, театрами, традициями народов в посещаемой стране. Поездка может включать в себя познавательные и рекреационные цели одновременно».

Российское законодательство относит индустриальный туризм к другой особой категории «культурно-познавательного туризма» (именно такое название используется в официальных документах, таких как стратегии развития внутреннего и въездного туризма).

На наш взгляд,индустриальный туризм также можно отнести к неофициальной категории «special interest tourism» или «thematic tourism» (с английского переводится как «туризм по особым интересам» или «тематический туризм»)[8].Основным признаком для выделения нового вида является тематическая принадлежность, которая служит главной причиной для создания особенных, пользующихся спросом маршрутов и туров.

Данный вид туризма позволяет увидеть путешественникам город с другой стороны. Индустриальный туризм способствует ознакомлению туристов не только с культурной и исторической ценностью, а также с практическим применением и социальной значимостью различных зданий, так встаёт вопрос о сохранении «индустриального наследия». Неудивительно, что разработка этого термина началась именно уральскими учеными. Ведь феномен «городов-заводов» [9]возник на Урале, где они играли важные роли: крепостей (отличались наличием прочных внешних и внутренних стен, например, уктусский завод в 1702 году); центров горного производства (например, Екатеринбург в новопетповскую эпоху стал главным уральским административным центром, столицей «горного царства», пунктом, который поддерживал торговые отношения между Европой и Азией), региональных столиц (не всегда совпадали с административными центрами. Столицы; Тула, Пермь, Петрозаводск, Екатеринбург, Барнаул).Таким образом, города-заводы занимают особенное место в российской истории, имеют важное значениев экономическом, общественно-политическом и социокультурном развитии страны.

Уральские промышленные объекты уникальны, их отличает особая уральская самобытность. На сегодняшний день Свердловская область обладает богатым историко-культурным наследием. На территории региона расположены 1227 культурного наследия, в том числе 98 памятников федерального значения. 10 городов нашей области внесены в список исторических городов России. Сегодня Свердловская область имеет несколько настоящих индустриальных изюминок: шахты с минералами, золото, индустриальное наследие.Уральская промышленность имеет более чем трёхсотлетнюю историю. На Урале промышленные выставки устраивались с конца 18 столетия. А в 19 веке при заводах начали открываться музеи. Они были кунсткамерного типа, но некоторая промышленная продукция и полезные уральские ископаемые тоже входили в музейные экспозиции. М. В. Соколова утверждает, что экскурсии на предприятия для школьников проводились ещё в восемнадцатом столетии. Первоначальной целью таких посещений было знакомство обучающихся с производственные технологиями местных заводов и мануфактур, рудников и т.п. [10].

Советский Союз был самой мощной индустриальной державой в мире, сейчас Россия имеет богатейшее индустриальное наследие, из-за этого особое развитие получили идеи развития отечественного промышленного туризма. Но в СССР туризм был не столько развлечением, сколько государственным идеологическим инструментом. Экскурсии для школьников и студентов на различные советские фабрики и заводы, конечно же, являлись промышленным туризмом, но их основной функцией была не познавательная, а идеологическая (демонстрация индустриальной мощи страны, а также привлечение новых будущих работников). Они являлись неотъемлемой частью образовательной программы, но и взрослые туристы очень интересовались производственным процессом.

Целесообразно заметить, что 1928 году был издан путеводитель «По Уралу и его заводам» под авторством В. Глена. Идеи о сохранении промышленного наследия тоже не прошли мимо Советского Союза. В 1970-80 годы архитекторами из Свердловска была разработана региональная научная программа «Каменный пояс» - первый систематизированный исследовательский проект, который демонстрировал и иллюстрировал историко-культурную ценность Уральской архитектурно-пространственной среды, сформированной горнозаводской промышленностью[11]. Стоит отметить тот факт, что в проекте были разработаны не только меры по обеспечению сохранности памятников, но и впервые был отмечен туристический потенциал Уральской промышленности. Уже к 1975 году Н. С. Алферов открыл Музей истории архитектуры и промышленной техники Урала. В 1989 году на основе закрытого Нижнетагильского железоделательного завода был открыт первый в России завод-музей истории горнозаводской техники.

