Сегодня гражданское общество стало предметом повышенного внимания аналитиков в России и в мире, поскольку без него невозможно построение демократического государства. Однако, в научной среде нет единого подхода к определению понятия «гражданское общество». Во многом это связано с многомерностью и некоторой отвлеченностью концепции гражданского общества. С точки зрения социологии, гражданское общество – это социокультурное пространство, в котором люди связаны и взаимодействуют между собой в качестве независимых друг от друга и от государства индивидов. Это форма самоорганизации людей, включающая добровольно сформировавшиеся негосударственные социальные, экономические, образовательные, профессиональные, культурные и различные другие институты, объединения, организации, союзы [7, с. 31].
Среди основных функций гражданского общества можно выделить такие как: функция контроля и защиты, социализирующая, мобилизационная, артикуляционная (направленная на формирование общественного мнения), сервисная функции [6].
Стоит отметить, что гражданское общество непременно требует высокого уровня общественного доверия и социальной солидарности вокруг актуальных проблем и способов их решения. Только в таком социуме граждане готовы реагировать на различные общественные вызовы. В обществе со слабым уровнем солидарных связей интеграция вокруг социально значимых идей не выходит за пределы семьи, родственников, друзей и т.д. Гражданское общество нельзя отождествить с совокупностью общественных и некоммерческих организаций. Оно гораздо «богаче» в смысле проявления гражданской активности и с позиции выстраивания всевозможных форм взаимодействия с государством [15, с. 108].
Обратимся к понятию «некоммерческих организаций». Некоммерческие организации (НКО) – это неотъемлемая составляющая гражданского общества, подразумевающая создание коммуникации между государственными образованиями (так называемым «первым сектором»), рыночными отношениями («вторым сектором») и обществом. Именно поэтому НКО зачастую называют «третьим сектором» [1, с. 487]. В соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», НКО рассматривается как организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. НКО способны наиболее чётко определять и удовлетворять потребности общества, эффективно противодействовать социальным проблемам различного характера: проблемам здоровья, социального сиротства, незащищенности прав граждан, социальной реабилитации. Некоммерческие организации помогают различным социальным группам: пожилым людям, людям с ограниченными возможностями здоровья, ветеранам, бездомным, военнослужащим и т.д. [5, с. 163]
За последние десятилетия в России можно отметить рост популярности третьего сектора. Исследователи отмечают, что НКО стали площадками для объединения граждан, заинтересованных не только в регулировании общественной жизни, но и в контроле управленческих решений со стороны государства [8, с. 288]. Количество зарегистрированных НКО в России в начале 2021 года превысило 210 тысяч [3].
Системное развитие НКО, обращённое на повышение их роли в предоставлении услуг в социальной сфере, в России было начато в 2008 году. Данное направление было отмечено в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
С 2010 по 2014 годы в российском законодательстве появился ряд нормативных документов, существенно изменивших статус НКО, осуществляющих деятельность в социальной сфере и оказывающих социальные услуги населению.
Например, в 2010 г. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7–ФЗ «О некоммерческих организациях» был дополнен положениями, которые предусматривают выделение среди НКО отдельной группы – социально ориентированные НКО и определение перечня видов деятельности СО НКО.
В 2013 году был принят Федеральный закон № 442–ФЗ, в соответствии с которым региональные органы власти формируют реестр поставщиков социальных услуг и регистр получателей услуг. Негосударственным поставщикам социальных услуг данный закон предоставляет возможность получать бюджетные субсидии, участвовать в проведении закупок социальных услуг.
Рассматриваемые выше меры, способствовали определенному развитию третьего сектора в России. Тем не менее, на данном этапе имелись и стартовые барьеры. Среди них представители НКО называли нехватку финансовых ресурсов, проблемы взаимодействия с органами власти, законодательные барьеры (в том числе избыточные требования для СО НКО при включении в реестр поставщиков социальных услуг), а также недоверие граждан к организациям третьего сектора. Многие из этих барьеров сохранились и на сегодняшний день [12, с. 11].
Обратим внимание на финансирование и поддержку некоммерческих организаций со стороны государства. Основные виды государственной поддержки СО НКО получает из федерального бюджета.
