Роль пальчиковых игр в развитии мелкой моторики рук детей 4-х лет. - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Роль пальчиковых игр в развитии мелкой моторики рук детей 4-х лет.

Владимирова Н.М. 1, Николаева А.В. 1
1ФГАОУ ВО СВФУ им.М.К.Аммосова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Актуальность данной темы заключается в том, что развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе. Когда говорят о мелкой моторике, имеют в виду, скоординированные точные движения пальцами рук. Ребёнок, у которого достаточно хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него высокий уровень развития памяти и мышления, связной речи.

Регулярные упражнения и игры с участием рук улучшают память, умственные способности ребенка, произношение многих звуков, а значит, развивают речь, устраняют его эмоциональное напряжение. Развить мелкую моторику рук детей можно с помощью различных средств. Одним из таких средств являются пальчиковые игры.

Пальчиковые игры - это своеобразные упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев. Они тренируют точность двигательных реакций, развивают координацию движений, помогает концентрировать внимание. 

Цель исследования: выявить эффективность использования пальчиковых игр на развитие мелкой моторики рук детей 4-х лет.

Материал и методы исследования:

Методами исследования являются изучение и анализ научной литературы, анкетирование, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент.

Развитие мелкой моторики имеет значение в нескольких аспектах, определивших существующие направления научных исследований:

- в связи с развитием познавательных способностей;

- в связи с развитием речи;

- развитие собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма.

Мелкая моторика - это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать) [3].

Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры. [5]

В дошкольной педагогике хорошо известно и широко применяется такое эффективное средство для развития мелкой моторики, как  пальчиковые игры и упражнения.

Пальчиковая гимнастика - это «упражнения для пальцев и кисти рук, которые проводятся в игровой форме» [1, с. 12].

Организация и проведение с дошкольниками игр способствует развитию у них мелкой моторики рук, улучшается их двигательная координация, преодолеваются скованность и зажатость. Пальчиковые игры можно назвать универсальным дидактическим развивающим материалом. Методика и смысл игр заключается в том, что нервные окончания рук оказывают действие на мозг ребенка и происходит активизация мозговой деятельности.

В ходе пальчиковой гимнастики ребенок, повторяя движения взрослого, активизирует моторику своих рук, тем самым вырабатывая ловкость пальцев, умение управлять движениями своих рук, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Организация и проведение с дошкольниками игр способствует развитию у них мелкой моторики рук, улучшается их двигательная координация, преодолеваются скованность и зажатость. Пальчиковые игры можно назвать универсальным дидактическим развивающим материалом. Методика и смысл игр заключается в том, что нервные окончания рук оказывают действие на мозг ребенка и происходит активизация мозговой деятельности.

В ходе пальчиковой гимнастики ребенок, повторяя движения взрослого, активизирует моторику своих рук, тем самым вырабатывая ловкость пальцев, умение управлять движениями своих рук, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Чтобы использование пальчиковых игр с целью развития мелкой моторики и речи было эффективным, нужно придерживаться определенных принципов их проведения:

- упражнения нужно выполнять вместе с ребенком, демонстрируя при этом собственную увлеченность игрой;

- во время повторных проведений игры дети иногда начинают произносить текст частично (чаще всего начало и окончание фраз). Со временем текст запоминается полностью, дети проговаривают его целиком, соотнося свои движения и слова;

- все упражнения нужно постепенно заменять новыми;

- игры, которые понравились больше всего, можно периодически повторять;

- не стоит устанавливать перед детьми сразу несколько сложных задач (например, озвучивать текст и показывать движения). У детей ограничен объем внимания, и, если задача невыполнима, то она может ослабить интерес детей к игре;

- нельзя принуждать ребенка к игре, нужно разобраться, почему он отказывается играть. Сначала нужно ликвидировать эти причины, можно просто поменять игру.

Возможности пальчиковых игр в развитии моторики рук у детей состоят в их большом многообразии.О.И. Крупенчук выделяет следующие их виды:

- пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;

- пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением;

- кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;

- упражнения с пальчиками с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой [2].

Пальчиковые игры нужно начинать учить поэтапно:

1. Сначала взрослый показывает игру ребенку.

2. Взрослый показывает игру, одновременно манипулируя рукой и пальцами ребенка.

3. Ребенок и взрослый выполняют одновременно движения, взрослый в это время проговаривает текст.

4. Ребенок выполняет движения с помощью взрослого (если она необходима), а взрослый произносит текст [6].

Возможности пальчиковой гимнастики в развитии моторики рук у детей 4 лет состоят в том, что они оказывают благотворное влияние на развитие движений и ловкости пальцев и кистей рук, умения управлять движениями рук и пальцев, зрительно-моторную координацию.

