Социально - психологическое сопровождение семей в дошкольной образовательной организации - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Социально - психологическое сопровождение семей в дошкольной образовательной организации

Капралова Ю.А. 1
1УлГПУ им. И. Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Эпидемия коронавируса сильно изменила жизнь людей во всем мире. В условиях пандемии COVID-19 жить и работать всем приходится по-новому. Всех участников образовательного процесса - родителей и детей, педагогов и специалистов ДОУ, коснулись эти изменения и каждый из нас вынужден приспосабливаться и находить возможности поддерживать привычный ритм жизни.

В современном российском обществе все больше внимания уделяется семье. Изменились приоритеты. Отныне признается не воспитание члена общества, а воспитание и развитие индивидуальности, личности. Ушло в прошлое - когда детский сад и школы, институты считались основным местом, где воспитывался человек, где он формировался как личность. Теперь всеми признается и подчеркивается роль семьи. Именно там закладываются основы личности.

Роль родителей в социально - психическом развитии ребенка первых лет жизни уникальна. Ребенок не может хорошо развиваться сам по себе, без активного и грамотного вмешательства взрослого. Даже относительно здоровый ребенок будет со временем или отставать в развитии, или оно будет негармоничным, если уход и общение с ним будет неправильным. Кроме того, результатом искреннего и доброжелательного позитивного общения взрослого и ребенка окажутся сформированные у малыша чувство доверия к миру, привязанность к родителям и другим близким людям.

Поэтому необходимо уделять особое внимание повышению уровня информационно-профилактической работы с родителями, формированию у родителей навыков позитивного общения с ребенком раннего возраста.

Под социально - психологическим сопровождением семьи подразумевается комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, представленных разными психологическими методами и приемами, которые осуществляются в целях создания оптимальных социально-психологических условий для сохранения психологического здоровья семьи и полноценного развития личности ребенка в семье.

Существует разные формы и методы оказания социально - психологической помощи и поддержке семье. Они представлены ниже:

1. Социально - психологическое консультирование (психологическая помощь родителям в понимании особенностей поведения ребенка (непослушание, капризы, агрессивность, сложности в контакте с детьми или взрослыми, страхи, нарушение сна и аппетита и т.д.; обучение родителей созданию наиболее благоприятных условий для развития ребенка, навыкам и приемам правильного позитивного взаимодействия с малышом).

2. Активное социальное обучение: тренинг, психологические игры, анализ ситуаций и т.д. (формирование знаний, социальных установок, умений и навыков самопознания и саморегуляции, общения и межличностного взаимодействия).

3. Обучающие занятия (обучение родителей приемам организации игровой и учебной деятельности детей, способствующей психическому развитию, ознакомление их с развивающими, дидактическими играми).

В зависимости от характера причин, вызывающих проблему и этапа сопровождения семьи используются различные модели помощи семье в период пандемии:

Педагогическая модель. Данная модель базируется на гипотезе недостатка педагогической компетентности родителей, дефиците у родителей знаний и умений по воспитанию детей. Она направлена на повышение психолого-педагогической культуры родителей, расширение и восстановление воспитательного потенциала семьи, активное включение родителей в процесс социального воспитания детей. Психолог вместе с родителями анализирует ситуацию, намечает программу мер.

Психотерапевтическая модель. Используется тогда, когда причины трудностей ребенка лежат в области общения, личностных особенностей членов семьи. Она предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семейных отношений. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения и причин его нарушений.

Диагностическая модель. Основывается на предположении дефицита у родителей специальных знаний о ребенке. Объект диагностики – психическое развитие ребенка. Диагностическое заключение может служить основанием для принятия организационного решения.

Сегодня весь мир и, к сожалению, наша страна оказались в трудной ситуации: пандемия, карантин, изоляция, дистанционная форма работы взрослых и обучение детей - эти слова вошли в нашу жизнь и прочно закрепились на длительный период. И вот, кажется, еще совсем чуть-чуть и заживем, как прежде. А ситуация, тем не менее, остается все еще стрессовой. Она усложняется и тем, что затягивается: мы ждем перемен к лучшему, но понимаем, что быстрое возвращение к привычной жизни не представляется возможным.

