Профилактика интернет- зависимости среди молодежи - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Профилактика интернет- зависимости среди молодежи

Архангельская Е.В. 1, Сальникова Д.М. 1
1ТГПУ им. Л. Н. Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Компьютеры и информационные системы находят применение во все новых областях человеческой практики, оказывая воздействие на человеческую деятельность в целом. В современном мире все большее значение приобретает Интернет. Интернет – это всемирная компьютерная сеть, где собрано огромное количество информации. Сейчас очень трудно представить жизнь без интернета, так как из него можно извлечь много полезных знаний, умений, навыков. В этом огромном интернет – пространстве имеется множество вариантов для заработка, что позволяет не выходить из дома. В сети интернет удобно быстро узнавать прогноз погоды, быть в курсе последних новостей. Он вошел в повседневную человеческую жизнь и крепко в нём закрепился. Однако, интернет имеет как свои плюсы, так и минусы. Одним из таких минусов является интернет –зависимость [1].

Что же такое Интернет-зависимость? Интернет-зависимость определяется, как "навязчивое желание выйти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернет, будучи on-line". Директор Центра интернет-зависимости, доктор Кимберли Янг, утверждает, что каждый человек подвергает себя стать интернет-зависимым, особенно наибольшему риску подвергаются владельцы домашнего компьютера. Зависимый человек постепенно теряет интерес к реальной жизни, так как он реализует себя в виртуальном мире.

Исследования в зарубежных странах показали, что уже к известным человеку зависимостям, а именно: алкогольная, наркотическая, сегодня прибавилась еще одна достаточно серьезная проблема: интернет-зависимость. Первыми кто подвергается - это наиболее незащищенные в психологическом плане население, в частности, дети и подростки.

Интернет-зависимость возникает по разным причинам и может выражаться в разнообразных формах. Причина возникновения интернет -зависимости у подростков – это период перестройки организма, когда для молодежи становится проблематично общаться, особенно с противоположным полом. Кроме того, длительное неконтролируемое пребывание в Интернете изменяет деятельность мозга, его функции, снижает способность к обучению. Также утрачиваются коммуникативные навыки, что приводит к асоциальности. Погружение в виртуальный мир лишает опыта формирования коммуникативных навыков, что ограничивает процесс социализации личности.

Еще одной причиной появления интернет- зависимости, является невозможность самовыражения. Самовыражение -важнейшая часть нашей жизни, одним из проявлений которой стал Интернет. Для многих, особенно молодых людей, он становится информационной средой, без которой они не представляют себе жизнь. В виртуальном мире многим проще вести общение и получать мгновенные ответы на сообщения. Так человек забывает о настоящем мире и почти все время проводит в сети, забывая порой поесть, подышать свежим воздухом.

Следующий вид интернет -зависимости – игровая зависимость. Это когда человек подсаживается и не может оторваться от онлайн- игр. Это большая проблема уже среди маленьких членов общества. Многие дети приносят в сад планшеты или телефон, на котором играют. Дети бесконтрольно играют (длительное время), при этом ссорятся за право поиграть, обижаются друг на друга. Многие игроманы тратят реальные деньги, например, чтоб как-то улучшить своих персонажей и добиться мнимого превосходства [2].

Пути решения целей и задач для устранения интернет-зависимости многообразно. Одним из них необходимо объединить усилия семьи и школы. Повышение роли семьи: подготовка будущих родителей к семейной жизни и воспитанию своих детей, создание благоприятной нравственной обстановки в семье и во внутрисемейных взаимоотношениях; предупреждение ошибок в семейном воспитании; формирование твердых нравственных ориентиров, нравственной позиции; недопущение насилия над ребенком и др. Повышение воспитательной роли школы и развитие целесообразного взаимодействия семьи и школы, семьи, школы и административных органов по месту жительства: организация семинаров для родителей; повышение роли родительских комитетов в жизни школы; создание попечительских организаций, в которые входят педагоги и родители; приобщение к активному участию родителей в мероприятиях класса, школы и др.

