Проблемы выявления и развития одаренности детей в дошкольной образовательной организации - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Проблемы выявления и развития одаренности детей в дошкольной образовательной организации

Максимова Т.В. 1
1СВФУ им.М. К. Аммосова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Необходимость выявления и поддержки одаренных детей является одной из приоритетных направлений образовательной деятельности в условиях тенденции развития современного общества. Еще со времен Аристотеля и средневековой схоластики способности рассматривались как некоторые скрытые «качества», «силы», «сущности», «Воспитание нуждается в трех вещах: даровании, науке, упражнении» Аристотель.

В первом томе первой отечественной педагогической энциклопедии, изданной в 1929 году, есть глава «Педология исключительного детства», возникает новая терминология, обозначающая исключительность – как особенность положительного свойства. «Исключительные дети», где «к числу исключительных относятся дети «высокоодаренные», выделяющиеся из массы теми или иными особенностями поведения» и дается пояснение, «что под «исключительностью» понимается уклонение в обе стороны: и в сторону недостатка и в сторону избытка».

Глубокий анализ проблемы способностей был дан Б.М.Тепловым в своей работе «Способности и одаренность» «…одаренность и способности не бывают врожденными. Врожденными могут быть только задатки, которые при соответствующем их развитии могут стать способностями, а те в свою очередь одаренностью…» [1].

Эрик Эриксон, американский психолог, доказал, что фундамент человеческой жизни формируется в раннем возрасте. До года жизни у детей формируется доверие к людям; от 2 до 3 лет – автономность для самостоятельного мышления; от 3 – 5 лет – инициативы в принятии решений. То, что взрослые осваивают с большим трудом, дети выучивают играючи. И главное в этом процессе – вовремя ввести новый опыт. Но только тот, кто рядом с ребенком изо дня в день, может распознать это «вовремя».

В 2008 года О.Г. Волковым, профессором, руководителем комитета ВОК в Чувашской республике «Качество образования», разработана образовательная технология – проект с символическим названием «Поддержи РОД (развитие одаренных детей) Чувашии». Проект был одобрен «Агентством стратегических инициатив», принято решение об одобрении инновационного проекта «Создание эффективной системы выявления задатков и развития способностей детей в ДОУ и в школе»

21 июня 2013 г. в рамках проходящего Санкт – Петербургского экономического форума Сбербанк России организовал «Деловой завтрак» по теме «Инвестиции в человеческий капитал: после семи уже поздно». На этом форуме президент сбербанка Герман Греф информировал о том, что достигнут консенсус между учеными, педагогами и родителями по возрастным этапам образования. Возраст до 7 лет – самый главный, к этому периоду жизни человек получает 80% всех жизненных компетенций. От 7 до 17 лет школа дает 10 %, высшее профобразование 5%, и обучение «через всю жизнь» еще 5 %. Проведенное исследование на тот момент выявило «затраты» государства на образование: на дошкольное 20%, 52% на школьное, 28% на профобразование и по статистике на 2013 год Россия занимала 33-е место по качеству дошкольного образования [2]. Международные исследования по оценке роли государства в поддержке системы дошкольного образования показали, что данный тип инвестирования является одним из самых эффективных (в 8 раз) среди всех типов инвестирования в экономику. Именно от того, насколько правильно мы сможем заложить нужные знания, развить способности каждого ребенка в детстве, настолько будет успешна жизнь взрослого человека по собственному стандарту в будущем. Таким образом, отправная точка индивидуальной работы с ребенком должна быть приближена к ранним, дошкольным годам его жизни.

Отсюда нужно задаться вопросом: почему же, если все так научно обосновано, методически определено и конкретно работает, наша статистика уверенно и безнадежно информирует, что количество одаренных, талантливых детей в России не превышает 2-3% от общего числа детей. По складывающимся условиям в России прием детей в детские сады начинается, в основном, с трехлетнего возраста. А значит, в самый первый период детского развития родители остаются со своим ребенком «один на один». И тут все зависит от родителей, ведь известно, что развитие ребенка начинается еще в утробе матери. Поэтому самым ответственным периодом являются перинатальный и дошкольный периоды. Именно эти периоды являются наименее изученными в плане развития одаренности детей [3].

То, что усваивается без всяких усилий в год, два, три, четыре с трудом дается им в дальнейшем, потому то к этому году головной мозг человека структурируется уже на 50-70%. Поэтому забота о развитии способностей наших детей, а все дети талантливы от рождения, - это забота о развитии науки, культуры, экономики и социальной сферы жизни будущей России.

С 2015г. Приказом Министерства образования проект «Одаренный ребенок» внедрен в Республику Саха (Якутия). Проблемой для педагогов- практиков является то, что нет единой программы развития одаренных детей, методологической основы, опоры на определенную литературу, нет системы поддержки и сопровождения одаренных детей в ДОО.

ЦЕЛЬ исследования –создание педагогических условий выявления и сопровождения детей с признаками одаренности в условиях ДОО.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи исследования:

Провести анализ научно – педагогической литературы по данной проблеме.

Изучить понятие и сущность «детской одаренности».

Рассмотреть психологические и физиологические особенности развития одаренных детей.

Раскрыть условия развития одаренности у детей дошкольного возраста в ДОУ.