Результаты исследования и их обсуждение. Критериями для оценки уровня развития мелкой моторики являются такие ее характеристики, как координация, гибкость и автоматизированность движений пальцев и кисти рук.

Исследовательская работа проводилась в детском саду «Уу-чуку-чук» г. Якутска. В эксперименте участвовали две группы детей среднего дошкольного возраста по 8 человек: экспериментальная и контрольная.

С целью выявления уровня развития мелкой моторики у детей 4-х лет мы использовали диагностические методики Гончаренко О.Н. Нами были подобраны следующие критерии оценки уровня сформированности мелкомоторных движений рук у детей 4-х лет:

- точность повторения фигур из пальцев;

- умение дорисовывать;

- навыки вырезания ножницами;

- навыки сгибание листа бумаги пополам;

- сформированность координации движений.

При проведении методики, выявлены характерные особенности мелкой моторики детей 4-х лет:

- неумение держать ручку (карандаш), т.к. недостаточно развиты мелкие мышцы кисти руки;

- неумение непрерывно водить карандаш по заданной полоске; 

- недостаточность развития мышц пальцев рук;

- низкий уровень развития точности движений мелкой моторики рук .

Итак, своевременная диагностика кистевой моторики и педагогическая коррекция помогут ребенку не только сформировать навык письма, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения, сохранят его физическое и психическое здоровье

Для решения выявленных проблем был разработан план работы по развитию мелкой моторики рук детей 4-х лет средствами пальчиковых игр, а именно:

1) выбор пальчиковых игр;

2) практическое использование пальчиковых игр.

Пальчиковые игры присутствуют во всем режиме дня. Они проводятся во время гимнастики, на прогулке, во время наблюдения, перед обедом, в начале подвижных игр или в ходе, на физминутках при организации образовательной деятельности. Игры рассчитаны как на групповую, так и на индивидуальную работу с детьми.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.

Для получения максимального «коэффициента полезного действия» игры с пальцами рук и занятия должны быть составлены таким образом, чтобы:

- сочетались сжатие, расслабление, растяжение пальцев;

- использовались изолированные движения каждого из них.

Для получения максимального «коэффициента полезного действия» игры с пальцами рук и занятия должны быть составлены таким образом, чтобы:

- сочетались сжатие, расслабление, растяжение пальцев;

- использовались изолированные движения каждого из них.

Наибольший интерес представляют игры:

- на расслабление;

- в которых активную роль играют безымянные пальцы и мизинцы;

- на разнотипные движения рук (пальцы одной руки делают одно, другой руки – другое).

Этапы разучивания игр:

1. Воспитатель сначала показывает игру детям сам.

2. Воспитатель показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка.

3. Воспитатель и ребёнок выполняют движения одновременно,воспитатель проговаривает текст.

4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью

воспитателя, который произносит текст.

5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а воспитатель подсказывает и помогает.

Заключение. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. Дети стали более внимательны, усидчивы, больше общаются с воспитателем и сверстниками, пополнился словарный запас слов, кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Во время занятия нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желания и возможности.

Пальчиковые игры подготавливают руку ребенка к письму, что является

важным психомоторным навыком. Многие пальчиковые игры предполагают

участие обеих рук, что дает возможность развивать одновременность движений. Так как пальчиковые игры требуют соотнесения слова с движениями, то это дает возможность для развития словесной регуляции движения. Пальчиковые игры предполагают определенную комбинацию жестов, движений. Для того чтобы воспроизвести пальчиковую игру, ребенку необходимо уметь дифференцировать движения, выделять их. Пальчиковая игра подводит ребенка к тому, что он начинает более полно и расчлененно воспринимать игру, в результате чего восприятие становится целенаправленным, анализирующим.

Таким образом, пальчиковые игры являются великолепным средством развития мелкой пластики движений у ребенка и активизируют моторику рук.

Список литературы:

Борисенко, М.Г. Наши пальчики играют. - Екатеринбург: Паритет, 2005. - 204 с.

Крупенчук, О.И. Пальчиковые игры. СПБ.: Литера, 2005. - 220 с.

Рымчук, Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. М.: Владис, 2008.

Смирнова, Е.А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста – СПб.: ООО «Издательство ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013.

Ткаченко, Т.А. "Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков", Т.А. Ткаченко. - М. Издательство ЭКСМО, 2010.

Шмелева, Е.Б. Пальчиковые игры. Пособие по развитию мелкой моторики и речи у детей 3-5 лет. М.: Ювента, 2009.

Просмотров работы: 51