МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ЛЫЖНЫМ ПЕРЕДВИЖЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ЛЫЖНЫМ ПЕРЕДВИЖЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ

Харитонов А.С. 1
1Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал) Тюменского Государственного Университета, Ишим
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность. Лыжный спорт – один из самых массовых видов спорта, развивающийся в Российской Федерации. Наибольшей популярностью пользуются наибольшей лыжные гонки в силу доступности и характера воздействия на организм.

Одним из средств активного отдыха являются прогулки на лыжах. Пребывание на свежем воздухе считается полезным, так как закаляется организм, повышается его устойчивость к простудным заболеваниям. Катание на лыжах доступны не только школьникам, но и для более старшего возраста.

Важную часть общей физической подготовки школьников занимает лыжная подготовка. Важные физические (выносливость, сила, ловкость, координация движений, быстрота, выдержка) и морально-волевые качества (смелость, настойчивость, решительность) воспитываются у подростков на учебных занятиях по лыжной подготовке. Выполняя различные упражнения, контрольные испытания, учащиеся приобретают навык. Также обязательно следует подкреплять навык теорией.

Лыжный спорт имеет оздоровительное значение и объясняется благоприятно воздействующей гигиенической обстановкой занятий. В активную двигательную деятельность включаются основные мышцы, интенсивно работают органы дыхания и кровообращения. Лыжный спорт оказывает разносторонне положительное влияние на организм, способствует улучшению развития физически, закаливанию, укреплению здоровья. В результате систематической тренировки повышается работоспособность, улучшается работа сердечно-сосудистой системы и дыхательных органов. Развиваются основные группы мышц.

Овладение современной техникой, с учетом индивидуальных особенностей и физической подготовленности позволяет достигнуть высоких результатов в избранном виде лыжного спорта. Высокий уровень спортивных результатов требует постоянной и углубленной работы над совершенствованием техники, в течение всего периода занятий лыжным спортом.

Цель исследования: Экспериментальное исследование эффективности методики обучения техники лыжных передвижений обучающихся средних классов.

Лыжная подготовка является важным средством физического воспитания, целью которого выступает гармоничное развитие детей школьного возраста. При передвижение на лыжах работают все основные группы мышц рук, ног и туловища, тем самым оказывается положительное влияние на организм. Тренировки на лыжах благотворно влияют на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную систему учеников [1].

Техника конькового хода начинает изучаться с восьмого класса (в образовательных школах, в специализированных раньше). По нашему мнению, обучение коньковому ходу стоит начинать более в ранних классах. На собственном примере автора можно сказать, что в возрасте 10-11 лет дети начинают передвигаться коньковым ходом. Для того, чтобы эти действия были правильными, нужно начинать обучение с 5 или 6 класса [2, 3].

Проанализировав несколько школьных программ по физической культуре были подобраны наиболее эффективные упражнения для освоения правильной постановки палок на опору, правильной техники скольжения на лыжах, развития физической подготовленности.

Главной задачей при обучении школьников коньковому ходу — научить их отталкиваться этим способом. Сначала необходимо использовать подводящие упражнения.

Почему необходимо использовать подводящие упражнения? Данные упражнения следует использовать, потому что мало школьников занимается лыжным спортом.

Результаты исследования: Коньковый ход по сравнению с классическим ходом является более скоростным, поэтому представляет больший интерес для учеников. Для того, чтобы процесс обучения данному ходу стал эффективнее, нами была разработана методика формирования конькового хода у школьников средних классов. В её основу вошли наиболее простые, но эффективные упражнения. Подготовка к обучению коньковому ходу осуществляется с помощью подводящих упражнений без использования лыжного инвентаря. Данные упражнения представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Упражнения для формирования конькового хода у школьников средних классов без использования лыжного инвентаря (по Раменской, 2001)

№ п/п

Наименование упражнения

Кол-во повторений

Методические рекомендации

1

И. п. – смещаясь в правую сторону, толчком левой ногой сделать выпад вперед-вправо, стремясь как можно позже подставить маховую ногу под падающее туловище, вернуться в исходное положение.

При повторении поочередно менять толчковую ногу для выполнения выпадов в разные стороны

10 – 12 раз

(2 подхода)

Следить за полным выпрямлением толчковой ноги (от опоры её не открывать)

2

Повторить упр. 1, заменив выпад шагом вперед в сторону с переходом в одноопорное положение.

10 – 12 раз

(2 подхода)

Стремиться отрывать ногу от опоры позже.

3

Шаги из стороны в сторону с акцентом на фиксацию одноопорного положенияпосле каждого шага.