Разработать и экспериментально проверить систему работы педагога по развитию одаренности у детей дошкольного возраста в ДОО.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Теоретико-методологической базой послужили труды учёных С.Ф. Борисенко, О.Г. Волкова, И.И. Комаровой, Н.М. Бутыриной, Т.Н. Дороновой, Г.В. Глушковой, Т.И. Гризик, Е.В. Соловьевой, А.Е. Жичкиной, С.Е. Гавриной, М.Е. Голубевой, В. И. Ядешко, Ф. А. Сохина и др.

В настоящее время в психолого-педагогической науке существует несколько подходов к пониманию одаренности и ее проявления. Американский психолог Абрахам Харольд Маслоу и отечественный психолог Лев Семёнович Выготский определяют одарённость как генетически обусловленный компонент способностей. Также необходимо понимать, что этим даром природа награждает каждого человека, но и очевиден тот факт, что некоторым людям его достается больше, чем другим. Поэтому одаренным человеком принято называть того, у кого этот дар превосходит средние способности и возможности большинства людей.

Каждый заботливый родитель по мере роста и развития ребенка начинает беспокоиться о том, чтобы не пропустить значимые проявления способностей. И такое волнение весьма оправдано: необходимо как можно раньше заметить у малыша способности и развивать их. Виды одаренности детей дошкольного возраста указывают на склад личности, характерные индивидуальные особенности. Классификация видов одаренности тесно связана с тем, по каким параметрам определяется наличие или отсутствие склонности к какой – либо деятельности [4].

Виды способностей бывают разными. Прежде всего, нужно исходить из интересов самого ребенка и ни в коем случае не навязывать ему свою волю. Виды детской одаренности помогут определить следующие важные критерии.

Степень сформированности. Она может быть ярко выраженной или наименее слабой. К примеру, если ваш ребенок любит рисовать, но у него это получается еще достаточно плохо, то это не значит, что из него не выйдет в будущем замечательного художника. Главное, чтобы было желание работать над собой, совершенствовать свой дар. В то же время ситуация, когда ребенок проявляет меньшее прилежание при высокой степени одаренности, не редкость. Тогда собственная неорганизованность может в значительной степени помешать развитию способностей. Степень сформированности указывает на то, есть ли у ребенка задатки.

Форма проявления. Виды одаренности детей во многом определяются тем, как они себя проявляют. Например, дети, склонные к изобразительному искусству, как правило, очень спокойные, усидчивые, дисциплинированные. У них весьма уравновешенный характер, они никому не досаждают своими маленькими шалостями и проделками. Талантливые в спорте – подвижные, шумные, темпераментные, амбициозные.

Особенности возрастного развития. Нельзя требовать от пятилетнего ребенка шедевра. Конечно, он будет проявлять задатки в зависимости от своих лет. Но, как правило, определенная склонность уже видна в маленьком возрасте. Вид одаренности указывает, в какой сфере деятельности в будущем ребенок сможет успешно состояться, проявить себя.

Под видами одаренности понимают ту область знаний или сферу жизни, в которой обозначились способности. Известно, что человек никак не может быть талантлив во всем. Если одна сфера деятельности ему оказывается очень близкой, то другие могут быть чрезвычайно далекими. Для каждого из нас важно найти свое дело в жизни и посвятить ему максимум своего времени.

Виды детской одаренности

1. Интеллектуальная

2. Логико – математическая

3. Академическая

4.Техническая

5. Двигательная

6. Творческая

7. Музыкальная

8. Художественно – изобразительная

9. Вербальная

10 Коммуникативная

11. Лидерско – организациионная

Также принято считать, что внешнее окружение человека - это есть среда и воспитание, либо помогает данному дару раскрыться, либо наоборот его подавляет. Понятие одаренный ребенок не принято применять в практической работе с детьми дошкольного возраста, вместо этого используют понятие ребенок с признаками одаренности. Как правило признаки одаренности у ребёнка проявляются в его реальной деятельности, они могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий и охватывают два аспекта поведение одаренного ребенка мотивационный и инструментальный.

Инструментальный аспект поведения характеризует способы деятельности ребенка и определяют следующие характеристики:

- в поведении ребёнка заметны специфические стратегии деятельности;

- особый тип обучаемости;

- высокая структурированность знаний. Мотивационный аспект характеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности и включает следующие компоненты:

- ярко выраженный интерес определенным занятиям или сферам деятельности;

- повышенная любознательность;

- высокая критичность к результатам собственного труда [5].

Дети с признаками одаренности обладают способностью воспринимать связь между явлением и предметом и делать соответствующие выводы. Такие дети на раннем этапе развития характеризуются отличной памятью, которая сочетается с ранним речевым развитием, что в свою очередь, помогает ему накапливать большой объем информации и регулярно ее использовать.

Именно поэтому одаренные дети имеют большой словарный запас, который позволяет им свободно и четко излагать свои мысли. Такие дети с удовольствием занимаются со сложными задачами, которые порой не имеет практического решения и не любят когда им навязывают готовые ответы. Они отличаются большим упорством в решении задач и отличаются высокой, продолжительной концентрацией внимания.

