ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ЖИВОТНЫМИ УСТЬ-ЛЕНСКОГО ЗАПОВЕДНИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ЖИВОТНЫМИ УСТЬ-ЛЕНСКОГО ЗАПОВЕДНИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Федулова Г.С. 1
1СВФУ им.М. К. Аммосова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. В настоящее время значительно повысилось внимание мировой общественности к проблеме экологического воспитания подрастающего поколения.. В 2005 году принят закон Республики Саха (Якутия) «Об экологическом образовании и просвещении», где основой является система непрерывного экологического образования, охватывающая все возрастные категории населения Якутии, начиная с дошкольного возраста. В одном из разделов «Концепции устойчивого развития России» также подчеркивается важность экологического воспитания детей дошкольного возраста [1].

Концепция экологического воспитания подчеркивает, что главным его содержанием является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его.

В «Программе развития воспитания в системе образования» указывается, что главным в системе экологического образования служит принцип природосообразности, который предполагает, что воспитание основывается на понимании взаимосвязи природных процессов, формирует у дошкольника ответственное отношение к природе, за экологические последствия своих действий и поведения [2].

Государственной Думой РФ принят Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», который регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния. Начало созданию широкомасштабной республиканской системы особо охраняемых природных территорий, положил Указ Президента Республики Саха (Якутия) «О мерах по развитию особо охраняемых территорий», где указывается, что одной из главных задач государственной экологической политики Республики Саха (Якутия) является создание эффективной системы особо охраняемых территорий в форме заповедников, национальных парков, заказников, охранных зон и памятников природы, утверждена перспективная схема развития системы особо охраняемых территорий на период до 2015 года [3].

Цель статьи: формирование экологических представлений детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с животными Усть-Ленского заповедника.

Материал и методы исследования. Методами исследования явились анализ психолого-педагогической, методической и краеведческой литературы, диагностика уровня экологических знаний детей старшего дошкольного возраста, педагогический эксперимент, статистическая обработка и сравнительный анализ полученных в эксперименте данных.

В условиях влияния различных окружающих условий на сознание ребёнка его воспитание во многом зависит именно от целенаправленных действий педагога. Здесь находят применение разнообразные приемы и методы педагогической работы, раскрытие смысла практической деятельности, беседы и лекции о труде и природе, разъяснение долга и приемы убеждения в необходимости личной заботы каждого о среде, требования к поведению и вовлечение в художественное творчество, соревнование и личный пример воспитателя.

Важную роль играют ценностные основы педагогики Севера в аспекте экологического воспитания детей. Природосообразность воспитания детей Севера выражается, во-первых, в рассмотрении человека как части природы, а, во-вторых, как следствие, в необходимости уважения, любви и понимания необходимости сохранения природы для будущих поколений [4, с. 315]

Предпосылкой выбора темы заповедников выступает отношение общества к заповедникам, влияющее на позиции дошкольника. Познание опыта общества не только расширяет знания, но и обогащает использование экономических и нравственно – эстетических оценок окружающей среды. Осмысливая ее материальную и духовную ценность, ребёнок глубже осознают необходимость заботиться о ее сбережении [5].

В процессе организации и проведения познавательных мероприятий по ознакомлению старших дошкольников с животными Усть – Ленского заповедника, важно правильное педагогическое общение воспитателя с детьми. В процессе исследования проводились следующие формы работы: занятия, наблюдения, экскурсии, викторины по экологии, совместная работа родителей и детей над экологическим проектом «Животные Усть – Ленского заповедника», изобразительная деятельность, познавательная деятельность, игровая деятельность. Старших дошкольников включили в природоохранную акцию - социально значимое мероприятие, которое было проведено в дошкольном учреждении совместно с сотрудниками и детьми, и при участии родителей. Акция «Животные заповедных мест Якутии» имело общественное значение, поэтому она имела широкий резонанс, сильное воспитательное воздействие на дошкольников, послужило хорошей экологической пропагандой среди родителей.

Формами ознакомления детей с Усть-Ленским заповедником являются онлайн-путешествия с использованием слайдовых презентаций. Дети с большим интересом включаются в познавательную деятельность. В процессе заочных путешествий у них формируются экологические представления, активизируется словарь, обогащается речь.

В начале и в конце проведенной работы мы провели диагностику уровня экологической культуры детей. Анализируя ответы детей по каждому вопросу, мы вывели уровни знаний детей. Результаты подсчетов в сумме для всей выборки показателей оформлены в таблицах.