Необходимо заметить, что в 1993 году в Нижнем Тагиле состоялась международная конференция «Сохранение индустриального наследия: мировой опыт и российские проблемы», затем была разработана энциклопедия «Металлургические заводы Урала»[12].

В 1994 году Российская Федерация вступила в международный комитет TICCIH. Теперь организуются регулярные конференции «Урал индустриальный», татищевские чтения, проводятся конференции по туризму, одной из основных тем, которых стали маршруты по местам, связанным с индустриальным туризмом. Также стоит отметить тот факт, что в России благодаря этому было проведено два конгресса. Первый состоялся в том же году в Нижнем Тагиле, что послужило началом для длительного сотрудничества РФ и Франции. Делегатами конгресса составлена Хартия об охране памятников индустриального наследия («TheNizhnyTagilCharterfortheIndustrialHeritage»). Этот документ подчеркивает общественную ценность индустриального наследия, определяет основные приоритеты, в хартии сформулированы способы защиты и сохранения промышленного наследия. Второй проводился в Тагиле, Екатеринбурге и Москве.

В 2008 году союз архитектурного института и правительства Свердловской области создаёт «Свод памятников истории и культуры Свердловской области», в этом реестре индустриальные достопримечательности, как значимые объекты культурного наследия занимают ключевые позиции, что послужило существенным толчком для развития индустриального туризма на Урале. Стоит отметить тот факт, что с этого же года промышленный туризм начинает активно развиваться и в российских регионах. Например, компания СВЭЛпроводит промышленные туры по своим предприятиям с две тысячи восьмого года. В период 2008-2018 гг. провела 375 промышленных туров для более чем 9 000 посетителей, из которых 3 645 человек – это иностранные гости. Такие цифры не могут сравниться с европейскими, американскими, японскими показателями. На наш взгляд, в данном случае основная проблема заключается в отсутствии грамотного сотрудничества между предприятием и т

В 2009 году начал свою работу комплекс «Северская Домна», а уже в 2010 году началась реализация проекта «Старый Невьянский завод». Главный специалист по инновациям министерства культуры и туризма области Наталья Квашнина отмечает, что «довольно много, региональных туроператоров не готовы вкладывать свои деньги в разработку туров».

В 2010 году по инициативе Уральского филиала Государственного центра современного искусства началось проведение «Уральской индустриальной биеннале» (проходит каждые два года в Екатеринбурге и городах Уральского региона).Целевая областная программа поддержки туризма в период с две тысячи одиннадцатого года по две тысячи шестнадцатый год, предусматривает развитие промышленного туризма. В министерстве выделили следующие промышленные объекты: карьерные разработки Качканарского ГОКа, Асбестовского рудоуправления и др.

В 2012 году на седьмой Международной выставки «Оборона и защита-2012» была проведена конференция, посвященная развитию промышленного туризма в области (полное название проекта «Лента времени – Урал промышленный, научный, культурный и духовный»). В этом случае внимание было сконцентрировано на «промышленном туризме» с целью дальнейшего ознакомления молодых людей не только с историей промышленного Урала, но и с особенностями рабочих профессий и будущими перспективы профессионального роста.

Стоит отметить тот факт, что в «Стратегии развития внутреннего и въездного туризма в Свердловской области на период до 2030 года», которая была принята областным министерством экономики в две тысячи тринадцатом году, отмечается необходимость уделить внимание индустриальному туризму (посещение объектов промышленно наследия).

Будущее регионального индустриального туризма обсуждалось экспертами в Екатеринбурге на третьем Международном Евразийском форуме «Туризм и гостеприимство – 2013». В этом же году два свердловских министерства — инвестиций и развития, а также промышленности и науки — начали первые шаги в этом направлении.

В конце этого же года при непосредственном участии Министерства экономики Свердловской области началась разработка маршрута «Самоцветное кольцо». На этом маршруте разработано пять экскурсионных программ: уральский быт и ремёсла, минералы, промышленный туризм, технический туризм, общие обзорные экскурсии. Как отметил в 2014 году бывший директор департамента развития предпринимательства и туризма господин Породин, что действующие объекты этого маршрута уже посещают около шестидесяти-семидесяти тысяч человек ежегодно[13]. Проект имеет хорошего инвестора - уральского туроператора «Висту», также включен в федеральную целевую программу развития внутреннего туризма, однако как отметил исполнительный директор УАТ существуют большие проблемы с получением государственных субсидий.