У детей с признаками одаренности сильнее прослеживается психосоциальная чувствительность. Такие дети обладают высоким чувством справедливости, поэтому они остро реагируют на несправедливость окружающего мира, а также предъявляют к себе и окружающим очень высокие требования. Также для одаренных детей характерна богатая фантазия (вымышленные друзья, вымышленные события), живое воображение, творчество, изобретательность. Такие дети обладают отличным чувством юмора, любят игру слов. Нередки случаи, что таким детям в раннем возрасте недостает эмоционального баланса, то есть они нетерпеливы и порывисты.

К старшему дошкольному возрасту психофизиологические психические личностные достижения, развитие, самостоятельность ребенка в поведении, характер взаимодействия со сверстниками и взрослыми свидетельствует о становление творческой активности, которая в дальнейшем может способствовать развитию одаренности и ее феноменов.

Биологический феномен развития одаренности дошкольников определяет врожденную природу этого явления. Социокультурный феномен развития одаренности детей дошкольного возраста определяется тем, что на сохранении и развитие одаренности влияют социальные условия, в которых находится ребёнок

Одаренным детям необходима соответствующая среда и условия образования, которые позволят в полной мере реализовывать их возможности, что в дальнейшем пригодится непосредственно для таких людей, а также для блага всего общества.

Однако читая составленные современные учебно-методические пособия по проектной деятельности в дошкольной организации, призванные привести профессиональные компетенции к современному стандарту, невольно вспоминается о философском симбиозе «иррационального в рациональном». За регламентом и рациональными пунктами может быть утрачено рациональное, главное, цель и смысл собственно педагогической деятельности. Существует опасность, что сосредоточенность педагога на пунктах алгоритма, предлагаемого в примерах проектов, четкое следование рекомендациям методичек способны вытеснить главное в педагогической деятельности – живой интерес, удовольствие, поддержку самостоятельности и внимательность к детской инициативе, все то, что порождает познавательную активность, становится познавательной деятельностью.

Ведь «одаренность» является результатом интеграции способностей, мотивационного, эмоционального и волевого развития, проявляющегося в способности к развитию деятельности по своей инициативе». С другой стороны, положительный эффект от проектно -исследовательских видов деятельности, в которых удалось решить педагогические задачи, трудно переоценить, именно удачный опыт такой деятельности сам становится источником новых идей, детской инициативы, самостоятельности. В настоящее время процесс поддержки и развития одаренности в дошкольном возрасте требует использования проектно-исследовательских форм и методов работы, так как исследовательская деятельность помогает ребенку понять причины тех или иных явлений окружающего мира, доступных ему в его опыте. Но рутинный характер опасен для развития любого ребенка, так как оказывает губительное влияние на формирование познавательной мотивации и как следствие делает невостребованными уже имеющиеся способности. «Исследовательская деятельность должна опираться на имеющийся у ребенка жизненный опыт, его обогащать. Она обязательно должна соответствовать интересам ребенка и являться средством их развития. Важно, чтобы исследование было инициировано самим ребенком» [6].

Опытно-экспериментальная работа проводилась в МБДОУ детский сад «Якорек» с детьми среднего дошкольного возраста, где приняли участие дети 4-5 лет в количестве 10 детей, воспитатель и родители детей.

Цель исследования: выявление и развитие одаренности детей дошкольного возраста.

Диагностика по выявлению одарённых детей включает:

Выявление интересов, способностей к той или иной деятельности.

Выявление предпосылок общей одарённости.

Выявление уровня развития креативности (творческих способностей) ребёнка.

Для выявления одаренности детей использовался Опросник для выявления (экспертной оценки) одарённых детей, разработанный А.А. Лосевой.

Опросник включает характеристики 10 направлений, где дошкольник может проявить способности: интеллектуальной, академической, творческой, литературной, артистической, музыкальной, технической, двигательной, художественной, социальной.

Экспертам предлагается оценить по четырёх балльной системе характеристики указанных сфер проявления одарённости. Если какая-то характеристика присуща дошкольнику в наивысшей степени, выставляется 5 баллов; 2 балла – самая низкая оценка. Далее вычисляется средняя арифметическая для каждого испытуемого.

Результаты, полученные в ходе проведения методики представим в приложении 1, обобщив их в таблице 2.

Таблица 2

Уровень развития одарённости у детей среднего дошкольного возраста на констатирующем этапе исследования

Шифр обследуемого

Количество среднего балла

Уровень развития одарённости

1

3

Высокий уровень

2

2

Средний уровень

3

2

Средний уровень

4

2

Средний уровень

5

2

Средний уровень

6

2

Средний уровень

7

3

Высокий уровень

8

3

Высокий уровень

9

3

Высокий уровень

10

3

Высокий уровень

Наглядно на рисунке 1 представим полученные результаты констатирующего этапа исследования.

Рисунок 1

Уровень развития общей одарённости у детей среднего дошкольного возраста на констатирующем этапе исследования

Итак, количественный анализ результатов, полученный в ходе проведения Опросника для выявления (экспертной оценки) одарённых детей, разработанный А.А. Лосевой на констатирующем этапе исследования показал, что у детей среднего дошкольного возраста отсутствуют показатели низкого уровня развития одаренности, а показатели высокого и среднего уровня у детей в равном количестве по 50%.