В данной области необходимо отметить положительную динамику. В докладе Минэкономразвития России о деятельности и развитии социально ориентированных некоммерческих организаций сообщается о том, что ассигнования федерального бюджета на поддержку СО НКО были увеличены в реальном выражении на 59,3 %, с 21,8 миллиардов рублей в 2018 г. до 34,7 миллиардов рублей в 2019 г. [2]. Также в этом документе уточняется, что Фондом президентских грантов также был внесен огромный вклад в развитие НКО: через этот институт были распределены 7,7 миллиардов рублей на поддержку около 4 тысяч некоммерческих организаций в 2019 году.
Рассмотрим развитие НКО в России на основе исследований НИУ ВШЭ о состоянии гражданского общества и некоммерческого сектора. В информационно-аналитическом бюллетене за 2019 год представлены сведения о том, что изменилось в «третьем секторе» за последние 10 лет.
Так, например, в 2009 году в целом экономически успешными признавали себя 38% НКО. В 2018 году таких было 53%. Доля НКО, испытывающих серьезные финансовые трудности, с 2009 г. снизилась с 47% до 25%. Доля россиян, как-либо участвующих в деятельности некоммерческих организаций и гражданских инициатив в 2019 году составила 29% против 18% в 2009 году. Доля россиян, доверяющих НКО, в рассматриваемый период времени находилась в интервале 36-59%. Тем не менее, можно отметить положительную динамику в данном направлении (равно как и в степени информированности о деятельности НКО). [4].
Рис. 1 – Степень информированности, доверия и участия граждан в деятельности НКО [4]
Стоит обратить внимание на то, что реализация механизмов поддержки СО НКО заметно различается в разрезе регионов. Министерством экономического развития был составлен рейтинг субъектов РФ по активности поддержки НКО за 2019 год. Наивысший рейтинговый балл получил Ханты-Мансийский автономный округ – Югра (45,63), минимальный – Республика Тыва (2,17). Также в группу «регионы – лидеры» помимо ХМАО попали следующие 8 субъектов: Республика Татарстан (44,35), Ямало-Ненецкий автономный округ (35,58), Хабаровский край (35,11), Ярославская область (34,97), Самарская область (34,64), Республика Саха (Якутия) (32,63), г. Москва (31,70), Тюменская область (31,53) [9].
Республика Мордовия в данном рейтинге занимает 56 место (16,80 баллов), замыкая группу регионов «со средним уровнем» реализации механизмов поддержки СО НКО. При этом республика занимает 9-е место по количеству социально ориентированных некоммерческих организаций на 10 тыс. населения (16,8 СО НКО), 8-е место по доле работников в негосударственных организациях в общей численности работников, занятых в социальной сфере (9,0%) [9].
Среди гражданских структур в Мордовии наиболее востребована деятельность в сфере социального обслуживания, поддержки материнства, отцовства и детства (около 33% в сумме). 12% организаций трудятся в рамках укрепления межнационального и межрелигиозного согласия, а также сохранения исторической памяти. 9% организаций занимаются развитием науки и образования, культуры и искусства, 6% НКО реализуют молодежные инициативы и менее 1% тех, кто преследует цели в сфере экологии [10, с. 140].
В 2019 году два проекта из Республики Мордовия, направленные на развитие институтов гражданского общества, получили президентские гранты.В рамках одного из проектов («Обычные герои») был создан портал о героях среди нас с ежедневно обновляемой интерактивной картой подвигов. Второй проект («Инфорум для НКО») предполагает создание коворкинг-центра НКО, в котором будут созданы все условия (помещение с рабочими местами и интернетом) для комфортной работы представителей НКО и активных граждан; создание единой информационной площадки для НКО [13]. Следует отметить, что оба проекта были успешно реализованы на территории региона.