Дошкольные учреждения также попали в нестандартную ситуацию. Карантинные условия заставили искать новые формы работы для решения задачи: оказание помощи семьям с детьми в режиме закрытия учреждения для посещений. Выходом стало оказание социально - психологической помощи семьям с детьми, в том числе находящимся в трудной жизненной ситуации, через страницу в интернет сети. Видео консультации психолога, психологические методики (сказкотерапия, акватерапия, музыкотерапия и т. д.), мастер-классы для семейного творчества, информационные материалы по профилактике распространения новой коронавирусной инфекции, обратная связь для получателей социальных услуг, возможность задать вопрос психологу, получить онлайн консультацию.

Главная цель страницы в сети интернет это возможность получать социально - психологическую помощь в режиме изоляции:

- повышение компетентности в вопросах детско-родительских отношений;

- профилактика эмоционального выгорания и снижение эмоционального переутомления и напряжения от режима дистанционного обучения у родителей и детей;

- обучение способам совместного творческого досуга.

Хотелось бы подробнее остановиться отдельно на каждом направлении дистационной работы.

Помощь психолога включает в себя онлайн-консультирование, то есть когда человек может задать вопрос и получить обратную связь. Наиболее часто задаваемые вопросы, которые традиционно интересуют родителей в разные периоды взросления детей это: «Кризис 3-5 лет», «Адаптация ребенка в 1 и 5 классах», «Ребенок перешел в другую школу или класс», «Подростковая неуверенность или наоборот, подросток стал бесконтрольный», «Агрессивное поведение», «Разногласие родителей в воспитании детей» и т.п. Период пандемии обозначил такие проблемы как эмоциональное напряжение в режиме дистанционного обучения и контроль за время провождением детей в период изоляции.

Темами для видео консультаций психолога могут быть следующие: «Детские страхи», «Страх болезни у детей», «Снижаем тревожность приобретаем спокойствие», «Агрессия, распознаем сигналы гнева», «Чем полезен кинетический песок для развития детей», «Развитие эмпатии у детей», «Темперамент и обучение», «Психотехнические упражнения, направленные на развитие личности», «Развитие мелкой моторики рук у детей», «Как бесконфликтно улучшить почерк ребенка» и многое другое. Положительным моментом видео консультаций становится возможность вернуться к заинтересовавшей теме в любое свободное время.

Для снижения эмоционального напряжения предлагаются релаксационные упражнения для детей и взрослых. Часть этих упражнений можно использовать перед сном, другие подойдут для отдыха вовремя перерыва на работе. Под музыкальное сопровождение можно отключиться от повседневных забот, погрузиться в собственные чувства и эмоции, перенести их не бумагу, тем самым освобождаясь от негатива.

Наиболее популярными материалами в период пандемии для социально – психологического сопровождения стали упражнения для снижения негативных эмоций, терапевтические сказки, направленные на преодоление страха одиночества, развитие самостоятельности и коммуникативных умений. Таким образом, благодаря реализации этого сети интернет, продолжается оказывать социально - психологическая помощь семьям в условиях пандемии.

Проблема социально – психологического сопровождения семей в условиях ДОУ является центральной в разработке научных основ детской практической психологии. Обеспечение социально – психологического сопровождения семей возможно с помощью реализации психологической поддержки детей, создания системы психологического сопровождения семьи в дошкольной организации. Система работы по сохранению психологического здоровья воспитанников должна быть комплексной. Так, необходима работа как с самими воспитанниками, их родителями и значимыми близкими, так и с педагогическим коллективом ДОУ.

Драганова О.А. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС и согласно требованиям профстандарта. Учебно-методическое пособие. – Липецк: ИРО ЛО, 2017. – 90 с.

Никуличева Н.В. Внедрение дистанционного обучения в учебный процесс образовательной организации: практ. пособие / Н.В. Никуличева. – М.: Федеральный институт развития образования, 2016. – 72 с.

Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). – СПб.: Издательство “Речь”, 2005.

СайтЮНЕСКО COVID-19 Educational Disruption and Response – URL: https://en.unesco.org/covid19/educationresponse (датаобращения: 21.05.2020).

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций». – URL: http://mon.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_2277667.pdf. (Дата обращения – 17.04.2020).

Токарева Ю.А. Психологическое сопровождение семьи при реабилитации: Учебное пособие. – Екатеринбург: УрГИ, 2007.

Указ Президента РФ от 02.04.2020 N 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)». – URL:  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349217/ (Дата обращения – 18.04.2020).

Просмотров работы: 9