Качественный анализ результатов показал, что у обследуемых под № 1, 7,8,9,10 высокая познавательная активность, мобильность, быстрота и точность выполнения умственных операций, устойчивость внимания, оперативная память – быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить, развиты навыки логического мышления, хорошо рассуждают, ясно мыслят, не путается в мыслях. У данной группы детей богатый словарный запас, использование сложных синтаксических структур, повышенный интерес к вычислениям, математическим отношениям, повышенное внимание к явлениям природы, проведению опытов, демонстрация понимания причинно-следственных отношений. В проявлении творческой одаренности дети проявляют высокую продуктивность по множеству разных вещей, изобретательность в использовании материалов и идей, склонность к завершенности и точности в занятиях, задают много вопросов по интересующему его предмету, любят рисовать, проявляет тонкое чувство юмора, не боятся быть таким, как все. Так же могут легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта, придумывают что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем, придерживаются только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное, серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.

Дети под № 2,3,4,5,6 тратят много времени на повторение того, что нужно запомнить, но развиты навыки логического мышления, хорошо рассуждают, ясно мыслят, но путаются в мыслях, не умеют читать связно, могут продолжить связный рассказ, но затрудняются придумать самостоятельно новый, проявляют себя в артистизме, в игровой деятельности проявляют лидерские качества, любят доминировать, обращаются к сверстникам за советом, если что-то не получается.

Итак, подводя итоги констатирующего этапа исследования, можно сделать вывод: для того, чтобы повысить показатели развития одаренности у детей среднего дошкольного возраста, необходимо разработать систему работы по развитию одаренности у детей в непосредственном взаимодействия с родителями.

В своём опыте представим модели выявления и развития потенциальных способностей каждого ребенка с детьми среднего возраста в условиях детского сада.

Первая, главная педагогическая позиция коллектива детского сада опирается на миф о шмеле. По всем законам аэродинамики шмель не может летать. Он имеет слишком маленькие крылья относительно размеров и массы собственного тела, но вопреки всему шмель летает, не зная о том, что это невозможно. Подобно этому ребенок не знает, что такое «невозможно», и он может и сможет все!

Вторая позиция — кредо: нет неодаренных детей! Есть две крайние точки зрения: первая — одаренные дети встречаются крайне редко; вторая — все дети одарены. Сторонники первой точки зрения полагают, что одаренность — уникальное явление, дарованное «свыше». Вторые считают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка, если создать благоприятные условия. Из многочисленных взглядов на проблему одаренности нам ближе концепция творческой одаренности профессора Н. И. Ильичевой, которая считает, что все дети одарены от природы и что на развитие одаренности наибольшее влияние оказывает педагогический фактор. Наша приоритетная задача — выстроить свою уникальную образовательную модель раннего выявления и развития одаренности у каждого ребенка, которую нужно довести до совершенства, систематически шлифовать и огранить.

Основной базой выявления талантов детей с раннего возраста являются пять «китов» образования, которые обозначил первый президент Республики Саха (Якутия) М. Е. Николаев:

Обучение классической музыке, которая развивает многоканальное мышление, интеллект – проект «Музыка для всех»

Развитие логического мышления, памяти, способности счета в уме через игру в шахматы – проект «Шахматы детям»

Физическая культура, формирование у ребенка здорового образа жизни, полезных привычек, формирование ответственности ребенка за свое здоровье - здоровьесбережение

Обучение рисунку как развитие творческого видения мира, воображения, мелкой моторики детей – проект «Рисуем - все»

Развитие речи ребенка и освоение иностранных языков в дошкольном возрасте – полилингальное воспитание в ДОУ

Для достижения результатов выбраны следующие стратегии:

1. «Индивидуализированное обучение». Одним из принципов дошкольного образования, согласно ФГОС ДО, является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

Процесс становления личности происходит одновременно в двух взаимосвязанных и взаимообусловленных направлениях – индивидуализации и социализации в естественной (самодетерминирующейся) и искусственной (регулируемой извне) ситуации. Переходя из одной социальной ситуации в другую, из дома в детский сад, из детского сада домой, в дворовые сообщества, социальные институты детства и пр., ребенок черпает в них постоянно обновляющуюся информацию, оказывается субъектом разноуровневых разнонаправленных взаимоотношений, в которых проявляет и постоянно приобретает новый опыт.

Педагог должен:

− стремиться к высокому уровню развития детей, понимая, что логика развития не линейная, а более сложная и прямой причинной связи между обучением и развитием нет;

− при организации работы с детьми учитывать социальный контекст развития, так как средовые факторы, особенно семейное воспитание, являются и сильными, и по большей части не менее позитивными (конструктивными, эффективными).

− занятия «школьного типа» провоцируют уровень стрессогенных, обусловленных страхом моделей поведения, высокое число нарушений в эмоциональной сфере, агрессию, конфликты и другие формы активного и пассивного протеста.

− наилучшие результаты в развитии детей достигаются в том случае, когда инициатива деятельности равномерно распределяется между взрослыми и детьми.

− необходимо стараться развивать устойчивость ребенка к постоянно меняющимся условиям внешней среды.

В детском саду, готовой к будущему высоко ценится личный выбор и соучастие детей в определении содержания и форм образования; больше половины всех занятий должно инициироваться самими детьми;

Соблюдается баланс между обучающими занятиями, которые предлагают взрослые и которые проводятся на высоком качественном уровне, и занятиями, выбранными самими детьми, прежде всего игрой;

Педагоги относятся к детям уважительно, внимательно, позитивно реагируют на их поведение, общение воспитателя с детьми – партнерское; учитываются их потребности и интересы и выстраивают свои предложения в соответствии с ними; это позволяет обеспечивать переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь».

