Введение. Развитие творческих способностей у детей является приоритетной задачей человечества. В наше время изменения и новшества происходят во всех сферах жизнедеятельности, к ним ребенку необходимо адаптироваться. Проблема актуальна не только для детей, но и для педагогов.
В современном образовательном процессе педагог должен быть специалистом в любой образовательной области, владеющим процессом интеграции областей, применяющим обширные знания и высокий уровень творческого развития.
Развитие творческих способностей дает большие возможности для раскрытия творчества во всех сферах деятельности детей. Лучше всего творческие способности развиваются в понятной и интересной для детей деятельности. Одной из таких деятельностей является рисование. В работе мы выбрали одну из нетрадиционных техник рисования, применяемых в детских рисунках, граттаж ( от франц. grater -скрести, царапать смысл которой заключается в том, что рисунок проявляется в ходе процарапывания острым инструментом (стекой, зубочисткой, острой палочкой, концом кисточки, стержнем ) по бумаге или картону, которые залиты тушью или гуашью поверх воска.
Н.П. Сакулина говорила, что нужен возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения т.е. надо использовать на занятии разные техники рисования: традиционную (карандаши, краски) и нетрадиционную (мыльной пеной, свечой и т.д.). Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования.
Таким образом, было выявлено противоречие между требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования о необходимости развития творческих способностей у детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы в дошкольных образовательных учреждениях на занятиях технике рисования граттаж.
Цель статьи : экспериментально подтвердить педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе занятий по технике рисования граттаж.
Методы исследования: наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности детей; обработка результатов исследовательской работы.
Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе – констатирующем – определялись методологическая основа и теоретическая база, осуществлялось её обоснование, проводились изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по исследуемой теме. На этом этапе были сформулированы проблема, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования.
На втором этапе - формирующем - проводилась подборка диагностических методик на выявления творческих способностей детей 5-7 лет на занятиях с использованием техники граттаж внедрение психолого-педагогических условий.
На третьем этапе – обобщающем – определялась эффективность условий по развитию творческих способностей детей 5-7 лет; проводилась обработка, анализ, обобщение результатов работы с использованием методов математической статистики; формулировались выводы по итогам результатов исследования.
Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад №34 «Хомусчаан» в Усть-Алданском улусе с. Хомустах. В исследовании приняли участие: дети 5-7 лет в количестве 14 человек, из них 7 детей вошли в экспериментальную группу, 7 детей в контрольную группу (см.таблицу 1), а также педагоги и родители.
Критериями эффективности нашей работы мы будем считать пополнение предметно-пространственной развивающей среды ДОО материалами для развития творческих способностей детей 5-7 лет; пополнение групп ДОО дидактическими материалами; повышение педагогической грамотности родителей по развитию творческих способностей детей 5-7 лет.
Особое внимание было уделено констатирующему этапу, на котором нами была проведена диагностика по определению уровня развития творческих способностей детей, для последующего сравнения с исходными данными на третьем этапе.
Итак, цель констатирующего этапа – первичная диагностика развития творческих способностей детей 5-7 лет.
Задачи констатирующего этапа:
- обоснование критериев, показателей и методик определения уровня развития творческих способностей детей 5-7 лет;
- определение начального уровня развития конструкторских способностей детей 5-7 лет;
Для определения уровня сформированности творческих способностей нами были выбраны следующие методики:
1. Методика диагностики сформированности творческих способностей посредством наблюдения.
Выявлялся уровень творческих способностей при выполнении задания по нетрадиционной технике рисования. Использование способностей оценивалось в 2 балла, в том случае, если ребёнок использовал способности частично, он получал 1 балл, те дети, которые показали отсутствие творческих способностей, получали 0 баллов
Методика диагностики уровня сформированности творческих способностей, разработанная Э. П. Торренсом.
Методика является невербальным и охватывает такие параметры мышления, как беглость, точность, воображение и оригинальность. Тест предназначен для оценки способностей детей в возрасте от 5 лет и старше. Тестом предусматривается выполнение испытуемыми таких заданий, как конструирование картин, завершение начатой картинки, использование параллельных линий или кругов составления изображения.
