Уголовное право в мире искусства - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Уголовное право в мире искусства

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность данной работы заключается в том, что криминальная ситуация в России стала источником серьезной обеспокоенности населения, властных структур в центре и на местах.

ГЛАВА 1. Искусство – общая характеристика данного понятия

Для того, чтобы подробным образом рассмотреть поставленную тему, следует четко осознавать, что из себя представляет ключевое понятие. В словаре имеется определение, согласно которому следует, что искусство - художественное творчество как особая форма общественного сознания, вид духовного освоения действительности1.

По причине того, что характеризуемое понятие является достаточно популярным, стоит отметить, что в законодательстве нашей страны не имеется четкого определения данного термина, однако оно сформировалось в процессе жизнедеятельности людей, на практике. Очень часто, это связывают с тем, что анализируемое понятие значительным образом повлияло на различные сферы деятельности людей.

В наши дни, такое понятие, как «искусство» в разнообразных научных журналах, да и в обычной жизни применяются достаточно часто. Исходя из этого, следует проанализировать данное понятие подробнее.

Понятие «искусство», которое активным образом используется в русском языке, имеет не одно значение. Изначально оно использовалось к таким словам, как артистизм, творчество, умение, мастерство. В дальнейшем в лексиконе зародилось слово «художественное», и в тандеме с «искусством» словосочетание имело уже другой смысл.

Например, в иных языках не имеется схожих градаций термина «искусство». В английском языке все умения, творческие шедевры, способности, итоги характеризуются одним словом «art». Другие европейские языки также имеют обобщенное понятие искусства и не делят его на составляющие2.

Искусство — это особый вид формотворческой деятельности человека, создающей образные и символические структуры, которые обладают эстетическими, познавательными и коммуникационными функциями.

Искусствоэто способ понимания и отображения действительности путем создания особого продукта — произведений, способных вызвать эмоциональный отклик у людей. Наряду с наукой, искусство используется человечеством для правильного восприятия и осмысления окружающего мира. Важнейшая функция искусства заключается в удовлетворении двух духовных потребностей человека: любви к прекрасному и желании получать эстетическое удовольствие.

Также имеется определение, согласно которому следует, что искусство - результат творческой деятельности человека, способ изображения реальной действительности или вымышленного мира в художественных образах.

Посредствам художественных образов можно передать то, что невозможно сделать в словесной форме - чувства, эмоции, переживания. Так, в искусстве отражается не только материальный мир, но и внутренний мир человека, его отношение к среде, в которой он живет и действует. Искусство - это и определенная форма познания окружающего мира, а также способ оценки красивого или безобразного, что является неотъемлемой частью любого художественного произведения.

Подводя итог всему вышесказанному, отметим, что искусство существует с тех времен, когда человек разумный начал обитать на планете и, кроме выживания, стал проявлять другие интересы. Изначально искусством именовали определенное число занятий, однако в современном обществе искусством именуют все, что имеет творческое начало и вызывает эмоциональный отзыв в социуме.

ГЛАВА 2. Искусство как объект преступных посягательств

Преступления в сфере искусства имеют связь или с подделкой и похищениями шедевров для получения прибыли, или с их уничтожением с идеологической, вандальной целью или же просто по небрежности.

Структура Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации отмечает, что преступления, которые совершаются в сфере искусства, посягают на разные объекты уголовно-правовой охраны. По данной причине имеет необходимость классифицировать указанные преступные проявления, предварительно установив по правилам формальной логики, некоторые группы.

Уголовно-правовая классификация разделяет преступления по главам Особенной части УК РФ, исходя от объекта преступных посягательств. По данной причине необходимо дифференцировать преступления в сфере искусства на определенные виды, которые приведены ниже:

1.Преступления в сфере экономики:

-кража (ст. 158);

-мошенничество (ст. 159);

-присвоение или растрата (ст. 160);

-грабеж (ст. 161);

-разбой (ст. 162);

-вымогательство (ст. 163);

-хищение предметов, имеющих особую ценность (ст. 164);

-умышленное уничтожение или повреждение имущества (ст. 167);

-уничтожение или повреждение имущества по неосторожности (ст. 168);

- контрабанда (ст. 188);

-невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (ст. 190);

2.Преступления против общественной безопасности:

-вандализм (ст. 214);

-уничтожение или повреждение памятников истории и культуры (ст. 243);

-приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград (ст. 324);

-подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков (ст. 327).

