К проблеме реализации Всероссийского физкультурно – спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в ВУЗах - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

К проблеме реализации Всероссийского физкультурно – спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в ВУЗах

Храпач В.Д. 1, Лебедева М.П. 1
1САФУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) — стопроцентная программная и нормативная основа физического воспитания населения страны, которая предназначена для развития массового спорта и оздоровление нации.[2]

Целью данного исследования является раскрытие особенностей подготовки, которая соответствует требованиям и нормам комплекса ГТО.

Задачи: изучить назначение, структуру, характеристики ГТО, недостатки ГТО в СССР, узнать о влиянии прикладной физической культуры в университете при подготовке студентов к выполнению стандартов ГТО, исследовать проблему внедрения комплексов ГТО в вузы.

У ГТО есть две основные задачи. Первой задачей является повышение общего уровня здоровья населения. И вторая – создание общества тех людей, кто готов защищать страну. [3]

В СССР первая задача имела определенную систему нормативов, с помощью которой люди могли соревноваться между собой. Благодаря данной системе дети и подростки имели сразу несколько целей: во-первых, превзойти своих соперников, во-вторых, получить хорошую оценку, и в-третьих, главной целью было улучшить свой собственный результат. Эти три вещи являлись отличным стимулом для занятий спортом. Данная система помогала людям в развитии спортивных навыков, улучшала качество тела, увеличивала выносливость и учила рассчитывать свои силы. [3]

Вторая задача помогала создать группу людей, готовых к обороне государства. Тут главной целью являлось не улучшение спортивных навыков, а их развитие до такого состояния, чтобы в любой ситуации люди могли защитить себя, перетащить тяжелые вещи (например, ящики), перелезть через ограждения и тому подобное. В общем основная цель – сделать всех людей одинаково подготовленными к военным действиям. В комплексе ГТО были необходимые нормативы, например такие как плавание или стрельба. Система включала в себя только дисциплины, имеющие прикладной характер. Такие, которые было возможно использовать на практике в реальных природных условиях. Именно поэтому данная система имеет название «готов к труду и обороне».

Но данная система также имеет как свои плюсы, так и минусы. К недостаткам можно отнести то, что система была довольно жесткая. С одной стороны, она учила «быть как все». То есть все, что могли делать одни люди, то же самое должны были уметь делать другие. Но, с другой стороны, такой подход не является правильным. Все люди абсолютно разные и уровень подготовки у всех также разный. То, что легко для одного, может быть слишком тяжело для другого. Эта система делила людей на группы: те, кто был «нормальным» и те, кто не входил в данное понятие. [3]

С точки зрения спорта, ГТО имела также массу недостатков. Во-первых, спорт делится на два вида: профессиональный и любительский. В любительском спорте каждый человек сам для себя определяет необходимую нагрузку, тогда как в профессиональном все же есть определенные нормативы. Для людей, которые занимались любительским спортом, данные нормативы могли быть слишком тяжелым. Именно поэтому сдача нормативов ГТО усложняла им жизнь.

В случае с военной подготовкой ГТО также достаточно сильно проигрывала. Действия, которые будут происходить на войне невозможно предугадать. Человек может отточить навыки стрельбы в мишень, прыжки через забор, но в условиях войны это окажется бесполезным. Ведь на войне живые люди, а поразить живую мишень – быструю и ловкую, намного сложнее. Также и с забором. Окажись забор выше тех, через которые он обычно прыгал, сможет ли он перепрыгнуть? Война не спорт, в котором чем больше отработаешь, тем лучше будет получаться. [3]

Однако это все же лучше, чем совсем ничего. Тем не менее, данная система смогла привить любовь к спорту у молодежи и тут нет однозначного мнения – хорошая ли она или нет

Сегодня комплекс ГТО возродился снова, но немного в иной форме. Теперь основной целью внедрения данного комплекса является создание определенной программы и нормативной основы системы физического воспитания студентов, преподавателей, родителей, которая направлена на формирование гражданской ответственности за уровень своего физического развития и состояния здоровья. [1]

Это значит, что теперь программа ГТО создана для того, чтобы процент населения, который занимается спортом и следит за своим физическим здоровьем, увеличился. Данный комплекс вновь вернулся в школы и теперь при поступлении в ВУЗы, он добавляет баллов.