Индивидуализация образования – это поддержка собственной познавательной активности ребенка, это когда образовательный процесс рассматривается с позиции социально-деятельностного подхода, как надпредметный, не зависящий от возрастной категории (в силу понимания индивидуальности траектории развития ребенка) и от конкретного учебного содержания (областей знаний).

Уровни индивидуализации:

− Групповая индивидуализация;

− Индивидуализация подгруппы внутри группы детей одного возраста;

− Индивидуализация на персональном уровне.

2. Игровое обучение

Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.

Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого педагога.

3. Метапознание

Авторы концепции модернизации системы дошкольного образования (В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков и др.) указывают на изменение целей дошкольного образования. По мнению авторов, оно должно быть направлено не на формирование у детей суммы знаний и умений, а на подготовку детей к освоению знаний в условиях обучения и самостоятельной познавательной деятельности. В ФГОС ДО определено, что важнейшим результатом воспитания ребенка является развитие активности и любознательности.

4. Гибридное обучение

Обучение через игру — это самый лучший способ получения знаний, считаем мы.

Существует теория, согласно которой детская игра появилась в процессе эволюции именно как способ освоения детьми профессиональных навыков, но с течением тысячелетий система знаний стала настолько развернутой, что за годы детства ребенок не успевает освоить профессию через подражание взрослым, через игру. Тогда в помощь игре появились школы — системы ограничения свободы и фаршировки ребенка, как сосиски, знаниями.

Современные дети, заваленные развлечениями и игрушками с рождения, привыкли, что мир — это сказочное место, в котором есть волшебные роботы-родители и можно найти у них такую кнопку, что удовольствия будут сыпаться безостановочно. Интернет и виртуальные игрушки создают ощущение постоянной доступности чего угодно. Как в этих условиях создавать мотивацию к усвоению знаний?

Многие классические школы стали задумываться о необходимости включать эдьютейнмент и геймификацию — обучение через игру, в свои программы, мягко модернизируя сложившуюся веками поурочную систему пассивного восприятия знаний. Для того, чтобы организовывать образовательную эдьютейнтмент-среду В ДОО взрослым (педагогам и родителям) родителям и учителям необходимо прикладывать серьезные усилия по поиску подходящих активностей, организации или самостоятельного творческого создания такого образования для себя и для детей каждой возрастной группы.

5. Перевернутый класс

Для современного детского сада необходимо создавать новые, совершенно иные образовательные условия. Они должны не только учитывать скорость информационного потока, но и быть нацеленными на развитие у ребят навыков критического анализа информации, планирования своей деятельности и эффективного воплощения идей.

Иначе говоря, из пассивного поглотителя знаний ребенок должен превратиться в их активного добытчика, искателя истины, первооткрывателя, мыслителя, разработчика. Новый Федеральный государственный стандарт как раз и предполагает изменение принципов организации образовательного процесса, в центре которого теперь находится ребенок. При перевернутой модели – воспитатель выступает в роли организатора, руководителя со стороны.

Все, что нужно сделать – это организовать предварительную работу дома. А именно, предложить детям вместе с родителями посмотреть дома короткий обучающий видеоролик.

Ценность перевернутых занятий в том, что в группе педагоги имеют возможность качественно организовать образовательную деятельность, вовлекая всех воспитанников в разные виды деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, чтение, всевозможные игры, в возможности использовать учебное время для разнообразного вида заданий и взаимодействовать друг с другом в практической деятельности, реализовывать проекты. Включение детей в эти виды деятельности дает возможность педагогам вариативно использовать образовательный материал, для формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка.

6. Проектный метод обучения

Суть проектного метода состоит в том, что педагог организует вместе с детьми событие, которое затрагивает учеников эмоционально. За счет этого педагог активизирует образовательные процессы. События могут быть самыми разными, начиная от путешествия к центру Земли и заканчивая поисками редкой бабочки

Также очень важно создание предметно – развивающей среды, направленый на обновление содержания развивающей предметно-пространственной среды и инфраструктуры. Созданы центры одаренности. Особенностью центров является безопасность, индивидуализация, изменяемость, доступность.

Так Центр музыки реализует проект «Музыка для всех». Все дети поют в детском хоре, в каждой группе есть свой хор со своим репертуаром, также общесадовский хор с другим репертуаром. Все воспитанники играют на музыкальных инструментах, в каждой группе есть народный инструментальный ансамбль. Создан ансамбль флейтистов. Каждый день в режимных моментах все прослушивают классическую музыку.

Координатор — музыкальный руководитель.

Шахматный центр является опорной площадкой для реализации проекта Малой академии наук РС (Я) «Шахматы — детям».

5 групп оснащены всем необходимым оборудованием. Шахматам обучаются с трех лет. Все шесть воспитателей прошли авторские курсы И. Г. Сухина «Шахматы — детям». 68 семей приобрели домой шахматы. Три раза в неделю (понедельник, вторник, четверг) проводятся занятия, турниры, олимпиады по шахматам. Координаторы — воспитатели.

