Обратная связь имеет благотворное влияние на процесс обучения. С помощью обратной связи можно сократить разрыв между текущим уровнем успеваемости школьников и поставленной целью образования. Обратная связь, с акцентом на необходимые улучшения, повышает у учащихся уверенность в своих силах и успеваемость. Формативное оценивание даёт возможность всем участникам образовательного процесса получить конкретную и своевременную информацию:
– учителю – внести изменения в программу обучения, сопоставить методы и приемы обучения с учётом потребностей учащегося;
– учащимся – получить от преподавателя обратную связь и, используя её, изменить подходы к усвоению знаний, повысить уровень образовательных достижений.
Проведено много исследований по данной проблеме. В 1998 году П. Блэк и Д. Уильям изучили влияние обратной связи на успеваемость учащихся. Они доказали, что обратная связь оказывает влияние на мотивацию школьников к обучению, восприятие своих интеллектуальных способностей и способностей к обучению.
Обратная связь
Известно, что обратная связь – это процесс предоставления и получения знаний о конкретных действиях, ситуациях, вопросах, которые помогают достичь цели. Обратная связь обеспечивает успех обучения, если она сопутствуется атмосферой взаимоуважения и доброжелательности, то у обучающихся появляется время для подготовки правильного ответа и исправления ошибок.
Обратная связь оказывает влияние на качество образования, так как это реакция учителя на деятельность или результат работы учеников. Реакция учителя – это рекомендации, пояснения, позволяющие устранять возникающее вопросы на ранних этапах обучения, не давая ученику «потеряться в пути».
Обратная связь носит личностно–ориентированный характер, так как направлена на конкретного учащегося, его проблему, и привлекает его к корректировке допущенных ошибок [3, c. 56–58].
Рассматривая обратную связь, следует уделять особое внимание двум ключевым аспектам: обратная связь для учителя и обратная связь для учащегося.
Этап 1: «Новая тема» – это процесс предоставления, получения, обработки новых знаний.
Схема 1. Механизм обратной связи
Обратная связь для учителя – этап 2: «Ответ учащегося». На этом этапе учитель определяет степень усвоения нового материала учениками.
По результатам работы учащихся, учитель узнает о ходе процесса обучения, достижениях и затруднениях отдельно взятого учащегося и в целом всего класса. Получив информацию, учитель выполняет следующие действия:
1) анализирует результаты класса в целом и принимает соответствующие решения – либо продолжить изучение/закрепление нового материала или вернуться и повторить пройденный материал, применив другие подходы, приёмы обучения, возможно, перераспределив время;
2) определяет причины затруднения отдельных учащихся, планирует и организует индивидуальные задания;
3) даёт конкретным учащимся советы по улучшению работы.
Обратная связь для учащихся – этап 3: «Обратная связь. Комментарий учителя» [4, c. 88–89].
Учитель предоставляет учащимся описательную обратную связь. Следует также научить учащихся правильно применить рекомендации учителя – конкретизировать проблемные места, определять ошибки, вносить коррективы и дополнения в работу. Задача обратной связи состоит в том, чтобы привлечь именно учащихся к исправлениюдопущенных ошибок, научить их не допускатьошибки.
Для школьного урока и образовательного процесса в целом обратная связь имеет первостепенное значение. Она:
• обеспечивает эффективное планирование. План, конспект или технологическая карта, включающие обратную связь, — это основа эффективности будущего урока;
• создаёт предпосылки для отслеживания процесса учения школьников, поскольку задаёт для этого соответствующий инструментарий;
• сама является важным для учащихся дидактическим умением.
Если на уроках учителем часто применяется обратная связь, то ученики овладевают соответствующими процедурами:
• оказывает на учащихся эмоциональное воздействие и служит мощным мотивирующим фактором: ученик радуется своим успехам и видит, над чем конкретно ему нужно ещё поработать;
• даёт учащимся рекомендации по коррекции их деятельности;
• формирует адекватную самооценку учащихся [1, c. 189–190].