Чтобы максимально вовлечь людей в спорт, сейчас используют специальный подход. Приоритетное значение в реализации данного проекта имеет улучшение системы образования при развитии физической культуры личности человека через мероприятия, связанные с реализацией Комплекса ГТО через физическое, нравственное и патриотическое воспитание.

Сейчас к выполнению норм ГТО допускаются все лица различных групп здоровья, регулярно занимающиеся спортом, на основании результатов диспансеризации или прохождения медосмотра. Комплекс представляет собой три уровня сложности: золотой, серебряный и бронзовый. Те, кто принял участие, но не выполнил нормативы, получают знак «Участник». А лица, которые выполнили нормативы, имеют право на получение соответствующего знака отличия. [1]

В систему входят различные виды испытаний в соответствии с природно-климатическими, материально-техническими и иными условиями. Субъекты Российской Федерации вправе дополнительно включать два вида тестов на региональном уровне, в том числе по национальным, а также наиболее популярным у молодежи видам спорта. [4]

В наше время ГТО используется во время проведения занятий по физкультуре в университете. Основной задачей данного предмета значится формирование физической культуры личности и навыки использования спорта и физических тренировок для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье. [7]

Главные цели - понимание социальной значимости физической культуры в развитии личности, формирование достойного отношения к физкультуре, здоровому образу жизни, регулярным занятиям спортом и саморазвитию. Направление «Физическая культура» входит в основной учебный план.

Для освоения области «Физическая культура» студенты будут использовать знания, навыки, активные методы и установки, выработанные на предыдущих этапах обучения и в рамках учебной программы «Физическая культура». [7] Для того, чтобы успешно освоить данную дисциплину, студент должен владеть определенным комплексом упражнений, способами определения количества необходимой нагрузки и направленности определенных упражнений.

Согласно ФГОС, выпускники должны регулярно тянуться к саморазвитию и самосовершенствованию, повышать свою квалификацию и навыки и иметь высокую мотивацию к продвижению своих культурных и профессиональных стандартов своего культурного и профессионального уровня. Одним из основных направлений общекультурного развития студентов является физическая культура.

В настоящее время подготовка к внедрению стандартов ГТО становится все более популярной среди молодежи. ГТО обладает очень большим образовательным потенциалом и является одним из сильнейших инструментов формирования идеологических основ личности, таких как гражданство и любовь к своей стране. Обучение студентов для выполнения условий сдачи и собственно самой сдаче нормативов комплекса ГТО осуществляется посредством систематических занятий по программам физического воспитания в образовательных учреждениях, местах начальной военной подготовки, спортивных, общефизических группах и секциях и самостоятельно. [6]

Поскольку социокультурные явления должны стать одной из важных частей физической культуры человека и действовать как связующий и мотивирующий фактор для интересов граждан всех категорий, для студентов и преподавателей могут быть предложены такие меры как: вознаграждение и поощрение студентов, которые успешно выполнили нормы, организаторы и активные участники реализации комплекса; возможность пользоваться спортивными сооружениями при проведении мероприятий комплекса; морально-материальное мотивирование лиц, участвующих в подготовке и успешном выполнении норм ГТО, а также можно предложить определенные привилегии при посещении фитнес-клубов, спортивных залов, бассейнов и других объектов спорта. [5]