Спортивный центр призван обеспечить физическую активность, формировать здоровый образ жизни, профилактику и оздоровление. Помимо трехчасовой недельной нагрузки по физическому воспитанию проводятся секции национальных игр и занятия по лыжному спорту. Координатор — инструктор по физической культуре.

Художественный центр реализует проект «Рисуем все». Проект внедряется в рамках образовательной области «Художественное творчество» и работы изостудии. Глобальная цель — развить воображение, творчество, раскрыть возможности творца. Особо способным детям даются основы академической живописи. Формы работы: выставки, коллективные художественные проекты, пленэр. Координатор — педагог дополнительного образования по изоискусству.

Языковой центр работает каждый вторник. В этот день все ОД, взаимодействия должны вестись на английском языке. Педагоги и родители стараются в этом направлении дойти до совершенства. Каждая группа имеет цель поставить инсценировку, выучить стихи и песни на русском и английском языке. Лучшие номера представляются на утренниках и главном гала-концерте.

2. «Архитектор сада детства». Проект направлен на формирование воспитателя нового поколения и расширение его профессиональных ролей. Выявить в раннем возрасте скрытые задатки и способности могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм» включаются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога, в который входят система его профессиональных ценностей, его убеждения и установки.

Структура Повышение профессионализма воспитателей предусматривает:

курсовую подготовку и стажировку учителей в лучших ДОУ России и других стран (Казахстан, Китай, Корея, Финляндия) с целью изучения опыта и освоения новых технологий обучения и воспитания;

обучение в аспирантуре и соискательство;

повышение информационной культуры педагогов;

овладение всеми педагогами технологией развития способности действовать в уме с использованием шахматного материала на основе авторской методики И. Г. Сухина;

овладение иностранным языком как средством общения.

Организация научно-методической деятельности воспитателей через:

обеспечение научного руководства отдела дошкольного образования Малой академии наук РС (Я);

формирование у дошкольников и педагогов представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;

совершенствование образовательной программы д. п.н. А. И. Савенкова «Я — исследователь», ориентированной на содействие развитию у детей познавательных потребностей, способностей, умений и навыков исследовательской и проектной деятельности;

освоение образовательной технологии мониторинга диагностики одаренности О. Г. Волкова.

Распространение передового педагогического опыта на основе:

проведения воспитателями авторских курсов повышения квалификации для педагогов ДОУ улуса и республики;

участия воспитателей в республиканских, российских и международных конкурсах, олимпиадах, педагогических чтениях и конференциях;

организации ежегодного конкурса дидактических разработок, методических пособий воспитателей с дальнейшим прохождением экспертного совета по авторству.

Реализация творческих способностей воспитателей (в рамках системы дополнительного образования).

3. «Сад талантов». Проект направлен на создание условий для раннего выявления задатков и способностей, таланта каждого ребенка и разработку системы индивидуального педагогического сопровождения.

Мы предоставляем для наших детей 10 студий:

«Лего-робототехника», где дети учатся конструировать механизмы и роботов, даются азы программирования;

«Занимательная логика» призвана углубленно развить математические способности, решать олимпиадные задачи;

«Моя первая научная лаборатория» выявляет исследовательские способности дошкольников через экспериментирование и опыты. Итогом работы данной студии должно быть «Шоу маленького профессора» в конце учебного года. Также дети работают над исследовательскими проектами и выступают на конкурсе «Я — исследователь»;

«Вокал», где любят заниматься дети с вокальными данными;

изостудию выбирают дети, которые имеют художественный вкус и талант к рисованию;

театральная студия развивает актерские задатки, творчество, художественное слово;

фольклорная студия «Дэгэрэн» способствует выявлению и развитию артистизма, речи детей посредством устного народного творчества;

студия «Мультяшки» направлена на развитие мелкой моторики через пластилинографию, творчество, речь;

«Волшебный квадрат» — студия оригами, которая развивает конструктивное мышление детей, их творческое воображение, художественный вкус, мелкую моторику;

секция «Национальные виды спорта», которая включает такие виды спорта, как национальные прыжки, перетягивание палки «мастардыhыы», способствующие развитию ловкости, выносливости, смекалки.

Студийный день — среда. Каждый ребенок в этот день выбирает две студии, которые проводятся после дневного сна. Студии разновозрастные и занятия в них проводятся в форме «вертушки» по помещениям здания. По итогам работы педагоги отмечают в своих дневниках явно выраженный интерес того или иного ребенка в его студии, какие способности он проявил. По итогам месяца проводятся заседания педагогов по дальнейшему индивидуальному развитию детей, содействию проявлениям таланта ребенка в конкурсах, олимпиадах. Даются рекомендации родителям по взаимодействию, развитию способностей ребенка. Некоторые дети каждый раз меняют выбор, другие остаются в выбранных студиях долго.

4. «Здоровый сад». Проект направлен на сохранение и развитие физического, психического и нравственного здоровья посредством соответствующей организации учебно-воспитательного процесса и использования здоровьеразвивающих технологий. Сбережение здоровья детей и всех сотрудников — основной принцип построения образовательной среды детского сада, который исходит из понимания того, что здоровье — это ценность в перспективе индивидуальных достижений личности. Формирование у детей культуры здорового образа жизни реализуется через решение следующих задач:

развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

воспитание культурно-гигиенических навыков;

организация полноценного питания;

комплексное использование технологий здоровьесбережения;

предупреждение травматизма, физических и эмоциональных перегрузок, приводящих к переутомлению.

