КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

Шилова А.О. 1
1ВлГУ, «Психология личности и специальной педагогики»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Исследования отечест.венных авторо.в указывают н.а то, что у дете.й с общим не.доразвитие.м речи наб.людаются тру.дности усвое.ния слогово.й структур.ы слова. В реч.и детей наб.людаются перест.ановки и про.пуски слого.в; структур.а и звуконаполняемость сложных слов вос.производитс.я неправил.ьно.

Исходя из это.го, можно с.делать вывод о то.м, что в н.астоящее вре.мя коррекц.ия нарушен.ий слогово.й структур.ы слова ст.арших дошко.льников с об.щим недораз.витием реч.и является актуальной.

Объектом исследова.ния являетс.я слоговая стру.ктура слов.а у детей ст.аршего дош.кольного возр.аста с общ.им недораз.витием реч.и третьего уро.вня.

Предмет исследова.ния: процесс корре.кции наруше.ний слогово.й структур.ы слова у дете.й старшего до.школьного возр.аста с трет.ьим уровне.м общего не.доразвития реч.и посредст.вом песочно.й терапии.

Цель исследования: определен.ие эффективности ис.пользовани.я песочной терапии, на.правленной н.а коррекци.ю нарушени.й слоговой стру.ктуры слов.а у дет.ей старше.го дошколь.ного возраст.а с третьи.м уровнем об.щего недор.азвития реч.и на логопе.дических з.анятиях.

В соответст.вии с цель.ю исследов.ания нами б.ыли постав.лены следу.ющие задачи:

осуществить теорет.ический ан.ализ психо.лого-педаго.гической л.итературы по те.ме исследо.вания;

провести д.иагностику с.логовой стру.ктуры слов.а у детей ст.аршего дош.кольного возр.аста с общ.им недораз.витием реч.и третьего уро.вня;

выявить особе.нности сло.говой стру.ктуры слов.а у детей ст.аршего дош.кольного возр.аста с общ.им недораз.витием реч.и третьего уро.вня;

провести ко.личественн.ый и качест.венный ана.лиз получе.нных резул.ьтатов;

разработать ко.мплекс лого.педических з.анятий, на.правленных н.а коррекци.ю нарушени.й слоговой стру.ктуры слов.а посредст.вом песочно.й терапии у дете.й старшего до.школьного возр.аста с трет.ьим уровне.м общего не.доразвития реч.и;

провести ср.авнение резу.льтатов исс.ледования с.логовой стру.ктуры слов.а у детей ко.нтрольной и э.ксперимент.альной гру.пп;

на основе а.нализа получе.нных данны.х и сформу.лировать в.ыводы.

Данное исс.ледование про.водилось н.а базе МБДОУ Ц.РР д/с №34 г.Стру.нино.

Для участи.я в опытно-э.ксперимент.альной работе б.ыло отобра.но 20 детей (10 – экспер.иментальна.я группа, 10 – контрол.ьная групп.а), старших до.школьников с трет.ьим уровне.м общего не.доразвития реч.и (5-6 лет), посе.щающих спе.циальную корре.кционную гру.ппу для дете.й с ОНР.

Далее мы провели теорет.ический а.нализ пси.холого-пед.агогическо.й литератур.ы по теме исс.ледования и обследо.вание сфор.мированност.и слоговой стру.ктуры слов.а у детей ст.аршего дош.кольного возр.аста с третьим уро.внем общего не.доразвития реч.и с использо.ванием элементов заданий из неско.льких метод.ик ( А..К. Марково.й, Иншаков.ой О.Б., А.гранович З..Е., Бабиной Г..В. и Сафон.киной Н.Ю.).

Обследование про.водилось в и.ндивидуаль.ной форме и состо.яло из пят.и блоков: пер.вый - иссле.дование сфор.мированност.и слоговой стру.ктуры слов 1-14 к.лассов, второ.й - исследо.вание возмо.жности повторе.ния ряда с.логов, трет.ий - иссле.дование воз.можности вос.произведен.ия ритмичес.ких структур, чет.вёртый - исс.ледование воз.можности вос.произведен.ия ритмичес.кого рисун.ка слова у.дарами, пят.ый - иссле.дование сфор.мированност.и слов сло.жной слого.вой структур.ы. Результ.аты выполне.ния задани.й фиксиров.ались в прото.колы на ос.новании схе.м оценки уро.вня выполне.ния задани.й.

Резу.льтаты исс.ледования сфор.мированност.и слоговой стру.ктуры слов.а у детей ст.аршего дош.кольного возр.аста с трет.ьим уровне.м общего не.доразвития реч.и представ.лены на рису.нке 1.

Рисунок 1 - Исс.ледование сфор.мированност.и слоговой стру.ктуры слов.а у детей э.ксперимент.альной и ко.нтрольной гру.пп

Был проведе.н количест.венный и к.ачественны.й анализ по.лученных резу.льтатов и в.ыявлены особе.нности сло.говой стру.ктуры слов.а у детей ст.аршего дош.кольного возр.аста с трет.ьим уровне.м общего не.доразвития реч.и.

Мы получили следующие результат.ы: у четверых старших до.школьников (40%) э.ксперимент.альной гру.ппы, и у шестер.ых старших до.школьников (60%) ко.нтрольной гру.ппы был вы.явлен низк.ий уровень сфор.мированност.и слоговой стру.ктуры слов.а.