Но проблема внедрения ГТО все еще остается актуальной. Внедрение ГТО в университеты и колледжи сопровождается рядом проблем. Первая состоит в том, что нет необходимых условий для занятия физической культурой и сдачи норм ГТО. Большая часть ВУЗов не имеет таких объектов, например, как спортзал, бассейн. Решение этой проблемы сводится к созданию таких объектов. Очевидно, что это требует больших денежных затрат. Но материальную базу должно обеспечить государство. Оно должно обеспечить ВУЗы всеми необходимыми ресурсами для комфортной сдачи нормативов. Также, оно может предложить арендовать вузам спортивные комплексы для сдачи ГТО. Как уже стало понятно, решение этой проблемы сводится к денежной части. [5]

Что касается второй проблемы, то она в том, что далеко не все студенты хотят сдавать нормы ГТО. Многие и вовсе считают это бесполезным. В основном это связано с тем, что большинству студентов лень заниматься. Также это говорит о том, как безответственно они относятся к своему здоровью и здоровому образу жизни в целом.

Чтобы более подробно разобраться в данной проблеме, был проведен опрос. По результатам опроса, основная причина занятий физической культурой является получение зачета. Так ответили 74% студентов. 20% занимаются, потому что считают это полезным и лишь оставшиеся 6% - потому что хотят укрепить здоровье. Также на вопрос о том, нужно ли внести изменения в учебную программу по предмету «Физическая культура» студенты ответили очень по-разному. Большая часть считает, что необходимо внести некоторые коррективы в обучение, а остальные не хотят никаких изменений в программе занятий, либо им и вовсе все равно. [5]

Одна из причин таких результатов в том, что в наше время у людей появился интернет, различные современные технологии. Сейчас невозможно представить жизнь без гаджетов. Теперь они становятся для людей интереснее, чем утренняя зарядка или вечерняя пробежка. Очевидно, что при таком подходе уровень развития физической культуры личности будет падать, а интерес к спорту теряться.

Подводя итог, можно сказать, что внедрение комплекса ГТО в учебный процесс является очень важным и необходимым. Это сможет помочь поддерживать здоровье, физическую культуру личности, а «сопернический дух» поможет не потерять мотивацию к развитию спортивных навыков.

Список литературы

Актуальные проблемы и подходы к внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://narfu- my.sharepoint.com/personal/m_lebedeva_narfu_ru/Documents/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D1%8B%20%D1%87%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2%20Microsoft%20Teams/Aktaulnye%20problemy%20i%20puti%20ih%20resheniya%20vnedreniya%20kompleksa%20GTO.Pdf (дата обращения – 14.02.2021)

Готов к труду и обороне [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2_%D0%BA_%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D1%83_%D0%B8_%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B5 (дата обращения – 13.02.2021)

История и возрождение физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) Р. Р. Салахиев, Е. В. Фомина, А.Н. Меркулов, А. А. Лифанов, А. Г. Коржева: [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://narfu-my.sharepoint.com/personal/m_lebedeva_narfu_ru/Documents/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D1%8B%20%D1%87%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2%20Microsoft%20Teams/21_000974.pdf (дата обращения - 13.02.2021)

Комплекс ГТО в ВУЗе / С.А. Фирсин, Т.Ю. Маскаева [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.rea.ru/ru/org/branches/voronezh/sveden/education/Documents/380301/BUA/Annot/Annot_FK_BUA_15.12.15.pdf (дата обращения - 15.02.2021)

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» СРЕДИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ Баграшова Вероника Алексеевна, Галимова Эльга Викторовна [Электронный ресурс] – Режим доступа: 2019-02.pdf (sharepoint.com) (дата обращения – 15.02.2021)

Физическая культура в ВУЗе как система подготовки студентов к выполнению нормативов всероссийского физкультурно-спортивного комплекса Духанин Д.С., Глухов А.В [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.nsktvs.ru/node/152 (дата обращения - 15.02.2021)

Физическая культура Маскаева [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gasu.ru/svedenfiles/380301buaaZ-865/Annot_b1b21_380301buaaZ_25.01.2016.pdf (дата обращения - 15.02.2021)

Просмотров работы: 111