В качестве критериев развития творческих способностей детей мы определили следующие показатели:
Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку при помощи, которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка – 1 балл.
Второй уровень. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Оценка – 2 балла.
Третий уровень. Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик («Зайка на шарике может улететь?») или сделать из листа кораблик. У детей находящихся на этом уровне, имеет место установка на преобразование наличного предметного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о над ситуативном подходе к ней ребенка. Оценка 3 балла. После проведения первой диагностики мы получили следующие результаты.
Экспериментальной группе у большинства детей творческие способности не сформированы, либо сформированы крайне слабо. У 3 (40%) детей творческие способности сформированы слабо, либо не сформированы. 3 (40%) детей используют творческие способности частично, не во всех работах, либо не все необходимые способности. Только 1 (20%) ребенок имеет необходимые способности и эффективно используют их.
В контрольной группе, так же, как и в экспериментальной, у большинства детей творческие способности не сформированы, либо сформированы крайне слабо. У 2 (30%) детей творческие способности сформированы слабо, либо не сформированы. 4 (50%) детей используют творческие способности частично, не во всех работах, либо не все необходимые умения. Только 1 (20%) ребенок имеет необходимые способности и эффективно использует их.
Для наглядного представления результатов в экспериментальной и контрольной группе, мы сделали сравнительный анализ результатов наблюдения.
Сравнительный анализ сформированности творческих способностей в экспериментальной группе и контрольной группе (констатирующий этап)
Сформированность творческих способностей в экспериментальной и контрольной группах находится на низком уровне. У большинства детей творческие способности не сформированы, либо не используются, у 3 детей в экспериментальной группе и 4 детей в контрольной группе. Частично используют творческие способности 3 детей в экспериментальной группе и такое же количество детей в контрольной группе. Полное использование творческих способностей отмечено только у 1 ребенка в экспериментальной группе и у 1 ребенка в контрольной группе. Далее мы проанализировали уровень сформированности творческих способностей по методике Э.П. Торренса. Данные анализа представлены в таблице 4 и 5, уровень ребёнка отмечен «+» в соответствующей колонке.
Большинство детей экспериментальной группы обладают низким уровнем сформированности творческих способностей. Дети испытывают затруднения, ошибается в выборе деталей и их расположении относительно друг от друга. Такой низкий уровень творческих способностей показали 3 детей. 3 детей показали средний уровень творческих способностей. Эти дети могут делать незначительные ошибки при работе по образцу, правильно выбирает цвета, но требуется помощь при определении их в пространственном расположении, но самостоятельно «путём проб и ошибок» исправляет их. И 1 ребенок – высокий уровень.
В контрольной группе результаты проведения диагностики почти аналогичны. Большинство детей испытывают затруднения при работе правильно «читать» схему, ошибаются в выборе деталей и их расположении относительно друг от друга. Допускают ошибки в выборе и расположении деталей в постройке, готовая постройка не имеет чётких контуров. Требуется постоянная помощь взрослого. Такой уровень творческих способностей показали трое детей. Трое детей показали средний уровень сформированности развитие творческих способностей. Эти дети могут делать незначительные ошибки при работе по образцу, схеме, правильно выбирают детали, но требуется помощь при определении их в пространственном расположении, но самостоятельно «путём проб и ошибок» исправляет их. И 1 ребенок имеет высокий уровень.
Сравнительный анализ уровня сформированности творческих способностей в экспериментальной группе и контрольной группе (констатирующий этап)
Уровень сформированности творческих способностей одинаков в экспериментальной группе и контрольной группе. У 3 детей в контрольной группе наблюдается низкий уровень сформированности творческих способностей у 3 детей в экспериментальной группе. У троих детей в экспериментальной группе и 3 детей группы в контрольной группе показали средний уровень сформированности творческих способностей и 1 ребенок в экспериментальной и контрольной группах показали высокий уровень.
