ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К КУЛЬТУРЕ ЭВЕНКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЫ «СОНОР» - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К КУЛЬТУРЕ ЭВЕНКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЫ «СОНОР»

Ефремова Х.А. 1
1Дошкольное образование Педагогический институт Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Изучение истории родного края, это неотъемлемая часть истории страны. Исследуя прошлое, мы получаем информацию об особенностях жизни людей, это позволяет нам выстраивать свое будущее. Одним из коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Республики Саха (Якутия) являются эвенки - очень малочисленный народ, с трудом сохраняющий свою культуру и самобытность под влиянием соседних народностей и воздействием современности.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования одним из основных принципов дошкольного образования является учет этнокультурной ситуации развития детей. В основе этого принципа лежат идеи народной педагогики и этнопедагогики, которые являются составной частью общей духовной культуры народа. [1, с. 3]

Государственной Думой и Советом Федерации РФ, подписанный Президентом РФ от 17 июня 1996 г. под № 74-ФЗ, раскрывает новую форму решения проблемы «на основе добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры». Таким образом, государство отдало самим народам определять и решать дальнейшую судьбу развития своих культур согласно Конституции Российской Федерации. [2]

К сожалению, с процессами урбанизации и глобализации появляется опасность исчезновения многих языков малочисленных народов, а вместе с ними и исчезновения уникальных культур. Необходимо активно привлекать молодое поколение к сохранению культуры родного народа, и очень важно, начинать это с раннего детства [3, с.5]

Чем интересна эта тема и чем проблемно? Во-первых, традиции и обычаи эвенков уходят корнями в древность, сохраняя свою основу, по сей день, во-вторых, не смотря на влияние соседних культур, традиции и обычаи сохраняют свою самобытность. Приобщение детей к культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы почувствовать себя частью своего народа, ощутить гордость за свою родину. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру, формируется самосознание и ценности.

Этнопедагогика - действенное направление в образовательном процессе. Одним из эффективных средств этнопедагогики является игра. [4, с. 6]

До сих актуальными остаются вопросы, связанные с развитием коренных малочисленных народов Севера Якутии, трансформацией традиционного уклада жизни и этнических культур в современных условиях, особенностями их социокультурной адаптации. [5, с. 35]

Таким образом, анализ литературы по интересующей нас проблеме показал недостаточность разработки вопросов использования ДИП «Сонор» в приобщении к культуре эвенков.

Цель статьи - выявить эффективность ДИП «Сонор» в приобщении детей дошкольного возраста к национальной культуре эвенков.

Материал и методы исследования. Методами изучения сформированности знаний детей дошкольного возраста о культуре эвенков мы использовали методику Урунтаевой Г.А., провели беседу с детьми в виде опроса для выявления представлений о культуре родного края, а также в ходе игровой деятельности в процессе ДИН «Сонор» пронаблюдали за развитием игры ДИП «Сонор». В с. Оленек Оленекского эвенкийского национального района проживают эвенки, которые относятся к малочисленным народам Якутии. Беседа содержала следующие вопросы:

1. Назови, пожалуйста, те качества, которые, с твоей точки зрения, больше всего ценятся у эвенков?

2. Расскажи о том, как жили наши предки. Назови предметы быта эвенкийского народа.

3. Назови элементы традиционного национального костюма.

4. Назови праздники, которые отмечает весь эвенкийский народ.

5. Назови известных тебе эвенкийских героев, которых традиционно народ прославляет как сильных, смелых и отважных защитников Родины.

6. Как называли эвенков в старину?

7. Каким видом хозяйства занимается эвенкийский народ?

8. Какими игрушками дети эвенков играли??

По итогам беседы выявили, что почти третья часть детей экспериментальной группы плохо знакома с культурой и жизнью людей, проживающих рядом, с жизнью республики, также не имеют понятий «народ», «республика», «страна», «народные традиции и обычаи», не имеют представлений о значении этих слов. У многих детей из-за недостаточных знаний и представлений о жизни и культуре людей в поселке и республике, дефицита общения в семье нет положительных чувств к родному краю.

В таблице 1 приведен уровень сформированности знаний детей о традициях и культуре эвенков по результатам беседы.

Таблица 1.

Уровень сформированности знаний о традициях и культуре эвенков.

 

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Экспериментальная группа

0%

36%

64 %

Контрольная группа

9%

55%

36%

Таким образом, по результатам проведенных исследований мы можем сделать вывод, что уровень знаний детей дошкольного возраста, к сожалению, находится на достаточно низком уровне. Поэтому мы считаем, что планирование, организация и внедрение образовательной деятельности по приобщению детей дошкольного возраста к культуре эвенков посредством ДИП «Сонор». В формирующем этапе нам предстоит работа по выявленным проблемам в целях приобщения детей дошкольного возраста к культуре эвенков посредством ДИП «Сонор».

В настоящее время в нашем дошкольном учреждении появилась возможность приобщения дошкольников к эвенкийской культуре в условии кружковой работы.

Ожидаемые результаты:

• развитие у детей новых знаний и умений по игре «Сонор»,

• дети могут реализовать полученные знания на практике,

• дети будут иметь новые знания о культуре эвенков.

Для этого мы составили перспективный план по приобщению детей дошкольного возраста к культуре эвенков посредством ДИП «Сонор» (см. табл.2).

Цель: Ознакомить детей с ДИП «Сонор», которые способствуют приобщению детей дошкольного возраста к культуре эвенков.

Таблица 2.

