Использование Информационных - коммуникационных технологий на уроках русского языка в 1 классе. - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Использование Информационных - коммуникационных технологий на уроках русского языка в 1 классе.

Горожанкина А.А. 1, Жилякова А.С. 1
1СОФ НИУ "БелГУ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса».

В.Г. Белинский

Эти слова очень точно характеризуют современного учителя, который стремится вперёд, готов осваивать новое, инновационное и с успехом применять в своей профессиональной деятельности.

Сегодня невозможно представить образовательный процесс, без использования современных средств информационно-коммуникационных технологий. Использование ИКТ науроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.

Современные компьютерные технологии предоставляют большие возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно.

В начальной школе невозможно провести урок русского языка без привлечения средств наглядности. Найти нужный материал поможет обращение к ресурсам Интернета; наилучшим образом его продемонстрировать – использование компьютера.

Использование информационно-коммуникационные технологий на уроках русского языка в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Использование ИКТ на уроке русского языка позволило в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:

1) принцип равенства позиций,

2) принцип доверительности,

3) принцип обратной связи,

4) принцип занятия исследовательской позиции.

Реализация этих принципов просматривается на всех уроках русского языка, где применяются информационно-коммуникационные технологии.

Применение ИКТ при обучении русскому языку младших школьников:

1) расширяет возможность самостоятельной деятельности;

2) формирует навык исследовательской деятельности;

3) обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Все это способствует повышению качества языкового образования.

Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который, исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель при поведении компьютеризированного урока русского языка выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность детей младшего школьного возраста.

Применение на уроках русского языка ИКТ помогает сделать его эмоционально насыщенным и полноценным, наглядным; способствует сокращению времени для контроля и проверки знаний; обуславливает активное овладение младшими школьниками навыками контроля и самоконтроля, универсальными учебными действиями.

Информационно-коммуникационные технологии позволяют применять на уроках русского языка разнообразный по содержанию и по форме дидактический материал, наглядность (фотографии, репродукции). Часто применяются в школьной практике электронная энциклопедия «Кирилл и Мефодий», видеоролики, клипы песен, мелодии, презентации по определенной теме, различные тесты, задания, развивающего характера.

Кроме этого, компьютерные технологии дают возможность создавать как учителю, так и учащимся различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение учащихся к учению, предлагают ненавязчивый способ оказания помощи, дают возможность выбрать индивидуальный темп обучения.

На компьютеризированных уроках русского языка применяются различные развивающие методы: анализа, сравнения, обобщения, классификации, формулировки понятий, осознания внутреннего плана действий.

При подготовке к урокам русского языка учитель использует электронные ресурсы учебного назначения: мультимедийные курсы, презентации к урокам, логические игры, тестовые оболочки, ресурсы Интернета, электронные энциклопедии.

При разработке урока русского языка с использованием компьютера следует уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям. В. И. Ковалько советует в поурочный план включать физические и динамические паузы, зарядку для глаз.

При подготовке к уроку русского языка учитель должен продумать, на каких этапах следует использовать ИКТ. Подготовка к уроку русского языка включает:

1) диагностику (определение характера учебного материала, структуры урока, временных затрат в учебном процессе, возможностей, интересов и способностей учащихся);

2) прогнозирование (это проведение оценки различных вариантов проведения урока, выбор наиболее оптимального из них);

3) планирование (это создание методической структуры урока, выбор оптимального для проведения урока форм организации учебной деятельности учащихся, средств обучения).

Использование ИКТ на различных этапах урока русского языка позволяет: провести подготовку учащихся к усвоению новых знаний, осуществить усвоение новых знаний, закрепление знаний, подведение итогов урока, ознакомить с сутью домашнего задания.

Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого языкового материала и своевременно его скорректировать.

Таким образом, применение ИКТ на уроках русского языка позволяет более успешно решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний.

Информационные технологии привлекают внимание ищущих, любящих осваивать новое учителей. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям века.

 

Библиографический список

1. Баранова, Е. В. Методические рекомендации по использованию инструментальной компьютерной среды для организации уроков в начальной школе / Е. В. Баранова, Е. А. Гогун, Л. В Савельева. – СПб : Анатолия, 2013. – 258 с.

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / М. Ю. Бухаркина [и др.]. – М : Академия, 2007. – 272 с.

3. Ефимов, В. Ф. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальном образовании школьников / В. Ф. Ефимов // Начальная школа. – 2009. –№ 2. – С. 27-28

4. Ковалько, В. И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер (1 – 4 классы) / В. И. Ковалько. – М : ВАКО, 2007. – 228 с.

5. Коробкова, К. В. Формирование информационно-компьютерной компетентности будущих учителей на основе использования проблемно-модульной технологии и метода проектов / К. В. Коробкова. – Магнитогорск : МаГУ, 2006. – 88 с.

 

Просмотров работы: 30