Отметим, в указанных выше преступлениях искусство является второстепенным объектом посягательств. Так, гл. 21 «Преступления против собственности» подразумевает ответственность за разные формы хищений (ст. 158-164 УК РФ), уничтожений, повреждений (ст. 167, 168 УК РФ) произведений искусства.

По мнению известного ученого А. Н. Лопашенко следует, что преступления против собственности имеют, зачастую, характер имущественных посягательств, потому что нацелены против определенного имущества, в которых собственность характеризуется как экономико-правовая категория.

Таким образом, защита произведения искусства главой 21 УК РФ реализуется в первую очередь, как ценности с точки зрения её экономической особенности.

Имеется мнение, согласно которому следует, что «собственность» следует характеризовать в качестве определенной социальной категории. Так, известный ученый В. И. Плоховой считает, что «собственность» - некоторая социальная категория, в которой преступления посягают на общественные отношения касательно власти над благами, которые не имеются в изобилии в обществе, но являются необходимыми для человека. В такой ситуации сфера искусства может быть охарактеризована в качестве некоторого социального блага, которое важно для общества, считается жизненно важным средством существования человека3.

Реализуя другие противоправные действия в сфере искусства, которые предусмотрены гл. 22 «Преступления в сфере экономической деятельности», - контрабанду или невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического, археологического достояния народов РФ и зарубежных (ст. 188 и 190 УК РФ), виновный посягает на общественные отношения в сфере экономической деятельности.

Характеризуя нормы гл. 21 «Преступления против собственности» и гл. 22 «Преступления в сфере экономической деятельности», искусство может быть охарактеризованы с различных сторон4.

Во-первых, - как имущественная ценность, защита которой реализуется через триаду прав - владения, пользования и распоряжения. В такой ситуации главное значение имеет материальная, потребительская ценность, утрата которой делает невозможным рассмотрение предмета преступления в гл. 21.

Во-вторых, искусство – некоторая социальная ценность, которая содержит не только экономические характеристики, но и социальную важность, необходимость для развития общества.

Вторую группу формируют посягательства на общественную безопасность - вандализм (ст. 214); уничтожение или повреждение памятников истории и культуры (ст. 243); приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград (ст. 324); подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков (ст. 327).

По мнению известного ученого Н. А. Черемнова, следует, что преступное деяние в качестве осквернения зданий или различных других сооружений посягает на общественную нравственность. Такая позиция считается обоснованной из-за того, что именно нравственные императивы считаются «вертикалью», стандартами поведения человека в обществе, которые основаны на доброй воле, и которые исключают любые аморальные преступные проявления.

В отношении данной группы преступлений в литературе имеется мнение о том, что нормы таких статей имеют существенные недостатки. Так, С. А. Приданов, С. П. Щерба говорят том, что нормы ст. 243 УК РФ «Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры» имеют определенные недостатки, которые не только ставят под сомнение логическую и структурную взаимосвязанность определенных положений УК, но и формируют некоторые препятствия в правоприменительной деятельности.

Так, в Москве в процессе реконструкции было повреждено уникальное здание Славяно-греколатинской академии ХУП-ХУШ вв. Большой котлован строители рыли в охранной зоне Московского Кремля, а землю из него тайно выносили по ночам Музею революции. «Докопались» до того, что был оставлен без фундамента расположенный по соседству памятник федерального значения.

Сложности при решении вопросов квалификации могут быть из-за этимологической нерасшифрованности дефиниций ст. 243 УК РФ.

Применительно к нормам УК РФ заметим, что гармония общественных отношений - достижение определенного состояния, когда общественные противоречия максимально разрешены, убрана острота и налажены оптимальные формы сочетания интересов субъектов в обществе.

Это не значит, что общественные отношения должны быть полной гармонией, однако стремление к её достижению должно быть осуществлено.

Необходимо остановиться на тех уголовно-правовых нормах, которые охраняя искусство, ставят заслон на пути антиискусства. Не вызывает сомнения, что в наши дни имеется криминальное «искусство» (антиискусство) - в виде порнографии, видеозаписи реальных сцен убийств, изнасилований, скотоложства, педофилии, иных сексуальных извращений, находящих своих «ценителей», за которые Уголовный кодекс РФ устанавливает ответственность: за незаконное распространение порнографических материалов или предметов (ст. 242), за изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних (ст. 242 ), возбуждение ненависти либо вражды, а равно уничтожение человеческого достоинства (ст. 282).