10 – 12 раз

(2 подхода)

Повторять в различной посадке (высокой, средней, низкой), изменяя наклон туловища и сгибание ног в коленном и тазобедренном суставах.

4

Прыжки многоскоки со сменой опорной и толчковой ног.

10 – 12 раз

(2 подхода)

Следить за полным переносом массы тела на опорную ногу и разгибанием туловища.

5

Прыжки многоскоки с отягощением (резиновый жгут) со сменой опорной и толчковой ног.

10 – 12 раз

(2 подхода)

Следить за полным переносом массы тела на опорную ногу и разгибанием туловища.

После того как учащиеся получили представления о коньковом ходе стоить переходить к более сложным упражнениям с использованием лыжного инвентаря. Данные упражнения нужны для того, чтобы научить занимающихся, отталкиваться ногой с отведением и сгибанием, сочетать отталкивание ногой с работой рук, совершенствовать технику хода в целом, которые отображены в таблице 2.

Таблица 2 - Упражнения для формирования конькового хода у школьников средних классов с использованием лыжного инвентаря.

№ п/п

Наименование упражнения

Кол-во повторений

Методические рекомендации

1

То же с отгибанием маховой ноги в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах, выводя её вперед – в сторону на выпад и постепенно перенося вес тела с опорной ноги с наклоном туловища под углом 30-35 и с имитацией отталкивания руками.

10 – 12 раз

(2 подхода)

Следить за углом наклона туловища.

2

Стоя на одной лыже (руки на поясе) на снегу без лыжни медленно сгибать и разгибать опорную ногу в коленном и голеностопном суставах, вторая нога отводится в сторону (без лыжи).

10 – 12 раз

(2 подхода)

Контроль положения таза и плеч над опорной ногой

3

«Самокат». Стоя на левой выполнять прокат с помощью толчка правой (без лыжи), затем смена ног.

10 – 12 раз

(2 подхода)

Стараться выполнять прокат как можно дольше, удерживая равновесие.

4

Стоя на одной лыже (руки на поясе) выполнить подседание с отведением другой ноги (без лыжи) в сторону, развернуть туловище в сторону маховой ноги и выполнить отталкивание, лыжу оторвать от снега, зафиксировать положение на одной ноге.

10 – 12 раз

(2 подхода)

Контроль положения таза и плеч над опорной ногой

5

Отталкивание скользящим упором. Стоя на левой выполнять прокат с помощью толчка правой, затем смена ног.

10 – 12 раз

(2 подхода)

Обращать внимание на длительность проката.

6

Полуконьковый ход с одноопорным скольжением

10 – 12 раз

(2 подхода)

Контроль положения таза и плеч над опорой

7

Коньковый ход без палок, на каждом шаге движение рук аналогично движению в брассе

10 – 12 раз

(2 подхода)

Следить за движением рук

8

Коньковый ход без палок, руки на поясе. Выполнять отталкивание правой ногой во время скольжения на левой. Мах правой в сторону. То же на другой.

10 – 12 раз

(2 подхода)

Следить за положением тела и махом ноги.

9

Коньковый ход без палок с махами руками. После выполнения двух шагов долгое одноопорное сколь- жение, вторая нога отведена назад в сторону, руки в стороны («самолет»). То же со скольжением на другой лыже.

10 – 12 раз

(2 подхода)

Прокат как можно дольше.

10

Руки сложены перед собой на уровне плеч, кисть каждой руки на локте другой. Коньковый ход

10 – 12 раз

(2 подхода)

Контроль положения таза и плеч над опорной ногой

Заключение. В ходе исследования разработана методика формирования конькового хода у школьников средних классов, основанная на рекомендациях и опыте преподавателей по лыжному спорту. Подготовка к обучению коньковому ходу осуществляется с помощью пяти подводящих упражнений без использования лыжного инвентаря. На втором этапе обучения, когда учащиеся владеют представлениями о коньковом ходе, переходят к более сложным упражнениям с использованием лыжного инвентаря. К использованию рекомендованы 10 упражнений, которые позволяют учащимся обучиться правильной технике лыжного хода, скоординировать работу рук и ног и отточить полученные умения на практике. Разработанную методику можно использовать в процессе обучения в любой образовательной школе.

Список литературы:

1. Бутин И.М. Лыжный спорт. – М. : Издательский центр «Академия», 2010. 368 с.

2. Раменская, Т.И. Специальная подготовка лыжника: учебная книга. – М: СпортАкадемПресс, 2011. 132 с.

3. Dresbeck, Leroy J. Skiing: its history and historiography. Technology and culture. 2013. № 8. (4). 467 p.

Просмотров работы: 32