Оздоровительное и профилактическое сопровождение состоит из:

диагностических мероприятий;

фитотерапии;

дыхательной гимнастики;

общеукрепляющих упражнений;

пальчиковой гимнастики;

бодрящей гимнастики после сна;

водной процедуры ног до сна;

физкультурных пауз (физкультминутки);

подвижной прогулки;

профилактики миопии (тренажеры в группах);

профилактики ОРЗ и гриппа;

реминерализации молочных зубов в сотрудничестве с детской стоматологической поликлиникой;

рационального питания.

5. «Открытый сад». Проект направлен на развитие партнерства с родителями, другими социумами. Никто не знает ребенка лучше, чем родители и члены его семьи. В раннем возрасте (до трех лет) процесс выявления склонностей ребенка ложится в основном на них. Тесное сотрудничество с родителями по выявлению и развитию одаренности ведется через:

«Клуб будущей матери» — клуб матерей, которые состоят на учете по беременности. Ни в один из моментов своей дальнейшей жизни человек не развивается столь интенсивно, как в перинатальном периоде, начиная с клетки и превращаясь всего через девять месяцев в совершенное существо, обладающее удивительными способностями и неугасимым стремлением к знанию. Мы приглашаем будущих матерей и просвещаем, информируем, проводим беседы, презентации. Можно смело сказать, что мы занимаемся с нашими будущими потенциальными воспитанниками с перинатального возраста. Клуб работает один раз в месяц.

«Школу молодой матери» — это клуб родителей детей 0–3 лет, которые стоят в очереди в наш сад. Мы приглашаем их два раза в месяц и даем рекомендации, методики, советы по раннему развитию детей. Предлагаем всем родителям читать книгу М. Ибука «После трех уже поздно». Контролируем их деятельность через социальную сеть Instagram по хештегу #школамолодойматеричапаево. Один раз в два месяца приглашаем их с детьми. Воспитатели проводят занятия по музыке, рисованию, лепке.

Совет родителей, который является органом самоуправления в детском саду, с их помощью ведется совместная целенаправленная работа по выявлению и развитию одаренности детей.

Проект «Портфолио семьи», в котором семьи собирают достижения (грамоты, благодарности, статьи, фотографии, произведения и т. д.) всех представителей близкой родни ребенка. Это портфолио ценно тем, что помогает выявить те или иные способности, которые были у близких родственников ребенка.

Работу по образовательной технологии И. И. Комаровой, О. Г. Волкова и О. Н. Степановой «Журнал сопровождения детской одаренности».

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На основании анализа обнаруженных задатков педагог совместно с родителями составляет с учетом мотивации и склонностей ребенка индивидуальную траекторию развития каждого ребенка. По итогам полугодия детей, которые бы не проявили себя ни в каком из направлений одаренности, не бывает.

Для индивидуальных занятий с особо способными к музыке, математике, шахматам, языкам детьми привлекли специалистов внешних учреждений.

Например, по классу фортепиано, по классу скрипки в Детской школе искусств, с тренером по шахматам, с учителем.

Работая в таком режиме один год, мы добились ощутимых результатов на различных конкурсах.

Таким образом, главными факторами эффективной работы по раннему выявлению и развитию детской одаренности считаем: массовость, выборность, роль родителей, преемственность, только потом индивидуальный подход к ребенку. Работая с пониманием сути воспитания — «каждый ребенок одаренный», развивая потенциальный талант каждого ребенка с самого раннего возраста, мы получим через 10–20 лет высокоэффективных, успешных в жизни людей — будущее России!

Эффективность данной работы проверим с помощью повторной диагностической методики на контрольном этапе исследования.

Результаты, полученные в ходе проведения методики представим в приложении 1, обобщив их в таблице 2.

Таблица 2

Уровень развития одарённости у детей среднего дошкольного возраста на констатирующем этапе исследования

Шифр обследуемого

Количество среднего балла

Уровень развития одарённости

1

3

Высокий уровень

2

3

Высокий уровень

3

3

Высокий уровень

4

3

Высокий уровень

5

2

Средний уровень

6

3

Высокий уровень

7

3

Высокий уровень

8

3

Высокий уровень

9

3

Высокий уровень

10

3

Высокий уровень

Наглядно на рисунке 2 представим полученные сравнительные результаты на контрольном этапе исследования.

Рисунок 2.

Уровень развития одарённости у детей среднего дошкольного возраста на контрольном этапе исследования

Итак, количественный анализ результатов, полученный в ходе проведения Опросника для выявления (экспертной оценки) одарённых детей, разработанный А.А. Лосевой на контрольном этапе исследования показал, что у детей среднего дошкольного возраста отсутствуют показатели низкого уровня развития одаренности, показатели высокого уровня в преобладающем количестве и составили 90% (9 детей), а среднего уровня получены показатели у обследуемого № 5 – 10%.