Верные пути решения проблемы интернет -зависимости нужно вырабатывать в течение многих лет. На данный момент задача состоит в том, чтобы правильно распланировать профилактику интернет -зависимости в подростковом возрасте, чтобы можно было сразу помочь в случае проявления данного феномена. Основными из направлений по данной проблеме являются:

1. Диагностика на выявления интернет -зависимости у подростков.

2. Коррекционная работа с детьми находящимися в группе риска.

3. Просвещение в работе с родителями.

Чтобы начать бороться с интернет -зависимостью, прежде всего необходимо признать, что проблема существует. Самый эффективный способ борьбы с интернет -зависимостью — вернуться в реальную жизнь и забыть о существовании интернета на несколько дней. Например, можно чаще выезжать на природу, встречаться с друзьями, посещать различные мероприятия, а также вспомнить о давно забытом хобби или начать заниматься спортом [3].

Если человек не представляет жизнь без социальных сетей, ему будет трудно сразу отказаться. Для начала можно сократить время пребывания в них, а дальше, постепенно свести до минимума свое там присутствие.

Кроме того, параллельно необходимо проведение разъяснительной работы о последствиях и опасностях чрезмерного Интернет- общения, объяснения путей возникновения зависимости. При этом одной из важных задач социума на современном этапе является проведение системного мониторинга, позволяющего отследить изменения в состоянии здоровья детей, подростков и молодежи.

Интернет во многом облегчает жизнь, но, как и любой другой инструмент - его нужно уметь использовать с умом. При злоупотреблении интернетом - можно заработать так называемый дистресс [4].

Понятие дистресс подразумевает под собой деструктивный стресс, негативно воздействующий на организм в течение длительного временного периода. Под влиянием этого состояния у человека подавляются воля и сознание, он теряет способность к приспособляемости, результатом являются как социальные проблемы, так и сложности со здоровьем. Интернет может стать такой же болезненной и вредной для жизни зависимостью.

Интересный факт, что в США есть клиники, где лечат интернет -зависимых. А в Финляндии таким выдают отсрочку от армии. Чрезмерное пристрастие к интернету может привести ко множеству проблем со здоровьем: ухудшение памяти и внимания, снижение остроты зрения, варикоз, бессонница и многое другое.

Есть методики определения и диагностики интернет- зависимости по К. Янгу (тест) и С. Чену (шкала). Также есть методики диагностики зависимости от онлайн -игр. Психологи советуют начать лечение от интернет -зависимости с помощью медитации и подмены дурной привычки чем-то более реальным в обычной жизни. Медитации помогают сконцентрироваться и быстро понижают уровень стресса. При регулярной практики медитации помогают быстрее развить когнитивные функции – концентрацию, память, способность к обучению.

Таким образом, профилактика интернет -зависимости молодежи возможно через создание психолого-педагогических условий для разделения правовой ответственности молодежи и информирование их о последствиях Интернет -зависимости для личного здоровья и здоровья людей в социальном окружении, а также посредством проведения профилактических мероприятий по укреплению нравственно-психического здоровья. Это является первоочередной задачей общественных и государственных организаций при построении эгалитарного диалога с молодежью [5].

Список используемых источников и литературы:

1. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского (Москва: Можайск-Терра, 2000, 431 с.)

2. Федеральное агентство новостей // [Электронный ресурс] URL: https://riafan.ru/1230098-internet-zavisimost-bolezn-xxi-veka (дата обращения 20. 02. 2021).

3. Ловпаче Ф. Г. Психологические особенности профилактики Интернет-зависимости в юношеском возрасте// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2018. - № 1. – с. 124-129

4. Репина, М. А. Проблема интернет-зависимости среди подростков / М. А. Репина, А. Ф. Федоров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 20 (79). — С. 662-664. — URL: https://moluch.ru/archive/79/13878/ (дата обращения: 21.02.2021).

5. Баллонов, И. М. Компьютер и подросток. — М.: Эксмо, 2002. — 245с. –ISBN 958–75–5849–576

Просмотров работы: 19