Итак, вместе с искусством есть «антиискусство», или криминальное «искусство». Антиискусство уничтожает подлинное искусство, и по данной причине связанные с ним преступления также должны быть включены в феномен преступности в сфере искусства.

Используя художественные средства, возможно, оскорбить чувства верующих, спровоцировать волнения, массовые беспорядки и даже убийства иноверцев, что подтверждают последствия общеизвестного карикатурного скандала в Западной Европе и мире5.

Таганский суд Москвы 12 июля 2010 г. постановил оштрафовать экс-директора музея им. А.Д. Сахарова Ю. Самодурова и экс-заведующего отделом Третьяковской галереи А. Ерофеева на 200 тысяч рублей и 150 тысяч рублей соответственно, признав организаторов выставки виновными в разжигании религиозной розни с использованием служебного положения (ч. 2 ст. 282 УК РФ).

Как установило следствие, на выставке «Запретное искусство-2006», которая проходила с 7 по 31 марта 2007 г. в Общественном центре им. А.Д. Сахарова на Земляном валу в Москве, демонстрировались произведения, содержащие «унизительные и оскорбительные изображения в отношении христианской религии и к гражданам, исповедующим эту религию».

Стоит отметить, что преступность в сфере искусства имеет огромные угрожающие масштабы, имея ужасные последствия, привлекая внимания различных слоев общества. Уничтожение искусства осуществляется вместе с внедрением антиискусства, на пути которого должен быть поставлен надежный заслон.

ГЛАВА 3. Профилактика преступлений в сфере искусства

Изучение преступных посягательств считается главным и необходимым условием для формирования эффективной деятельности правоохранительных органов по профилактике преступлений. Удачной данную деятельность можно назвать только в той ситуации, когда преступник не желает совершить преступление в дальнейшем из-за сформированных государством и обществом необходимых условий.

Напротив, невысокий уровень работы в системе правоохранительных органов обусловливает в конце незнание установленных особенностей оперативной обстановки, а также главных тенденций динамики и состояния преступности. Данное положение дел не способствует определению и лишает возможности использования действенных мер профилактики преступности.

По мнению известных ученых К.Е. Игошев, В.С. Устинов следует, что большое количество трудностей профилактики преступлений заключаются в том, что есть неразработанные теоретические концепции, недостаточная разработанность понятийного аппарата, в некоторых ситуациях имеет место терминологическая несогласованность, что не может не оказать влияние на практическую деятельности органов, которые осуществляют борьбу с преступностью.

Применительно к вопросу в отношении объектов культурного наследия под предупреждением преступлений в сфере искусства понимается определенная система целенаправленных, специальных мероприятий, которые направлены на недопущение или устранение возможности совершения противоправных деяний в данной сфере, а также искоренение их детерминант.

По данной причине справедливы слова Г.М. Миньковского, К.М. Мирзажанова касательно того, что, пока преступление не совершено, необходимо говорить о профилактике, а в ситуации, когда оно совершено, поставлен вопрос об осуществлении неотвратимости ответственности и наказания.

Применительно к исследованию преступности в сфере искусства это значит, что профилактика преступных посягательств в сфере искусства имеет место в контексте реализации положений Конституции Российской Федерации.

Часть 1 статьи 44 Основного Закона Российской Федерации говорит о том, что любому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества. Данная свобода творческого процесса во всех сферах человеческой деятельности считается общепризнанной нормой международного права (статья 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

При этом органы государственной власти, а также органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в творческий процесс, реализуемый как гражданами, так и государственными или негосударственными органами. Исключения составляют ситуации, когда данная деятельность является пропагандой безнравственности, насилия, жестокости, порнографии, различных видов нетерпимости (расовая, национальная, религиозная и др.) и т.д.

На международном уровне борьба с преступными посягательствами на объекты культурного наследия находится под контролем Интерпола, Международного совета музеев (ИКОМ), ЮНЕСКО и различных иных международных организаций, которые вопросам предупреждения данной преступности уделяют особенное внимание. 

На законодательном уровне РФ определенные федеральные законы устанавливают направления, которые обеспечивают защищенность сферы искусства от разного рода посягательств. За несоблюдение данных требований законодатель фиксирует ответственность как для физических, должностных лиц, так и для юридических лиц.

Региональный уровень регулирования данного вопроса определен рядом законов, регламентирующих реализацию профилактических мер, направленных на защиту памятников истории и культуры, произведений искусства, снижение расхищения культурного наследия страны. Безусловно, политика любого региона должна быть реализована лишь через призму общероссийской политики предупреждения преступности в отношении объектов культурного наследия. В противном случае она не сможет стать эффективной.