В 2015 году в рамках Международной туристской выставки «EXPOTRAVEL 2015» в Екатеринбурге  состоялся первый Межрегиональный круглый стол по вопросам развития индустриального и военно-патриотического туризма (участники: представители отраслевых министерств Челябинской, Свердловской областей, Пермского, Ставропольского края, Республики Татарстан, ХМАО, Тюменской, Курганской областей, представители промышленных предприятий, туристского бизнеса музейного сообщества УрФО). Главным дискуссионным вопросом было создание и продвижение туров, организации детского и молодежного туризма в контексте военно-патриотического воспитания и изучения промышленно-индустриального наследия нашей страны.

В 2016 году началось взаимодействие Федерального агентства по туризму и научно-производственной корпорации «Уралвагонзавод» развития российского военного и промышленного туризма (стоит отметить тот факт, что соглашения с УВЗ были подписаны на Russian Arms Expo еще в 2015 году), результатом стало создание туристического маршрута «Воентур» (первый военно-промышленный тур, который включает посещение производственных цехов УВЗ) [14].

Руководитель Федерального агентства по туризму Олег Сафонов предложил создать новый проект - «Промышленную карту туризма России» (аналогично Российской гастрономической картой), в рамках которого будут созданы туристические маршруты на промпредприятия страны. Об этом он сообщил во время международной туристской выставки «Лето-2017».Так, в начале 2017 года делегация французских ученых во главе с президентом Французской Ассоциации индустриального наследия, экспертом ЮНЕСКО, историком, профессором Академии в Реймсе Грасией Дорель-Ферре познакомилась с индустриальным наследием Нижнего Тагила. Грасии Дорель-Ферре, которая отметила, чтоочень важно увеличить поток туристов и повысить интерес к такой особенной местности, как Урал.

В 2017 году произошел огромный прорыв в развитии российского индустриального туризма, так как был учреждён Совет по развитию промышленного туризма в Российской Федерации (членами Совета стали члены Правительства Свердловской, Челябинской, Курганской, Владимирской и Калининградской областей, республик Башкортостан и Алтай, Пермского и Краснодарского края, ХМАО и ЯНАО, руководители десяти предприятий). Первая конференция прошла в Екатеринбурге в рамках туристской выставки «EXPOTRAVEL-2017». Устав Совета подразумевает масштабную деятельность этого органа, направленную на стимулирование развития межрегиональных маршрутов индустриальной тематики, на укрепление связей российских индустриальных предприятий и туристских компаний. Таким образом, Совет должен обеспечивать взаимодействие между промышленными объектами и туристическими компаниями, содействовать в получении решений о допуске на «режимные» предприятия, способствовать реализации воспитательной функции промышленных туристических маршрутов, формировать единую карту промышленного туризма в России.

Председателем Совета был избран Глава Федерального агентства по туризму О. П. Сафонов, который заявил, что растущий во всем мире интерес к промышленному туризму предопределяет актуальные задачи для организации и реализации регулярных экскурсий на ведущие предприятия нашей страны, также он отметил, что Урал является старопромышленным регионом с внутренними и внешними предпосылками к развитию этого вида туризма.

В результате работы Совета по развитию промышленного туризма в Российской Федерации была представлена необычная, уникальная концепция «Карты промышленного туризма РФ» (проект является совместной разработкой Ростуризма, Уральской ассоциацией туризма, торгово-промышленной палаты), которая систематизировала информацию от пятидесяти шести российских регионов. Она состоит из объектов показа, описания туристских маршрутов, средств размещения и др.

Также стоит отметить тот факт, что за годовую деятельность Совета по развитию промышленного туризма в Российской Федерации была подготовлена специальная методическая литература по вопросам стандартов промышленного туризма в России. Было сформировано около двадцати трансграничных маршрутов и десятки межрегиональных маршрутов промышленного туризма, которые посетят сотни тысяч туристов и экскурсантов.

Разработка индустриальных маршрутов должна позволить Свердловской области по-новому вдохнуть жизнь в уральское индустриальное наследие.Уже не раз в области высказываются идеи о создании промышленного маршрута. «Бизнес-журнал» в апреле две тысячи семнадцатого года сообщил, что Тульская и Свердловская области договорились о создании единого промышленного маршрута между Тулой, Уралом и, возможно, Алтаем.