Таким образом, по результатам проведения констатирующего этапа можно сделать вывод о том, что уровень сформированности творческих способностей у детей 5-7 лет выявлен, как низкий. Анализируя ответы детей, можно сказать, что дети испытывают желание творить, любят выполнять различные творческие работы, но отдают предпочтение двум видам деятельности: изобразительной деятельности и словесному творчеству. Следует сказать о тех детях, которые предпочитают не специально заданные творческие занятия, а творческую самостоятельную деятельность в течение дня в детском саду. Некоторые дети указали на то, что для выполнения работы творческого характера им необходима помощь взрослого. Все это говорит о том, что воспитатель в своей работе должен уделять больше внимания тем видам деятельности. Педагог должен создать для выполнения с детьми специфических работ атмосферу творчества и сотрудничества. Это повысит желание детей участвовать в специфических детских деятельностях, а помощь взрослого в работе с детьми – применение различных методов и средств работы, разнообразных педагогических стимулов, способствует развитию и повышению уровня творческой деятельности в системе обучения детей. Предметно-пространственная развивающая среда в группе детей 5-7 лет в недостаточной степени оборудована материалами для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Игровое пространство не всегда соответствует потребностям детей в развитии творческих способностей. На основе анализа среды групп, мы пришли к выводу о необходимости пополнения развивающей предметно-пространственной среды для развития творческих способностей детей 5-7 лет. Следовательно, результаты констатирующего этапа исследования требуют реализации психолого-педагогических условий в соответствии с предложенной гипотезой.
Развитие творческих способностей детей 5-7 лет посредством рисования в технике граттаж.
Проведя анализ результатов констатирующего этапа эксперимента, мы провели работу по развитию творческих способностей у детей 5-7 лет с использованием нетрадиционной техники рисования граттаж на формирующем этапе.
На формирующем этапе экспериментирования была также разработанперспективный план по развитию творческих способностей детей 5-7 лет посредством нетрадиционной техники рисования граттаж.
На этапе формирующего эксперимента в течение учебного года были проведены специальные занятия с детьми экспериментальной группы. Эти занятия включали следующее целевые установки:
Цель формирующего этапа - апробировать занятия с использованием нетрадиционной техники рисования граттаж, направленные на развитие творческих способностей детей 5-7 лет.
В МБДОУ «Хомусчаан» организована кружковая работа «Маленький художник», где дети 5-7 лет. Основная цель кружка заключается в активизации детского художественно-эстетического творчества, обогащении опыта творческой деятельности, развитии эстетических способностей. Данный кружок объединяет разные виды художественно-эстетической деятельности дошкольников (изобразительной, творческой, речевой, игровой, музыкальной). Создан уголок изобразительной деятельности. В уголке достаточно свободного пространства для организации самостоятельной детской деятельности. Для хранения материалов есть стеллаж в учебной мебели для расположения и систематизации изобразительных материалов и инструментов, доска для рисования цветным мелом. Предусмотрена возможность трансформации и изменения расположения некоторых предметов мебели по мере необходимости.
Проведя работу с детьми по развитию творческих способностей детей с использованием нетрадиционной техники граттаж, мы понимали, что добиться успеха в нашей работе можно только в контакте с родителями. Поэтому на родительских собраниях мы провели консультацию на тему: «Развитие творческих способностей детей 5-7 лет» .
В своей работе мы опирались на методические разработки: И. А. Лыковой «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» и О. А. Белобрыкиной «Развитие творческих способностей детей». Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. В практической деятельности мы так же руководствовались разработками и пособием О. М. Сахаровой «Сказки и краски» (сказочные истории для развития речи и творческих способностей).
Таким образом, проводя исследовательскую работу по развитию творческих способностей у детей 5-7 лет, мы в течение нескольких месяцев создавали и проверяли на практике выдвинутые нами гипотезу. Удалось ли нам в ходе работы получить результаты по развитию творческих способностей посредством техники рисования граттаж, мы узнаем, проведя повторное диагностическое исследование на констатирующем этапе исследования.
Анализ результатов исследовательской работы
Для выявления результативности проводимого исследования по реализации психолого-педагогических условий развития творческих способностей детей 5-7 лет на контрольном этапе исследовательской работы нами были проведены контрольные диагностики по определению уровня развития творческих способностей детей 5-7 лет, были использованы те же методики, что и на констатирующем этапе. В экспериментальной группе у большинства детей 5-7 лет сформированность творческих способностей повысилась. У 3 детей старшего дошкольного возраста используют конструкторские способности частично, не во всех работах либо не все необходимые умения. 4 детей имеют высокий уровень.
