Ученики начальных классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации. Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Всё это способствует повышению качества образования. Достоинства информационных технологий обучения общеизвестны - это активизация когнитивной деятельности учащихся, индивидуальный характер обучения, повышение качества преподавания в результате быстрого оценивания знаний, умений и навыков учеников, оперативное управление ходом учебного занятия и т.п.
Одним из направлений совершенствования общего образования, и начальной школы в том числе, является информатизация. Формирование информационно-коммуникационной компетентности школьников, становление информационной культуры и компьютерной грамотности — социально востребованные задачи. С 2002/03 учебного года в школе первой ступени было рекомендовано ввести предмет «информатика». Тем не менее можно утверждать, что решение этих задач может осуществляться не только при изучении информатики со II класса.
Внедрение информационных технологий в учебный процесс способствует развитию сложившейся методики образования за счет преимуществ, связанных с наглядностью, возможностью использования различных форм представления информации: звука, изображения, обработки и хранения больших объёмов данных и т.п. Богатый и красочный иллюстративный материал в электронном пособии позволяет наглядно продемонстрировать теоретическую информацию во всем ее многообразии и комплексности. Использование компьютерного тестирования позволяет разнообразить процесс обучения и сократить время контроля.
Изучению вопроса применения информационных технологий посвящено ряд исследований (Я.А. Ваграменко, А.А. Кузнецов, Е.И. Машбиц, Е.С. Полат, И.В. Роберт, В.В. Рубцов, О.К. Тихомиров и др.), основной мыслью которых является подтверждение того, что методики обучения на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) способны обеспечить индивидуализацию обучения, адаптацию к способностям, возможностям и интересам обучаемых, развитие их самостоятельности и творчества, доступ к новым источникам учебной информации, использование компьютерного моделирования изучаемых процессов и объектов и т.д. Таким образом, следует говорить о формировании во многом новой среды обучения.
И.С. Якиманская отмечает: чем разнообразнее школьная среда, тем эффективнее процесс обучения с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика, его интересов, склонностей, субъективного опыта, накопленного в обучении и реальной жизни.
Выделим две основные идеи. Во-первых, необходимость разнообразия среды обучения. Ясно, что использование средств ИКТ способствует этому. Во-вторых, требование индивидуализировать обучение, адаптировать его к познавательным потребностям и интересам обучаемых. И эту проблему достаточно эффективно могут решить ИКТ.
Цель работы заключается в выявлении особенностей использования информационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе.
Объект исследования: процесс изучения литературного чтения.
Предмет исследования: информационные технологии на уроках литературного чтения.
Гипотеза исследования: использование информационных технологий на уроках литературного чтения позволит обеспечить необходимую степень наглядности и повысит интерес к изучению предмета.
Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению - одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.
Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Условием овладения читательской деятельностью является также знание способов чтения, способов смысловой обработки текста, владение определенными умениями и навыками, которые не должны развиваться спонтанно.
Информационные технологии, наиболее часто применяемые в учебном процессе, можно разделить на две группы:
сетевые технологии, использующие локальные сети и глобальную сеть Internet (электронные вариант методических рекомендаций, пособий, серверы дистанционного обучения, обеспечивающие интерактивную связь с учащимися через Internet, в том числе в режиме реального времени)
технологии, ориентированные на локальные компьютеры (обучающие программы, компьютерные модели реальных процессов, демонстрационные программы, электронные задачники, контролирующие программы, дидактические материалы).
Наиболее широко на уроках литературного чтения находят применение два вида информационных технологий: презентации и слайд-шоу. Они позволяют наглядно и доступно объяснить детям материал.
Информационные технологии могут использоваться на уроках литературного чтения:
для обозначения темы урока. Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса;
как сопровождение объяснения учителя. В практике обучения младших школьников можно использовать созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные термины, схемы, рисунки, демонстрацию последовательности действий при анализе текста и т.п.;
как информационно-обучающее пособие. В обучении особенный акцент ставиться на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию, переработке новых знаний. Учитель выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий нужную помощь и поддержку.
для контроля знаний. Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников.
Уроки литературного чтения с использованием компьютера проводятся наряду с обычными занятиями, где возможно и целесообразно использование компьютеров для решения частных задач урока, чтобы ребенок глубже понял, прочувствовал тему урока, творчески проявил себя. Каждый компьютерный урок является, в принципе, интегрированным - на нем помимо задач предметных решаются задачи курса информатики
Для формирования и развития ключевых компетенций в контексте информационной культуры учителю начальных классов необходимо разработать последовательную, логически завершенную систему учебных заданий, выстроенную в соответствии с возрастанием полноты, проблемности, новизны, жизненности, практичности, деятельность учащихся в выборе информации, её обработки, должна контролироваться учителем.
Наиболее интенсивное развитие личности в школьные годы происходит при организации их активной познавательной деятельности.
Для осуществления познавательной деятельности необходимо формирование мотивов деятельности. Самым значимым мотивом учения является познавательный интерес. Значит, активизацию познавательной деятельности нужно начать с пробуждения познавательного интереса при помощи специально подобранных форм и методов.
Информационные технологии как раз и являются современным эффективным средством, позволяющим не только повысить познавательный интерес к изучению предмета, но и значительно расширить возможности уроков литературного чтения.
Теоретическое и практическое изучение проблемы привело нас к следующим выводам.
1. Какой бы сложной и скучной ни была тема урока, она станет, интересна школьнику, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами.
2. Презентация по теме урока в процессе объяснения нового материала позволяет учителю не делать записей на доске, а значит остаётся больше времени на закрепление.
3. Использование информационных технологий на уроке способно преобразить учебный процесс, сделав его более эффективным и привлекательным для учащихся.
4. Обучение с использованием информационных технологий становится для ребенка творческим поиском, от которого можно получить удовлетворение и благодаря которому можно самоутвердится.
Также применение новых информационных технологий в начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным.
Таким образом, современные информационные технологии открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных навыков.
Новые информационные технологии не заменят учителей и учебников, но они создают новые возможности для развития всей системы образования. Не развитие технологий ради технологий, а использование их ради поддержания и развития интереса к знаниям и учебе учащихся - актуальная задача современного образования, при модернизации которого особую роль уделяют информатизации обучения.
Список литературы:
Компьютеризация общественных дисциплин в средних специальных учебных заведениях: Опыт и проблемы. - М., 2000.
Компьютеризация системы образования / Л. Э. Венцковский, В. Н. Келбакиани. - М., 2000.
Левченко И.В. Обучение младших школьников в работе с программным обеспечением.// Информатика и образование.-2000.- № 10.
Леонтьев А.А. Обучение чтению младших школьников: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1981. – с. 215.
Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: Академия, 2000. – с. 368.
Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. Под ред. Т.Г. Рамзаевой. – С – Пб.: Специальная литература, 1997. – с.168.
Моделирование учебного процесса на основе применения технических средств / Отв. ред. Ю. О. Овсянников. - М., 2007.
Мультимедиа в школе / Ред.-сост. Л. П. Прессман. - М., 2004.
Павленко В.К., Абенова Т.К. Литературное чтение: Учебник для 2 класса общеобразовательной школы.- Алматы: Атамура, 2003.- с. 287.
Педагогический словарь. – М.: Просвещение, 1990.- с. 250.
Информатика: основные понятия и термины: Словарь. - Воронеж, 2006.