Можно отметить, что многие региональные туроператоры готовы поддержать промышленных туризм (так как конкуренция на данном сегменте не высока), если будет создана необходимая инфраструктура, но только при условии создания необходимой инфраструктуры. Директор по развитию сети «РоссТур» Мария Слугина утверждает, что в 2017 году в Свердловской области уже было пять-семь региональных туров, в которые входили промышленные объекты, интересующие интересны испанские и китайские тургруппы. Директор представительства «Натали Турс» в Екатеринбурге Елена Шубина отмечает готовность к продвижению промышленных туров на рынке при условии наличия конкретного интересного предложения.

В 2018 году на популярной туристской выставке «Expotravel», которая проходила в Екатеринбурге 5-6.10.2018 Урал был представлен под слоганом: «регион промышленного туризма», где были представлены следующие предприятия: Уралвагонзавод, Фабрика «Оружейникъ», ЕВРАЗ НТМК, Музей боевой славы УГМК, который ежегодно посещает около двухсот тысяч человек, Белоярская АЭС, которую посещают примерно две тысячи туристов каждый год, Сысертский фарфоровый завод.

Необходимо заметить, что в рамках соглашения Федерального агентства по туризму и Совета по промышленному туризму, Свердловская область и Удмуртская Республика будут сотрудничать в области разработки и реализации программ развития промышленного туризма, развития материально-технической базы, а также создать методические рекомендации и организовывать совместные мероприятия для популяризации промышленного туризма в Российской Федерации. Также в 2018 году на двадцатом общем отчётно-выборном собрании Уральской Ассоциации туризма было принято решение, которое гласит, что промышленный туризм должен стать одним из главных векторов развития туристической индустрии Урала.

Первого сентября 2019 года правительство Свердловской области приняло постановление об утверждении стратегии развития внутреннего и въездного туризма на период до 2035 года. В этом документе сказано, что Федеральное агентство по туризму выделяет промышленный туризм как приоритетное направление для Урала, сравнивая Урал с европейским Руром (по критериям: индустриализация региона, отсутствие выхода к морю). Этот пример является доказательством, что успешное превращение индустриальных объектов в туристский продукт в постиндустриальную эпоху возможно и осуществимо. Также в этом документе выделены риски, среди них отмечается недостаточный уровень развития турпродуктов.

Стоит отметить тот факт, что в 2019 году специалистами центра развития туризма Свердловской области был создан маршрут выходного дня для самостоятельных путешественников «Урал промышленный».Основным продуктом этого проекта стала общедоступная карта-путеводитель по нескольким городам области: Екатеринбург (Музей истории камнерезного и ювелирного искусства, Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Уральский геологический музей), Невьянск (Невьянский государственный историко-архитектурный музей, Невьянская наклонная башня), Нижние Таволги (Мастерская Масликовых), Нижний Тагил (Выставочный комплекс УВЗ, МКУК Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал»). В этом же году одним из самых интересных площадок на всероссийской акции «Ночь музеев» стал «Екатеринбургский молочный завод Danone».

Приведём несколькотуристических фирм и агентств, которые активно занимаются популяризацией промышленного туризма. ООО «Уральский туристический центр «ЮВА», на наш взгляд, продвинулось дальше всех, так как этим ООО был разработан двухдневный маршрут в пределах Свердловской области, под названием «Урал промышленный», который включает тематическую экскурсию «Екатеринбург промышленный: прошлое и настоящее», посещение завода «Pepsi», экскурсию на предприятие «Пятков и К» в городе Каменск-Уральском, посещение музейного комплекса «Горнозаводской Урал» в городе Нижний Тагил. Другим лидером является общество с ограниченной ответственностью «Виста» проводит различные туры по маршруту «Самоцветное кольцо Урала». Среди других: ООО «Бюро туризма «Путешественник», экскурсионное бюро «ВС Тур Екатеринбург», компания «Аркаим Трэвэл», туристическая фирма «Королевство путешествий», туристическая компания «Трэвел-Урал», туристическое агентство «Транс-тур», туроператор ООО «Профсервис», ООО «Турфирма Открытие», туристическое агентство «Навигатор Групп», «Агентство «KIDStour», проект «Единая промышленная карта».