Качественный анализ результатов показал, что у всех обследуемых, кроме №5 высокая познавательная активность, мобильность, быстрота и точность выполнения умственных операций, устойчивость внимания, оперативная память – быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить, развиты навыки логического мышления, хорошо рассуждают, ясно мыслят, не путается в мыслях. У данной группы детей богатый словарный запас, использование сложных синтаксических структур, повышенный интерес к вычислениям, математическим отношениям, повышенное внимание к явлениям природы, проведению опытов, демонстрация понимания причинно-следственных отношений. В проявлении творческой одаренности дети проявляют высокую продуктивность по множеству разных вещей, изобретательность в использовании материалов и идей, склонность к завершенности и точности в занятиях, задают много вопросов по интересующему его предмету, любят рисовать, проявляет тонкое чувство юмора, не боятся быть таким, как все. Так же могут легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта, придумывают что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем, придерживаются только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное, серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.

Ребенок под №5 стал меньше уделять времени на повторение того, что нужно запомнить, развиты навыки логического мышления, хорошо рассуждает, ясно мыслят, но до сих пор путается в мыслях, научился читать, может придумать самостоятельно новый рассказ, проявляют себя в артистизме, в игровой деятельности, стал больше проявлять себя на рисовании, стал проявлять больше дружелюбия и в большей мере стал проявлять самостоятельность и обходится без советов.

Итак, подводя итоги контрольного этапа исследования, можно сделать вывод, что для того, чтобы развивать одаренность у детей среднего дошкольного возраста, необходимо проводить систематическую работу, привлекая родителей в образовательный процесс.

Итак, подводя итоги контрольного этапа исследования, можно сделать вывод, что для того, чтобы развивать одаренность у детей среднего дошкольного возраста, необходимо проводить систематическую работу, привлекая родителей в образовательный процесс.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Инструментальный аспект поведения одаренных детей характеризует способы деятельности ребенка и определяют следующие характеристики: в поведение ребёнка заметны специфические стратегии деятельности; особый тип обучаемости; высокая структурированность знаний. Мотивационный аспект характеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности и включает следующие компоненты: ярко выраженный интерес определенным занятиям или сферам деятельности; повышенная любознательность; высокая критичность к результатам собственного труда

Виды одаренности бывают самыми различными, они затрагивают все сферы жизни человека. Чтобы талант у ребенка не стоял на месте, а все время развивался, нельзя делать вид, что его занятия не важны для вас. Демонстрируйте полную заинтересованность, тогда и ребенок станет ответственно относиться к делу.

Опытно-поисковая работа проводилась в МБДОУ детский сад «Якорек» п. Усть-Майя Усть-Майского улуса РС (Якутия) с детьми среднего дошкольного возраста, где приняли участие дети 4-5 лет в количестве 10 детей, воспитатель и родители детей.

Для выявления одаренности детей использовался Опросник для выявления (экспертной оценки) одарённых детей, разработанный А.А. Лосевой.

Количественный анализ результатов, полученный в ходе проведения Опросника для выявления (экспертной оценки) одарённых детей, разработанный А.А. Лосевой на констатирующем этапе исследования показал, что у детей среднего дошкольного возраста отсутствуют показатели низкого уровня развития одаренности, а показатели высокого и среднего уровня у детей в равном количестве по 50%.

В ходе разработки и представления системы работы на формирующем этапе исследования мы предоставляем для наших детей 10 студий: «Лего-робототехника», где дети учатся конструировать механизмы и роботов, даются азы программирования; «Занимательная логика» призвана углубленно развить математические способности, решать олимпиадные задачи; «Моя первая научная лаборатория» выявляет исследовательские способности дошкольников через экспериментирование и опыты. Итогом работы данной студии должно быть «Шоу маленького профессора» в конце учебного года. Также дети работают над исследовательскими проектами и выступают на конкурсе «Я — исследователь»; «Вокал», где любят заниматься дети с вокальными данными; изостудию выбирают дети, которые имеют художественный вкус и талант к рисованию; театральная студия развивает актерские задатки, творчество, художественное слово; фольклорная студия «Дэгэрэн» способствует выявлению и развитию артистизма, речи детей посредством устного народного творчества; студия «Мультяшки» направлена на развитие мелкой моторики через пластилинографию, творчество, речь; «Волшебный квадрат» — студия оригами, которая развивает конструктивное мышление детей, их творческое воображение, художественный вкус, мелкую моторику; секция «Национальные виды спорта», которая включает такие виды спорта, как национальные прыжки, перетягивание палки «мас тардыhыы», способствующие развитию ловкости, выносливости, смекалки.

Количественный анализ результатов: у детей среднего дошкольного возраста отсутствуют показатели низкого уровня развития одаренности, показатели высокого уровня в преобладающем количестве и составили 90% (9 детей).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Теплов Б.М. Способности и одаренность//Вестник Московского университета, сер.20. Педагогическое образование, 2014 - №4

Богоявленская Д. Б., Богоявленская М. Е. Одаренность: природа и диагностика – М.: АНО «ЦНПРО», 2013. – 208 с.

Николаева Л.В. роль матери в воспитании одаренного ребенка//Женщины и вызовы современности. Сборник статей НПК Лиги «Женщины-ученые Якутии». – Якутск: СВФУ, 2013, с.197-2000

Одаренный ребенок / Под ред. О.М.Дьяченко. – М.: Международный образовательный и психологический колледж, 2016. – 140 с.

Смирнова Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2015. - 158 с.

Полани М. Личностное знание/ М. Поланин – М.: Прогресс, 2015. – 344 с.

Просмотров работы: 7