ПЕРИОДЫ ВОЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ А.Е. СНЕСАРЕВА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ПЕРИОДЫ ВОЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ А.Е. СНЕСАРЕВА

Щипцов Д.В. 1, Воропаев М.П. 1
1ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (Воронеж)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Развитие военного дела, строительство и реформирование военной организации государства, строится, как показывает история, на основе своевременно усвоенного объективного опыта прошедших войн. Исторический опыт деятельности Российских вооружённых сил царских времен, советского времени и современности охватывает собой периоды участия в мировых войнах, крупных военных кампаниях, вооруженных конфликтах и характеризуется накоплением и освоением военно-педагогических знаний в области воспитания и обучения воинов, формирования сознания гражданина-патриота, защитника Родины.

Военно-педагогическая деятельность Андрея Евгеньевича Снесарева, ученого и общественного деятеля, военного теоретика и практика, педагога и руководителя высших военных и гражданских учебных заведений, является ярким примером служения своей Родине, чья военно-педагогическая деятельность и опыт требует изучения, обощения и современной оценки.

Исследование, осмысление и реализация военно-педагогических мыслей военного прошлого России, претворяется через изучение этапов жизни и военно-педагогической деятельности выдающихся идеологов военного дела Российской армии.

Жизнь и военно-педагогическая деятельность Андрея Евгеньевича Снесарева – ученого, патриота, офицера царской России и Советского государства, военного теоретика и практика Первой мировой и Гражданской войн, руководителя и профессора высших военных и гражданских учебных заведений, является ярким примером служения своей Родине, чей военно-педагогический опыт требует изучения, обобщения, систематизации.

Рассмотрим периоды военно-педагогической деятельности А.Е. Снесарева. В военно-педагогической деятельности А.Е. Снесарева, следует выделить следующие периоды: первый период (1901-1904 гг.) – командование Памирским отрядом; второй период (1914-1917 гг.) – командование частями и соединениями на фронтах Первой мировой войны; третий период (1918-1919 гг.) ‒ военная служба в Рабочей Крестьянской Красной Армии (РККА).

Первый период (1902-1904 гг.) ‒ командование Памирским отрядом. Данный период связан с тем, что А.Е. Снесарев, после выполнения военно-дипломатической миссии 1899-1900 гг. в Индии и Великобритании, в 1901 году назначается в штаб ТуркВО (Туркестанский военный округ) обер-офицером для поручений. Выбор кандидата на командно-административное управление Памирским районом Отдельного корпуса пограничной стражи был затруднен увеличением срока пребывания с одного до двух лет, а также с предполагаемыми крупными изменениями в военном и административном управлении данной области Памира.

Возглавить отряд добровольно вызвался капитан Генерального штаба А.Е. Снесарев. В армии Российской империи офицеры – выпускники Николаевской академии Генерального штаба были обязаны откомандовать ротой (и ей равной) один год, согласно требованиям послужного ценза.

А.Е. Снесарев, посещая Памир в 1901 году с рекогносцировочной миссией, подготовил доклад «идей и предложений... о Памирах», включавший: тщательность подбора офицеров по морально-деловым качествам, младшие офицеры должны иметь высокую физическую выносливость, способность переносить конные переходы, знания топографии, съемку местности[1], что являлось исследовательским и проектировочным элементом его военно-педагогической деятельности.

В начале мая 1902 г. А.Е. Снесарев лично проводит отбор офицеров и солдат из частей дислоцированных в Фергане. Выбор кандидатов осуществлялся на основе здоровья, устойчивой психики и высоких морально-нравственных качеств. Отбор затрудняло местное командование, которое попыталось избавиться от нежелательного контингента в своих рядах.