В контрольной группе, у большинства детей творческие способности остались на том же уровне, как и констатирующем эксперименте. У 3 - х детей конструкторские способности сформированы слабо либо не сформированы, так как дети ими не пользуются. 3 детей, используют творческие способности частично, не во всех работах либо не все необходимые умения. Только 1 ребенок имеет необходимые умения и эффективно использует их. Для наглядного представления результатов в экспериментальной и контрольной группах, мы сделали сравнительный анализ результатов наблюдения.
Сравнительный анализ уровня сформированности творческих способностей в экспериментальной группе и контрольной группе (констатирующий этап)
Таким образом, этот анализ показал, что у большинства детей 5-7 лет конструкторские способности не сформированы или сформированы на низком уровне. Оценка эффективности использования занятий по рисованию с использованием нетрадиционной техники граттаж, выявила положительную динамику в развитии творческих способностей у детей экспериментальной группы, в контрольной группе результаты почти не изменились и остались на прежнем уровне, по сравнению с констатирующим экспериментом. Результаты проведенной работы свидетельствуют, что произошло повышение уровня сформированности творческих способностей. Дети 5-7 лет стали активнее включаться в творческую деятельность-техникой граттаж, повысилась их творческая направленность, стремление к самостоятельному выполнению работы.
Выводы. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста является важной задачей современного образования. Однако, итоги констатирующего этапа исследования творческих способностей детей показали, что творческие навыки детей стоят на низком уровне развития.
В процессе проведения целенаправленной работы по созданию благоприятной предметно-развивающей среды, использовании как общепринятых, так и новых, необычных методик развития творческих способностей дошкольников и необычных способов рисования техникой граттаж в самостоятельной, групповой творческой деятельности улучшили творческие способности у детей 5-7 лет в экспериментальной группе.
В контрольной группе уровень развития творческих способностей остался на том же уровне. Это показал результат контрольного этапа исследования после проведения двух методик. Пройдя основные этапы формирования творческой деятельности дошкольника, мы увидели, что создание комфортной, благоприятной, безопасной среды, оснащенной разнообразным материалом, проведение занятий по рисованию с использованием нетрадиционной техники граттаж, активное участие родителей, способствует эффективному развитию творческих способностей у детей 5-7 лет.
Список литературы
Акулова, Е.Д. Формируем у детей самостоятельность и ответственность. // Дошкольное воспитание. - 2015. - №9 - с. 52-58.
Альтшуллер, Г. С. Использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности [Текст]/Г. С. Альтшуллер// Работа с дошкольниками.–2017.- с.43-46.
Анахина, Т. А., Васильева, С. Н. Формирование навыков культурного поведения у дошкольников в процессе совместной деятельности / Т. А. Анахина, С. Н. Васильева // Молодой ученый. - 2016. - №1. -678-681 с.
Арнаутова, Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях/ Е.П. Арнаутова/Детский сад от А до Я. – 2014. - №4.-23-35С.
Асмолов, А.Г., Атемаскина, Ю.В., Бурим, Н. В. Инструктивно-методическое письмо «Организация образовательного процесса в рамках введения ФГОС ДО» / А.Г. Асмолов, Ю.В. Атемаскина, Н. В. Бурим. – Белгород: - 2014.
Багаутдинова, С. Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ / С. Ф. Багаутдинова // Управление ДОУ. - 2011. - №3. - 82 – 85 с.
Глазкова,Н.Н.Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей [Текст]/ Н.Н. Глазкова // Работа с дошкольниками. –2009.-с.90.
Изобразительная и конструктивно-модельная деятельность / Т.А. Копцева. – М.: Дрофа, 2014. – 168 с.
Ильина, А. Рисование нетрадиционными способами [Текст]/ А. Ильина // Дошкольное воспитание.–2004.–с.23-27.
Скичко, О.В. Развитие конструктивных умений у детей дошкольного возраста. / О.В. Скичко. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: htt://festival.1september.ru/articles/625394/.
http://fb.ru/article/145394/netraditsionnaya-tehnika-risovaniya-grattaj.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1296069.