Турорганизации выделили ряд проблем:

месторасположение (например, г. Лесной является закрытым городом);

отсутствие экскурсий для туристов (только VIP-гости), например, ООО «Хладокомбинат №3»;

отсутствие допуска для иностранцев (Белоярская АЭС, АО «НПО автоматики»);

неудовлетворительное состояние (Билимбаевский завод, Доменной цех Староуткинского завода);

плохо развитая дорожная система (ВТГРЭС);

отсутствие внутренней инфраструктуры предприятия и обученных экскурсоводов (Уралмаш, Уралэлектромедь);

отсутствие вспомогательной инфраструктуры (МЗИК);

очередь на предприятие (хлебозавод «СМАК» имеет полную запись на 2020 и 2021 гг.);

неэффективные рекламные компании (ООО «Конфи»);

различные бюрократические проволочки (проблема актуальна почти для всех предприятий);

график работы предприятия, как экскурсионного объекта (музей Уралмашзавода, пивоварня «Патра», комбинат «Черкашин и партнерЪ», ОАО «ПНТЗ»);

возрастные ограничения (ООО «9 островов»).

Итак, сейчас туристские предприятия Уральского федерального округа могут предложить многое промышленному туристу. По данным центра развития туризма Свердловской области, индустриальными туристическими маршрутами интересуется более двухсот тысяч человек в год, количество желающих посетить заводы и современное производство ежегодно увеличивается. Уже создано около тридцати трёх образовательных маршрутов, которые включают посещение промышленных предприятий (на территории области действует более 600 производств, около семидесяти музеев, примерно сто двадцать предприятий уже создали и запустили свои экскурсионные программы) [15].Но, к сожалению, некоторые промышленные объекты всё же оказались заброшенными:к примеру, «Белая башня», хлебозавод номер шесть.

Таким образом, промышленный туризм имеет ряд особенностей в Свердловской области,при этом развитие промышленного туризма сейчас является одним из приоритетных направлений туристической отрасли. Сейчас это направление имеет не только много возможностей, но и ряд серьёзных проблем. Промышленный туризм в нашем регионе находится только на начальном этапе активного развития. То есть разрешение всех проблем возможно в будущем,Урал имеет уникальный индустриальный ландшафт. Даже на фоне российских городов наш регион выгодно выделяется,Огромное количество действующих и законсервированных промышленных объектов, и индустриальных памятников: имеет богатое индустриальное наследие всех периодов (периодизация В.В. Запария): доиндустриального периода; первого индустриального периода; второго индустриального периода; постиндустриального периода.

Урал отличается от других российских регионов своей самобытностью, которая заключается в неповторимом слиянии промышленности с уральской культурой.

Наш регион имеет хорошие возможности для дальнейшего развития промышленного туризма:уникальные индустриальные характеристики региона, его историческое прошлое. Урал был выбран объектом для строительства городов-заводов, потому что обладал мощной сырьевой базой и дешевой рабочей силой. Восновном уральские заводы были металлургическими (чёрная) и медеплавильными. Каждый завод имел свои особенности из-за рельефа, ресурсов (руда, древесный уголь, вода), исторических факторов и уровня развития экономики; огромное количество промышленных ресурсов (действующих, законсервированных, музеефицированных предприятий, музеев); бесчисленное количество заброшенных шахт, рудников, месторождений, промышленных зданий и заводов; довольно хорошее состояния большинства промышленных ресурсов; представление Урала на мировом туррынке (наряду с Шампань — Арденн, Эльзас —Лотарингия, Рур), как неповторимого региона с уникальными объектами индустриального наследия, с перспективой общемирового признания.

Проанализировав мировой опыт применения промышленного туризма на исторической основе разные стран (европейские страны, США), изучив развития этого туристического направления в Российской Федерации, мы пришли к выводу, что УрФО имеет более следующие проблемы:

реальный туристический потенциал индустриальных памятников области в настоящее время не используется;

отсутствие государственного финансирования большинства памятников;

плохо развитая инфраструктура на многих объектах, проблема передачи государственных объектов в частную собственность;

небольшое количество полностью восстановленных и реабилитированных производств;

неудовлетворительное состояние некоторых индустриальных объектов, некоторые из них заброшены до сих пор.