По управлению Памирским отрядом А.Е. Снесареву командованием «дана большая свобода карать и миловать». В его подчинении оказывается 7 офицеров, 1 доктор, 200 с лишним человек нижних чинов и население свыше 2 тысяч кара-киргизов и до 15 тысяч таджиков «Приходится с первого шага быть самостоятельным, только отдавать (а не получать, как прежде) приказания, и думать над вопросами жизненными, широкими и сложными...» [2, С. 138]. Национальный, социальный и возрастной состав Памирского отряда и местного населения, как мы видим из этих данных, был очень широк, что требовало от А.Е. Снесарева как командира и военного администратора глубокого прогнозирования решения задач в построении конструктивного и организаторского элемента системы военно-педагогической деятельности. В связи с этим А.Е. Снесарев отмечал, что с самых первых дней «непосредственная моя задача – управлять отрядом, ...производить учения» [2, С. 139]. Обучение подчинённых в условиях выполнения служебных обязанностей и ограниченности времени на боевую подготовку А.Е Снесарев проводит на основе «охоты» не только как средства развлечения и физической подготовки, но и как формы совершенствования навыков в стрелковой подготовке и способа содержания оружия в боевом состоянии.

Особенно важным А.Е. Снесарев считал обустройство службы офицеров и нижних чинов, создание хороших культурно-бытовых условий с организацией правильного питания и заботой о здоровье. Пристальное внимание он обращал на духовно-религиозную сторону быта солдат и казаков, как составляющую воинской дисциплины и сплоченности воинского коллектива, культурно-просветительскую работу, в отряде создали солдатскую библиотеку которой пользовались даже с дальних постов.

Направлением воспитания подчиненных у А.Е. Снесарева являлась его борьба с нарушениями воинской дисциплины и злоупотреблением алкоголем подчиненными. Казенная винная порция, положенная по довольствию нижним чинам, а также продажа водки в солдатских артелях не поощрялась командиром Памирского отряда. «Люди без меня позволили себе какое-то неудовольствие: беседовал с ними (8 чел.) и сказал, что они не мои... просили сами наказать их, да только не обижаться...» [2, С. 153]. Преобладающими методами и приемами воспитания А.Е. Снесарева были личный пример и заслуженный авторитет командира, разъяснения неподобающих действий, убеждение подчиненных в личной ответственности за свои поступки, которые не только характеризуют их с отрицательной стороны, но и бросают тень на весь отряд и командира. Свою систему А.Е. Снесарев строил на требованиях от своих подчиненных уважения местного населения и их традиций. Это объяснялось тем, что «слабости начальников» прошлого приводили к «ужасным историям», особенно касающимся действий в отношении местного женского населения, распутства и пьянства в офицерской среде. Так, например, отрядный врач, «пьющий и беспутный», был замечен в непристойных действиях, ссылаясь на то «что это его личное дело». Подобные действия не только разлагали морально-нравственную обстановку в отряде, но и могли привести к ответным агрессивным действиям местного населения. Системным методом воспитательной работы А.Е. Снесарева также являлись беседы, в которых выделялись нарушения требований воинской дисциплины в отношениях с местным населением, а также нарушения морально-нравственного поведения отрядного врача в отношении личного состава гарнизона.

Таким образом, в период командования Памирским отрядом и выполнения пограничных и разведывательных функций, военно-педагогическая деятельность А.Е. Снесарева являлась составной частью его военно-профессиональной деятельности по обучению, воспитанию подчиненных и формированию воинского коллектива.

Второй период (1914-1917 гг.) – командование частями и соединениями на фронтах Первой мировой войны. Характеризует военно-педагогическую деятельность А.Е. Снесарева как составной компонент его военно-профессиональной деятельности в боевых условиях на различных командных уровнях управления, включавших командование отдельными воинскими частями и крупными воинскими соединениями.