Перспективный план кружка «Сонор»

Сентябрь

Ознакомление с игровым полем и фишками. Объяснение правил игры

ДИП «Сонор» базовый - ознакомление с игрой

ДИП «Сонор» базовый - закрепление игры

Октябрь

Диагностика

Беседа на тему «Аннанил, болони» (Времена года, осень)

«Иргичи дэ муннукан» - ознакомление с игрой

«Волк и зайцы»– закрепление игры

Изготовление поля «Олломокит»

Беседа с детьми «Рыбы моего края»

Ноябрь

Бикит (Наш поселок). Экскурсия в музей.

Знакомство детей с основным видом деятельности эвенков.

«Олломокит» - ознакомление с игрой

«Рыбалка» - закрепление игры

«Хомоты в лесу» ознакомление

«Медведь в лесу» закрепление

Декабрь

Знакомство детей с играми народов Севера.

«Хомоты дэ колемтэ» - ознакомление

«Медведь и караси» - закрепление

Подготовка к соревнованию

Игра-соревнование

Январь

Показ презентации обычаев и традиций эвенков.

«Иргичи дэ орон» - ознакомление

«Волк и олени» - закрепление

Проведение традиционного праздника «Встреча первых лучей солнца»

Изготовление поля «Поклонение к солнцу»

Чтение сказки «Кто дал эвенкам солнце»

Февраль

Оформление мини музея «Посуда (Тыгэл), национальная одежда, украшения

Знакомство с национальными праздниками эвенкийского народа.

«Кто дал эвенкам солнце» - ознакомление

«Поклонение к солнцу» - закрепление

«Слёт оленеводов. Севдэпчу орон» - ознакомление

Рассматривание картин про праздник «Слёт оленеводов. Севдэпчу орон»

Март

Изготовление поля «Слёт оленеводов. Севдэпчу орон»

«Слёт оленеводов. Севдэпчу орон» - закрепление

Изготовление поля «Оленевод и олени»

Викторина «Какие животные обитают в с. Оленёк»

Апрель

«Орочи дэ орон» - ознакомление

«Орочи дэ орон» - закрепление

3 – 4. Диагностика Закрепление

Турнир «V Районный фестиваль настольных игр»

Май

Мастер-класс кружковцев своим сверстникам

Беседа «Мои предки - эвенки»

3. Организация проведения обычая кормления «Матушки реки – Оленёк».

В работе по приобщению детей к культуре эвенков мы использовали следующие формы работы с ДИП «Сонор»:

 Проведений комплексной образовательной деятельности по кружковой работе;

 Рассказывание эвенкийских сказок;

 Знакомство с национальными костюмами, орнаментом;

 Создание полей и разыгрывание по сюжетам сказок;

 Знакомство с традицией эвенкийского народа;

 Организация экскурсию в музей;

 Знакомство средствами фольклора;

 Знакомство с эвенкийскими играми.

В ходе знакомства с новым материалов с детьми проводятся предварительные работы. После ознакомления дети создают сюжет игры и поля ДИП «Сонор», что показывает достижение ожидаемого результата в процессе систематической работы по кружковой деятельности.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. ДИП «Сонор» как игровая форма обучения повышало настроение детей, способствовало проведение той или иной деятельности в эмоциональном ритме, а самое главное – приобщение детей к культуре эвенков.

Были проведены внутри детсадовское соревнования по ДИП «Сонор», викторина «Культура эвенкийского народа» для закрепления, уточнения и углубления знаний о культуре эвенков, в котором участвовали две команды детей экспериментальной и контролирующей группы.

Результаты обследования и их обсуждения.

Улучшение показателей в экспериментальной группе обусловлено использованием систематической и стабильной работы по приобщению дошкольников к культуре эвенков посредством ДИП «Сонор». Проделанная работа дала свои положительные результаты. Полученные данные дают возможность предположить, что методика, предлагаемая нами, имеет существенные положительные тенденции для эффективного приобщения детей к культуре эвенков.

В таблице 3 приведен уровень сформированности знаний детей о традициях и культуре эвенков на контрольном этапе.

Таблица 3.

Уровень сформированности знаний о традициях и культуре эвенков на контрольном этапе

 

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Экспериментальная группа

9%

55%

36 %

Контрольная группа

0%

64%

36%

Итак, на контрольном этапе в экспериментальной группе отмечается средний уровень сформированности знаний о традициях и культуре эвенков. Уровень развития на контрольном этапе в экспериментальной группе повысился, чем контрольной.

По итогам проведенного педагогического эксперимента можно сделать следующий вывод, что система проведения таких образовательных деятельностей не только приобщению детей к культуре эвенков, а так же оказывает положительные воздействия на формирование личностных качеств ребенка.

В итоге хочется отметить, что организация и проведение образовательной деятельности с внедрением этнопедагогических компонентов и с учетом региональных особенностей, использование педагогических народных традиций оказывает неоценимую помощь в образовании и воспитании подрастающего поколения.

Список литературы:

Федеральныйгосударственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: [принят Прав. РФ 17 окт. 2013г. №1155.]. – Москва, 2013.

Голиков, А.И. «Сонор» в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения и начальной школы – Якутск: Бичик, 2000. – 32 с.

Николаева, Л.В. Приобщение детей дошкольного возраста к культуре народов Якутии/Л.В.Николаева. – Киров: Изд.МЦИТО, 2020. – 108 с.

Хухлаева, О. В. Этнопедагогика: учебник для бакалавров / О. В. Хухлаева, А. С. Кривцова. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 333 с.

Алексеева, Е. К. Традиционная культура народов Севера в современном сельском пространстве (на примере эвенов Якутии) // Молодой ученый. — 2011. — №7. Т.2. — С. 35-37.

Просмотров работы: 59