Деятельность учителя по обеспечению обратной связи осуществляется на трёх этапах: планирование урока, его проведение, анализ.
На этапе планирования учитель с учётом достигнутого учащимися уровня владения учебным материалом и их познавательных возможностей, применительно к содержанию предстоящего урока определяет обучающую цель как ожидаемый образовательный результат. Эта цель может быть оформлена по-разному:
1) планируется, что к окончанию урока учащиеся будут знать..., уметь...;
2) владение учащимися следующими умениями...;
3) предполагается, что после урока ученики смогут верно выполнить следующий тест... (далее сам тест или ссылка на него).
Все эти варианты позволяют видеть и понимать то, на что будет обращаться внимание во время оценки. Затем учитель планирует, каким образом цель будет доведена до учащихся, принята или самостоятельно ими определена. При этом важно, чтобы она была конкретна и диагностична. В этом случае ученики смогут сами стать субъектами обратной связи и оценки своих успехов и неудач. Далее педагог определяет этапы урока, их продолжительность, ожидаемые результаты и средства диагностики (задания, вопросы) для контроля и оценки достижения этих результатов [4, c. 256–258].
В процессе проведения учебного занятия, которое характеризуется сильной обратной связью, параллельно идут процессы обучения–учения и контроля–оценки, а также самоконтроля–самооценки. Учащемуся важно на каждом этапе видеть своё продвижение, соотносить то, что он сделал и делает с нормами, образцами, эталонами. Это создаёт ситуацию успеха, мотивирует учащихся на продолжение деятельности. При этом самооценка ученика предшествует внешней оценке со стороны учителя. На выходе с урока учащимся дается возможность сравнить свои работы с эталонами.
Занятие может завершаться и рефлексией, в процессе которой учащиеся восстанавливают свою собственную деятельность, оценивают её по заранее выработанным критериям, определяют следующие действия по закреплению своей успешности и коррекции пробелов. На этапе анализа урока учителем он соотносит замысел урока с его реализацией, выделяет в своей деятельности сущностные элементы, достраивает предварительный проект недостающими моментами, отбрасывает то, что было неудачным [5, c. 121–123].
Обратная связь – это инструмент, дающий представление о том, как идёт процесс обучения, информирует учителя о достижениях и проблемах учащихся, позволяя определить уровень достижения цели и решения учебных задач.
Важной также является адекватная профессиональная позиция педагога, которая характеризуется следующими правилами:
1. При планировании урока я всегда определяю критерии оценки его результативности.
2. Я всегда знакомлю учащихся с этими критериями.
3. Я даю учащимся возможность обратной связи.
4. Я оцениваю работу учащихся только после их самооценки.
5. Я даю учащимся возможность улучшить свою работу и показываю им, как это можно сделать.
6. Я верю, в возможности учащихся и демонстрирую им большие ожидания.
7. Я получаю от учащихся информацию о том, хорошо ли я их обучаю.
Таким образом, урок с сильной обратной связью существенно отличается от уроков в рамках традиционной модели обучения. Естественно, это требует соответствующей педагогической и методической подготовки учителя.
Список литературы
1. Логинова А.А., Данилюк А.Я. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Книга моих размышлений. Москва: Просвещение, 2014. 256 с.
2. Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет: основные направления, формы и средства реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Методическое пособие для педагогов. Екатеринбург: ООО «Периодика», 2017. 252 с.
3. Плахова Т.В. Настольная книга классного руководителя. Реализация воспитательной компоненты ФГОС: методическое пособие. Волгоград: Учитель, 2014. 157 с.
4. Степанов Е.Н., Авдакова С.С., Баранова Е.И. Организация процесса воспитания детей. Современные подходы, формы и методы. Педагогический поиск. М.: Просвещение, 2013. 376 с.
5. Степанов П.В., Степанова И.В. Оценка качества и анализ воспитания в основной и средней школе: пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2014. 80 с.