ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Павлова А.Б. 1
1СВФУ им.М. К. Аммосова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Эмоции - это опыт человека с его отношением к тому, что он знает или делает, к другим людям и к себе, вызванный феноменом социальной жизни, который подавляет опыт отношений, имевших место в то время и носящих ситуативный характер оценка людей из особой ситуации, которая связана с удовлетворением потребностей человека в настоящее время [1, стр. 104]. Эмоции - это особый класс психических процессов и состояний, которые связаны с инстинктами, потребностями и мотивами и в форме непосредственного переживания (удовольствия, радости, страха и т. д.) Отражают важность явлений и ситуаций, влияющих на человека, для своей жизни реализовать [2, с. 127]. Эмоции как процесс - это деятельность по оценке информации о внешнем и внутреннем мире для мозга [3, c. 304]. Положительные эмоции стимулируют человека к активной познавательной деятельности и усиливают механизмы мотивации [4, стр. 6]. Поэтому очень важно для мотивации ребенка к обучению опираться на положительные эмоции.

Специально подобранные психологические игры играют важную роль в эмоциональном развитии дошкольников старшего возраста. Деятельность педагога по руководству игрой в дошкольном возрасте характеризовали Л.Н. Барсукова, М.А. Васильева, Л.Н. Венгер, Я.Л. Коломенский, И.Ю. Кулагина, М.А. Михайленко и др. [5, c. 54].

В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях, когда им предлагают просто запомнить. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребёнка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от него сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжетов. Играя, дети всегда выполняют задачу освоения действий именно с этим предметом, следуя определённым правилам [6, c. 195].

Исследование было проведено на базе МБДОУ ЦРР «Детский сад №5 «Ньургуhун» Сунтарского улуса. В исследовании приняли участие 6 детей старшего дошкольного возраста

Рассмотрим анализ рисунков детей по методике «Рисунок воспитателя» (автор Р.Р. Калинина)

Таблица 1.

Результаты констатирующего исследования детей старшего дошкольного возраста

Шифр

Анализ

Рисунки детей

001

Рисунок с использованием и светлых цветов радости (желтый), черный и коричневый – напряжение (чувства напряжения). Способ выражения нейтрального отношения. Погода на рисунке выражает общее преобладающее настроение – радостное (чувства радости).

 

002

Рисунок оптимистичный, солнечная погода, впечатление радостное. Использовано много ярких цветов. Погода на рисунке выражает общее преобладающее настроение у ребенка (чувства радости).

 

003

Рисунок достаточно яркий, преобладает красный тон – активность, как положительная (чувства радости).

 

004

Рисунок солнечный, впечатление радости. Использовано очень много ярких цветов, которое выражает общее преобладающее настроение радости у ребенка (чувства радости).

 

005

Рисунок яркий, солнечная погода, использовано много ярких цветов. У ребенка преобладает впечатление – радостное. 

 

006

Рисунок с большим количеством штриховки, свидетельствует о состоянии возбуждения у дошкольника, связанного либо с самой диагностикой, либо с особенностями темперамента.

 

Результаты исследования детей по методике «Цветовой тест» представлен в диаграмме 1:

Диаграмма 1.

Результаты констатирующего исследования детей старшего дошкольного возраста) по методике «Цветовой тест» (автор М. Люшер);

По результатам методики «Цветовой тест» у большинства детей среднее – 4 (66,8%), т.е. удовлетворительное самочувствие и эмоциональное состояние (001, 002, 003, 005), 1 (16,6%) – благоприятное самочувствие и эмоциональное состояние (004), а также у 1 (16,6%) дошкольника наблюдается неудовлетворительное самочувствие и эмоциональное состояние (006). Результаты исследования детей по методике «Выбери нужное лицо» (автор Р. Тэммл).представлены в диаграмме 2:

Диаграмма 2.

Результаты констатирующего исследования детей старшего дошкольного возраста по методике «Выбери нужное лицо»

По результатам методики «Выбери нужное лицо» большинство детей затруднялись в выборе карточек, которая соответствует герою рассказа, низкий уровень проявления чувств и эмоционального благополучия наблюдается у 1 (16,6%) дошкольника (006). Средние уровень уровней проявления чувств и эмоционального благополучия – 3 (50,2%) детей. Высокий уровень проявления чувств и эмоционального благополучия у 2 (33,2%) дошкольников (004, 005), один дошкольник смог не только верно определить эмоции всех героев, но и объяснить, почему герой находится именно в таком эмоциональном состоянии (004).

Этапы проведения исследования эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста включали:

Первый этап – анализ психолого–педагогической, методической литературы по теме исследования, подбор методов.

Второй этап – диагностика показателей эмоционального развития у детей старшего дошкольного возраста.

Третий этап – разработка и внедрение игрового проекта «Мир эмоций» по эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста.

Данный игровой проект по эмоциональному развитию включает три блока – направления, как дидактические игры, организованная образовательная деятельность и психогимнастические игровые упражнения.

Таким образом, отобраны игры, игровые упражнения, направленные на развитие творческого воображения, эмпатии, а также упражнения, направленные на посильное овладение своими эмоциями и чувствами, на развитие эмоциональной произвольности, на расширение и углубление эмоционального опыта.

Список литературы

Марцинковская, Т.Д. Возрастная психология: Учебное пособие / Т.Д. Марцинковская. – М.: Академия (Academia), 2016. – 104 c.

Ольхова, Р.Г. Детская психология (для бакалавров) / Р.Г. Ольхова. – М.: КноРус, 2013. – 127 c.

Широкова, Г.А. Развитие эмоций и чувств детей дошкольного возраста. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 304 с.

Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина. – М.: Academia, 2017. – 256 c.

Куражева, Н.Ю., Варева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей «Цветик–семицветик» / Н.Ю. Куражева. – СПб.: Речь, 2011. – 54 с.

Изотова, Е.И. Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка (теория и практика): Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – С. 192–199.

Просмотров работы: 18