Таким образом, главным условием удачного искоренения преступности считается деятельность по профилактике преступлений, которая должна реализовываться как со стороны государства, так и со стороны общественности. Исходя из вышеизложенного, под профилактикой преступлений в сфере искусства понимается деятельность по устранению, ослаблению и нейтрализации причин и условий преступности в сфере искусства, культуры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать определенные выводы.

Во-первых, для того, чтобы подробным образом рассмотреть поставленную тему, следует четко осознавать, что из себя представляет ключевое понятие. В словаре имеется определение, согласно которому следует, что искусство - художественное творчество как особая форма общественного сознания, вид духовного освоения действительности.

По причине того, что характеризуемое понятие является достаточно популярным, стоит отметить, что в законодательстве нашей страны не имеется четкого определения данного термина, однако оно сформировалось в процессе жизнедеятельности людей, на практике. Очень часто, это связывают с тем, что анализируемое понятие значительным образом повлияло на различные сферы деятельности людей.

В наши дни, такое понятие, как «искусство» в разнообразных научных журналах, да и в обычной жизни применяются достаточно часто. Исходя из этого, следует проанализировать данное понятие подробнее.

Искусствоэто способ понимания и отображения действительности путем создания особого продукта — произведений, способных вызвать эмоциональный отклик у людей. Наряду с наукой, искусство используется человечеством для правильного восприятия и осмысления окружающего мира. Важнейшая функция искусства заключается в удовлетворении двух духовных потребностей человека: любви к прекрасному и желании получать эстетическое удовольствие.

По мнению известного ученого А. Н. Лопашенко следует, что преступления против собственности имеют, зачастую, характер имущественных посягательств, потому что нацелены против определенного имущества, в которых собственность характеризуется как экономико-правовая категория.

Таким образом, защита произведения искусства главой 21 УК РФ реализуется в первую очередь, как ценности с точки зрения её экономической особенности.

Имеется мнение, согласно которому следует, что «собственность» следует характеризовать в качестве определенной социальной категории. Так, известный ученый В. И. Плоховой считает, что «собственность» - некоторая социальная категория, в которой преступления посягают на общественные отношения касательно власти над благами, которые не имеются в изобилии в обществе, но являются необходимыми для человека

Во-вторых, преступления в сфере искусства связаны либо с подделкой и похищениями шедевров с целью прибыли, либо с их уничтожением с идеологической, вандальной целью или же просто по небрежности.

Структура Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации отмечает, что преступления, которые совершаются в сфере искусства, посягают на разные объекты уголовно-правовой охраны. По данной причине имеет необходимость классифицировать указанные преступные проявления, предварительно установив по правилам формальной логики, некоторые группы.

По мнению известного ученого А. Н. Лопашенко следует, что преступления против собственности имеют, зачастую, характер имущественных посягательств, потому что нацелены против определенного имущества, в которых собственность характеризуется как экономико-правовая категория.

Таким образом, защита произведения искусства главой 21 УК РФ реализуется в первую очередь, как ценности с точки зрения её экономической особенности.

Стоит отметить, что преступность в сфере искусства имеет огромные угрожающие масштабы, имея ужасные последствия, привлекая внимания различных слоев общества.

Не вызывает сомнения, что данный процесс происходит одновременно с процессами дегуманизации, деидеологизации личности и общества.

Разрушение искусства происходит вместе с внедрением антиискусства, на пути которого должен быть поставлен надежный заслон.

Актуальность данной работы заключается в том, что криминальная ситуация в России стала источником серьезной обеспокоенности населения, властных структур в центре и на местах.

Невиданных размеров достиг прессинг на правоохранительные органы, обеспечивающие защиту конституционных основ государства, собственности, чести и достоинства граждан. На этом тревожном общественно-правовом фоне состояния жизни общества весьма значительным является рост "антикварной" преступности: указанный вид преступности стоит на третьем месте после наркобизнеса и хищения оружия.

Последнее десятилетие вопросы сохранности культурного достояния России и его защиты от преступных посягательств - хищений, незаконной торговли и вывоза за границу предметов старины и изобразительного искусства - стали острейшей национальной проблемой. Особую тревогу общества вызывают уровень и динамика хищений предметов и документов, имеющих особую ценность.