Из-за этого большинство промышленных памятников не повышают привлекательность региона у промышленного туриста. А в некоторых случаях даже отталкивает потенциальных клиентов; некоторые уральские предприятия не готовы пустить туристов на своё производство. Из-за ряда существенных противоречий: наличие закрытых предприятий, отсутствие специального оборудования для посетителей, которое сделало бы посещение производства максимально безопасным, отсутствие профессиональных гидов-экскурсоводов на предприятиях, отсутствие стабильного турпотока (следовательно, отсутствие у инвесторов желания вкладывать деньги в развитие промышленного туризма).

На наш взгляд, для дальнейшего развития промышленного туризма в УрФО необходимо:

привлечение различных инвесторов, в том числе и государственных;

восстановление хотя бы части значимых музеев-заводов (все восстановить точно не удастся, но реабилитировать хотя бы основные уральские достопримечательности индустриальной эпохи просто необходимо);

проведение большего количества различных рекламных компаний, в том числе проводить на базе заводов интересных проектов, фестивалей и праздников;

создание хотя бы примитивной инфраструктуры на бывших заводских пространствах;

включение индустриальных объектов в большее количество уральских туров и экскурсий;

создание продуманного индустриального уральского маршрута, способного удовлетворить любого туриста с профессиональными гидами и хорошим трансфертом по региону. Для этого необходимо привлечение краеведов и историков.

Литература

Казаков В. Л. Техногенный туризм в системе природопользования // Экология и рациональное природопользование: сб. статей. Сумы: Сумской государственный педагогический университет им. А. С. Макаренко, 2006. С. 22.

Frew, E.A. Industrial tourism theory and implemented strategies [Text] / E.A. Frew // Advances in Culture, Tourism and Hospitality Research. – 2008. – Vol. 2. – P. 27–42.

Пацюк В. С. Индустриальный туризм и перспективы его развития в Украине // География. 2008. No 15. С. 83.

Матецкая М.В. Современные технологии менеджмента в сфере культуры // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного менеджмента в России: перспективы на будущее». СПб.: СПбФ ГУ-ВШЭ, 2014. – 215 с.

Гордин В.Э., Сущинская М., Яцкевич М. Теоретические и практические подходы к развитию туризма./ Культурный туризм: конвергенция культуры и туризма на пороге ХХI века. СПб., Изд-во СПбГУЭФ, 2014. – 189 с.

Официальный сайт Всемирной Туристской Организации [Электронный ресурс] – Режим доступа: //https://www.unwto.org/tourism-and-culture (дата обращения: 18.02.2020).

Бабкин, А. В. Специальные виды туризма : учеб. пособие / А. В. Бабкин. – Ростов-на-Дону : изд-во Феникс, 2008. – 252 с.

Promotion of trans-national thematic tourism products in the European Union as means of sustainable tourism development. Grant Programme, 2011. URL: http://ec.europa.eu/enterprise/newsroom/cf/_getdocument.cfm?doc_id=6453 (датаобращения: 08.12.2020).

Лотарева, Р. М. Города-заводы России - первая половина восемнадцатого века- первая половина девятнадцатого века / Р. М. Лотарева – Екатеринбург : Сократ, 1993. – 288 с.

Соколова, М. В. История туризма : учебник / М.В. Соколова. – Москва : Академия, 2010. – 352 с.

Историографическое осмысление индустриального наследия в России // Уральский исторический вестник. 2011. №4(33). C.47–53. А. Е. Курлаев «Историографическое осмысление индустриального наследия в России»

Историографическое осмысление индустриального наследия в России // Уральский исторический вестник. 2011. №4(33). C.47–53. А. Е. Курлаев «Историографическое осмысление индустриального наследия в России».

Чижкова О. Самоцветное кольцо Урала [Электронный ресурс] – Режим доступа: //https://ratanews.ru/news/news_20032014_6.stm (дата обращения: 20.11.2020).

РИА новости [Электронный ресурс] – Режим доступа: //https://ria.ru/20160411/1407950617.html (дата обращения: 05.11.2020).

Власова Н.Ю., Голубчиков О.Ю., Курилова Е.В. Индустриальный туризм в продвижении старопромышленных регионов // Journal of new economy. 2017. №4 (72). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/industrialnyy-turizm-v-prodvizhenii-staropromyshlennyh-regionov (дата обращения: 08.12.2020).

Просмотров работы: 620