В ходе обс.ледования сфор.мированност.и слоговой стру.ктуры слов.а дет.ям предлагалось повтор.ять слова и с.логи с р.азной сило.й голоса, прос.лушать хло.пки, и повтор.ить их как мо.жно точнее и т.д.. Дети затрудн.ялись произ.носить чет.ырехсложные с.лова, при выпо.лнении зад.аний у дош.кольников наблюд.ались перест.ановки, про.пуски или н.аращивания з.вуков и сло.гов, структур.а слов вос.производил.ась неправ.ильно.

У пятерых ст.арших дошко.льников (50%) э.ксперимент.альной гру.ппы и у чет.верых стар.ших дошкол.ьников (40%) ко.нтрольной гру.ппы был вы.явлен сред.ний уровен.ь сформиро.ванности с.логовой стру.ктуры слов.а. Дет.и допускал.и незначите.льное количест.во ошибок при выполнении з.аданий.

У одного ст.аршего дош.кольника (10%) э.ксперимент.альной гру.ппы был вы.явлен высо.кий уровен.ь сформиро.ванности с.логовой стру.ктуры слов.а. Этот ребе.нок обучается в логопедической группе второй год.

Полученные д.анные позво.лили прийт.и к выводу о то.м, что слоговая стру.ктура слов.а у детей р.азвита недост.аточно и требует с.истематичес.кой коррек.ционной работ.ы.

Анализ резу.льтатов ко.нстатирующе.го экспери.мента, получе.нный в ходе исс.ледования состо.яния слого.вой структур.ы слова у дете.й старшего до.школьного возр.аста с трет.ьим уровне.м общего не.доразвития реч.и, позволи.л сформулиро.вать цель фор.мирующего э.ксперимент.а – коррек.ция наруше.ний слогово.й структур.ы слова у дете.й старшего до.школьного возр.аста на ло.гопедическ.их занятия.х посредст.вом включе.ния в них песочно.й терапии.

Основоположником песоч.ной терапи.и был Карл Густо.в Юнг. Юнгианская песоч.ная терапи.я берёт своё начало из творчества извест.ного писате.ля фантаст.а Г. Уэллс.а, его книги  «Игры на по.лу». В ней он о.писал игры с испо.льзованием кусочков древесин.ы и бумаги, п.ластилина, м.иниатюрных ф.игурок люде.й и животн.ых. Автор с двумя с.воими сыно.вьями соч.инял разл.ичные истор.ии, строил. города и остро.ва [1, с.22]

Мы провели 16 корре.кционно - р.азвивающих з.анятий с ис.пользование.м песочной тер.апии в соот.ветствии с те.матическим п.ланирование.м.

Варианты и.гр и упраж.нений на пес.ке, способствующих совершенствованию слого.вой структур.ы слова у дете.й старшего до.школьного возр.аста с трет.ьим уровне.м общего не.доразвития реч.и, использованные нами на занятиях.

«Следы на пес.ке» - сдел.ать следов н.а песке (л.адонями, п.альчиками) сто.лько, скол.ько частей в с.лове и посч.итать.

«Гора» - сс.ыпать из ку.лачка стол.ько кучек «.гор», скол.ько частей в с.лове.

«Полоски» - ребе.нок чертит н.а песке за.данное кол.ичество по.лосок, а з.атем по их ко.личеству пр.идумывает с.лово.

«Исправь о.шибку» - ло.гопед черт.ит на песке о.шибочное ко.личество по.лосок. Ребе.нок анализ.ирует количест.во слогов в с.лове и испр.авляет ошиб.ку, добавл.яя или убира.я лишнюю по.лоску.

«Раздели с.лово на сло.ги» - ребе.нок печатает н.а песке за.данное сло.во и верти.кальными по.лосками де.лит его на с.логи.

«Художник» - ло.гопед произ.носит слово, а ребе.нок рисует н.а песке сто.лько квадр.атов (круго.в, треугол.ьников и т..д.), сколь.ко слогов в с.лове. [3, с.38]

 Песоч.ная терапи.я предост.авляет ребе.нку свобод.у выра.жения свои.х эмоций через т.ворчество.

Терапию пес.ком, чаще все.го, проводят в помеще.нии – рису.ют на песке, использу.ют формочки, во.ду и наборы м.иниатюрных ф.игурок; ле.пят из кинет.ического пес.ка (его мо.жно использо.вать и на у.лице). [4, с.3]

Игры с пес.ком способст.вуют развитию у детей реч.и и мелкой мотор.ики рук, фор.мированию с.лухового вос.приятия; снимают пс.ихологичес.кое напряже.ние; помогают созда.нию заинтересо.ванной обст.ановки на з.анятии. [5, с.5]

Песочная тер.апия – эффе.ктивнное сре.дство корре.кции слого.вой структур.ы слова пр.и условии, что о.на носит с.истемный х.арактер и осу.ществляетс.я дифферен.цировано с учето.м характер.ных специф.ических особе.нностей нару.шений у ст.арших дошко.льников с об.щим недораз.витием реч.и III уров.ня.

Список используемой литературы

Гарнова. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 60 с. Грабенко, Т.М. Чудеса на песке. Песочная игротерапия / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. –СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с.

Голубева, Г.Г. Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников [Текст] / Г.Г. Голубева. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2010. – 175 с.

Жесткова, В.Ф. Занятия с использованием элементов песочной терапии / В.Ф. Жесткова //Логопед. –2009. – № 7. – 79 с.

Кузуб, Н.В. В гостях у песочной феи. Организация «педагогической песочницы» и игр с песком для детей дошкольного возраста/ Н.В. Кузуб, Э.И. Осипук // Вестник практической психологии образования. – 2013 - 25с.

Сапожникова, О.Б. Песочная терапия в развитии дошкольников / О.Б. Сапожникова, Е.В. - Сфера 2018 – 64с.

Просмотров работы: 42