Контрольная группа Экспериментальная группа

Уровни экологических знаний детей до и после эксперимента

По результатам анализа мы видим, что по сравнению с первоначальной диагностикой у детей экспериментальной группы произошли значительные изменения. В экспериментальной группе первоначально был два ребенка с высоким уровнем, что составляло 20%, со средним уровнем три ребенка, что составляло 30% и с низким уровнем пятеро детей, что составляло 50%. После повторной диагностики мы видим, что у двух детей повысился уровень экологических знаний до высокого, что составляет 40%, один ребенок с низкого уровня перешел на средний, что составляет 40% и на низком уровне остались два ребенка, что составило 20%.

Анализ ответов показал, что для детей с высоким уровнем экологических знаний стала характерна выраженная положительная направленность в отношении к природе. В их поведении практически не наблюдаются негативные проявления. С удовольствием, по собственной инициативе знакомятся с животными, наблюдают за проявлениями их жизни. Охотно откликаются на предложение взрослого помочь живому, самостоятельно видят необходимость помощи животным. Дети со средним уровнем в целом проявляют к природе положительное отношение избирательной направленности. Они заботятся и интересуются о конкретных живых объектах, которые привлекательны для них. С удовольствием и по собственной инициативе общаются или интересуются с приятными животными, их проявлениями, состоянием. С помощью наблюдений, занятий у детей сложились некоторые существенные представления о живом. Представления о нормах отношения к животным Усть-Ленского заповедника стали более дифференцированными. Дети выделяют отдельные правила взаимодействия с животными и помощи, замечают нарушения правил поведения в природе. У дошкольников сформированы некоторые умения ухода за живыми существами. Дети с низким уровнем экологических знаний действуют иногда неосознанно, механически, подражательно, могут присоединяться к неправильному поведению других. Дошкольники по собственной инициативе не проявляют желания общаться с живыми существами, отсутствует интерес и стремление к взаимодействию с ними. В целом понимают, что нельзя наносить природным объектам вред, но до конца не осознают почему. При детальном анализе видно незначительное повышение уровня экологического отношения к природе. Так, у двух детей повысился уровень знаний о жизни животных, но данных знаний недостаточно для среднего уровня сформированности экологических знаний.

В итоге всей проведенной работы дети экспериментальной группы включились в деятельность, научились довольно полно выражать свои мысли, обосновывать свои ответы, делать элементарные выводы о взаимосвязи между животными и средой их обитания. При проведении всех форм работы затруднений не возникало.

Выводы или заключение. Мир живой природы, которая окружает ребёнка, таит большие возможности для всестороннего развития детей, развивает ум, способность видеть и чувствовать разнообразие животного и растительного мира, обогащает знания, чувства, формирует правильное отношение ко всему живому. Именно в дошкольном детстве складывается начальное представление об окружающем мире, ребёнок получает эмоциональные впечатления, которые связывают его с теми местами, где он родился и вырос.

Ознакомление с живой природой, экологическое воспитание будет проходить более эффективно при опоре на местный материал, когда дети имеют возможность видеть обитателей в естественных условиях, слышать их голоса, видеть их пользу и труд людей по охране животного мира.

Использование в педагогическом процессе ДОО местного материала способствует формированию экологических знаний, воспитанию любви к природе и родному краю.

Живая природа – это удивительный, сложный, многогранный мир и особое место в нём отведено животным, поэтому мы считаем, что ознакомление дошкольников с животными Усть – Ленского заповедника – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте, которые необходимы для формирования материалистического миропонимания.

Можно сказать, что проводя систематическую работу по ознакомлению старших дошкольников с животными заповедных зон, можно добиться того, что дети будут понимать истинное значение природы для жизни человека и необходимость её защиты и охраны.

Список литературы

1. Авдеева, Н.Н. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников: учебно-методическое пособие / Н.Н. Авдеева, Г.Б. Степанова. – Я.: Академия развития, 2013.

2. Кондратьева, Н.Н. Мы. Программа экологического образования детей/ Н.Н. Кондратьева. – СПб: Детство-пресс, 2014.

3. Кривошапкин, И.И. Дар планете Земля. Особо охраняемые природные территории Республики Саха (Якутия) /И.И. Кривошапкин. – Якутск: Ураанхай, 2011.

4. Николаева Л.В. Природосообразность – фундаментальный принцип воспитания детей на Севере//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – М.:НИЦ Академия естествознания, 2015. - №12-2, с. 315-317

5. Заповедники – История Якутии, 2018 https://www.yakutskhistory.

Просмотров работы: 14