Очевидно, что на сегодняшний день государство активизирует усилия по совершенствованию институциональных основ взаимодействия с структурами гражданского общества. Но вопрос повышения роли институтов гражданского общества все так же остается актуальным и диктуется логикой общественного развития, поскольку является важным условием развития демократического государства. Важно регулярно осуществлять мониторинг состояния гражданского общества и процессов, происходящих в нем, для выявления тенденций развития и проблем, а также в целях повышения эффективности государственного управления [14, с. 285-286]
Уровень эффективности диалога между властью и институтами гражданского общества в настоящее время все же не может характеризоваться как полноценно организованный процесс. Среди предложений для развития институтов гражданского общества и совершенствования их взаимодействия с властью можно выделить следующие:
поддержка общественных инициатив;
устранение законодательных барьеров для НКО, бюрократизма и формализма при проведении конкурсных процедур в регионах [11, с. 423];
разработка проектов нормативно-правовых актов, целевых программ различного уровня с непосредственным участием гражданского общества;
совершенствование общественного мониторинга, включая гражданский контроль и экспертизу реализации государственных решений и социальных реформ;
регулярная информационная и просветительская деятельность населения о роли гражданского общества в решении социальных проблем, о реально достигнутых результатах деятельности НКО в СМИ, сети Интернет.
Реализация указанных направлений, несомненно, будет способствовать укреплению доверия к организациям данного типа и привлечению дополнительных средств, а также новых участников [14, с. 286].
Таким образом, для успешной деятельности организаций третьего сектора необходимо, прежде всего, активное взаимодействие с органами власти и управления. Только в таком случае решение проблем социальной сферы станет по-настоящему действенным. Социальная значимость НКО действительно очень ценна, поскольку направления деятельности некоммерческих организаций многочисленны и многоаспектны и постепенно становятся все больше заметны для общества.
Список использованных источников:
Гаврилюк Р.В., Томин И.С. К вопросу о роли некоммерческих организаций в жизни общества // Аллея науки. 2017. Т. 2, № 15. С. 486-489.
Доклад о деятельности и развитии социально ориентированных некоммерческих организаций (2020) [Электронный ресурс]: https://www.economy.gov.ru/material/file/8be0adaa07fd23125c4920afe40e8757/Doklad_NKO.pdf
Информационный портал Министерства юстиции РФ [Электронный ресурс]: http://unro.minjust.ru/NKOs.aspx
Информационно-аналитический бюллетень о развитии гражданского общества и некоммерческого сектора в РФ. Июль 2019. НИУ ВШЭ. [Электронный ресурс]: https://grans.hse.ru/data/2019/09/08/1537476714/Bulleten%2016_small.pdf
Кондратьева Д.А. Фофанова А. Ю. Некоммерческие организации (НКО) и их роль в решении социальных проблем // Символ науки: международный научный журнал. 2016. № 2-2 (14). С. 162-164.
Мерсиянова И.В. Гражданское общество: понятие и функции РФ [Электронный ресурс]: https://www.hse.ru/data/2016/10/20/1107833772/Гражданское%20общество.%20Понятие%20и%20функции.pdf
Никитина Е.Е. Институциализация гражданского общества в России: историко-теоретический аспект // Журнал российского права. 2017. №3. С. 411-428.
Первякова Р.Н. Пути практической реализации власти народа через некоммерческие организации гражданского общества // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2020. №2. С. 286-291
Рейтинг субъектов РФ по активности поддержки НКО [Электронный ресурс]: https://www.economy.gov.ru/material/news/minekonomrazvitiya_sostavlen_reyting_subektov_rf_po_aktivnosti_podderzhki_nko.html
Семушенкова А.С. Некоммерческий сектор регионов Поволжья: факторный анализ // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. 2020. №1. С. 129-148.
Старшинова А.В., Бородкина О.И. Деятельность НКО в сфере социальных услуг: общественные ожидания и региональные практики // Журнал исследований социальной политики. 2020. Т. 18, № 3. С. 411-428.
Участие НКО в оказании услуг в социальной сфере (Специальный доклад Общественной палаты Российской Федерации) / Общественная палата Российской Федерации; сост. и общ. ред. Е.А. Тополева-Солдунова, Е.Г. Орлова, О.В. Коротеева, А.М. Спивак, Р.М. Ольховский, А.А. Вавилова, В.Б. Беневоленский; рецензенты: Ветрова Е.Ю., Насриддинов Т. Г. – Москва: «Современные информационные системы», 2019 – 96 с.
Фонд президентских грантов [Электронный ресурс]: https://президентскиегранты.рф
Хоменок А.А. Совершенствование взаимодействия органов власти с институтами гражданского общества // Аллея науки. 2020. Т. 2, №6 (45). С. 281-287.
Шиняева О.В., Каюмова Л.Х. Роль некоммерческих организаций в укреплении социальной интеграции россиян // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. №1 (10). С. 108-111.