Цель данной работы заключается в том, чтобы проанализировать уголовное право в мире искусства

Для того, чтобы реализовать поставленную цель, необходимо решить следующие задачи:

- проанализировать такое понятие, как «искусство»;

- охарактеризовать искусство как объект преступных посягательств;

- рассмотреть профилактику преступлений в сфере искусств.

Степень разработанности проблемы достаточно высока, так как в последние годы, отечественные и зарубежные исследователе уделяют внимание данной темы и говорят о необходимости более детального и глубокого её рассмотрения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Монографии, сборники, учебные пособия

1. Абрамова Е. Н., Аверченко Н. Н. Правоведение: учебник. – 2-е изд., испр. и доп. / под ред. Сергеева А.П. - М.: Юрайт, 2019. – С.134.

2. Виноградов П.А. О современной концепции развития права // Современные проблемы и концепции развития. Часть I / П.А. Виноградов. - Челябинск.: УрГАФК, 2016. - 310 с.

3. Волков А.И. Роль и значение права в становлении общества и развитии государственности: Препринт. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2017.

4. Вулах, М. Г. Правовые основы/ М. Г. Вулах. – М.: Пресс, 2016. – 210 с.

5. Галкин В.В. Уголовное право / В.В. Галкин, В.И. Сысоев. - Воронеж.: Издательство Московской Академии экономики и права, 2016. - 258 с.

6. Дьяков М. М. Основные региональные особенности. // Актуальные экономико-правовые проблемы современной экономики России. Вып. 4 - М.: ИНИОН РАН, 2016.

7.Конин Н. М. Право в вопросах и ответах: учебник. – 3-е изд., испр. и доп. / под ред. Н.М. Конина. - М.: Проспект, 2019. – С.25.

8. Красовский Сергей Яковлевич. К вопросу о правовом регулировании. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. № 4. - 2018

9.Лехтянская Л.Р., Кошелева Л.П. Уголовное право в сфере культуры и искусстава. - 2015 г.

10. Остапец О.Г. Современные тенденции развития права в России // Становление гражданского общества и развитие российской государственности: тенденции, проблемы, противоречия: сборник научных трудов. - Саратов: Поволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпина, 2017.

11.Садиков О. Н. Уголовное право: учебник / под ред. О.Н. Садикова. - М.: ИНФРА-М, 2017. – С. 784.

12. ШевчукД. А. Право: учебник / под ред. Д.А.Шевчук. - М.: Эксмо, 2016. – С.872

Статьи в научных сборниках, энциклопедиях и периодической печати

13. Астраханцева А.П, Попов Н.В. Уголовное право // Развитие права. – 2019. - № 14 (188). – С. 25

14. Андриченко Л.В., Белоусова Е.В. Правоведение (Правовые проблемы) // Государство и право. – 2019. - №3. – С.12.

15.Бородин А. В., Осокин Р. Б. Понятие и признаки культурных ценностей // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 4. С. 101-107.

16. Волков С.В. Актуальные правовые вопросы // Российская юстиция. – 2019. - №1. – С. 46.

17. Клебанов Л. Р. Уголовно-правовая охрана культурных ценностей: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2012. С. 12-13.

18.Лайко Л.В. Актуальные вопросы // Жизнь и люди в современном мире, 2019, № 2

19. Родионов К.С. Правовая природа // Государство и право. – 2016. - №3 – С.84;

20. Ростовщикова О.В. Правовое регулирование // Гражданин и право. - 2019. - №2. – С.89;

21.Сергеев А.П. Актуальные правовые вопросы // Уголовное право. Ч. I. СПб., 2019;

22. Страунинг А.А.Актуальные вопросы теории и практики: Автореф. дисс…. канд. юрид. наук. - М., 2017;

23. Яковлев М.Н. Актуальные правовые вопросы // Право и жизнь. - 2019. - №1. – С.234.

24. Словари и энциклопедии онлайн. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/ ;

1Словари и энциклопедии онлайн. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/

2Лайко Л.В. Актуальные вопросы // Жизнь и люди в современном мире, 2019, № 2

3Страунинг А.А.Актуальные вопросы теории и практики: Автореф. дисс…. канд. юрид. наук. - М., 2017;

4Абрамова Е. Н., Аверченко Н. Н. Правоведение: учебник. – 2-е изд., испр. и доп. / под ред. Сергеева А.П. - М.: Юрайт, 2019. – С.134.

5Конин Н. М. Право в вопросах и ответах: учебник. – 3-е изд., испр. и доп. / под ред. Н.М. Конина. - М.: Проспект, 2019. – С.25.

Просмотров работы: 310