С первых дней Первой мировой войны А.Е. Снесарев на командных должностях частей и соединений действующей армии, «седло и окоп» становятся его рабочим местом [3]. Военно-педагогическая деятельность А.Е. Снесарева, в условиях активных боевых действий, была направлена на успешность действий войск и укрепление воинской дисциплины. Основу данной деятельности А.Е. Снесарева как командира составляла его личная убежденность в достижении боевой победы только на основе «взаимопонимания и духовной близости с подчиненными», а также на основе формирования личной убежденности подчиненных в необходимости выполнении воинского долга перед Отечеством. В своем труде «Философия войны» А.Е. Снесарев подчеркивал, что значимым компонентом управленческой (командирской) деятельности по прогнозированию и проектированию ее результата, есть целеполагание. Цель, «искра или девиз, или символ», обладающая «огромной скрытой ... кинетической энергией», является, по его мнению, залогом успешного результата.

Основным предметом военно-педагогической деятельности А.Е. Снесарева становится воинское воспитание и обучение подчиненных. В условиях боевых действий, А.Е. Снесарев, организует и осуществляет воспитание патриотизма, исходя из позиционирования войны в войсках как «второй отечественной». Основой воспитания являются его гуманистические взгляды о роли и месте командира на поле боя; а также о личной, командирской ответственности за сбережение и жертвование «...драгоценных и великих, душ...» своих подчиненных в боевой обстановке.

А.Е. Снесарев дифференцировал структуру воинского подразделения на две части: «часть боевая (огневая) и часть административно-хозяйственная». Эффективное функционирование административно-хозяйственной части, в условиях боевых действий, заключается в точности выполнения требований воинских законов на основе воинской дисциплины посредством таких методов, как поощрение и наказание. В «боевой (огневой») части воинского подразделения, по мнению А.Е. Снесарева, требуется система действий, методов и приемов: «постоянных (воспитание, убеждение, организация, предусмотрение) и моментальных – личное влияние, пример, риск, огненное слово, шутка...» [4, С. 11]. А.Е. Снесарев исходил из того, что, в условиях реальной угрозы, воинская дисциплина сопряжена с негативными человеческими качествами (малодушием, трусостью, нервностью, замаскированной расчетливостью – «что мне умирать-то, пусть другие)», растерянностью «от страха или нервов» и поэтому теряет свою эффективность.

Основными методами воинского воспитания в его военно-педагогической деятельности в условиях войны становятся: пример (личный пример), убеждение, поощрение, наказание и контроль. Сущность личного примера для А.Е. Снесарева заключается в выполнении командирского долга: «Начальник дивизии должен уметь и имеет право приказать командиру полка идти во главе», но только в том случае «что и сам это сделает, ... как я в бою 15–XI» [5,  С. 271]. Моральное право командира распоряжаться чужими жизнями, по мнению А.Е. Снесарева, возлагает на него обязанность разделять судьбу своих подчиненных в бою. В этой связи он лично участвует в боях, посещает передовые линии, руководит действиями подчиненных частей, завоевывая заслуженный авторитет боевого командира. Умение убеждать и общаться с офицерами и нижними чинами из различных социальных, этнических, конфессиональных групп; забота о быте подчиненных формирует доверие подчиненных.

Поощрение личного состава боевыми наградами, особенно «георгиевскими» за храбрость и личное мужество, позиционируется А.Е. Снесаревым среди подчиненных, как зачисление в боевое братство: «...вот человек, который некогда был на волоске от смерти, ... не пал духом, сделал подвиг, а Бог сохранил ему жизнь... 26 января 1917 г.» [4, С. 18]. Производство унтер-офицеров в офицеры за боевые заслуги, являлось серьезным средством военной системы поощрения в изменении социального статуса. При этом А.Е. Снесарев рассматривал воспитательное значение незаслуженного награждения: «Страшнее всего воровство боевой награды; это воровство крови, чести и гордости... Кража крови» [4, С. 18], а также продвижения по службе: «Карьеризм – работа во имя личного успеха» [4, С. 93]. Данные действия рассматривались им как предательство, подрыв авторитета командования и боеготовности в целом. Внимание к данному аспекту объяснялось частотой подобных случаев, влиявших на деградацию всей системы поощрения действующей армии.

Реальность боевой обстановки определяла применение такого метода, как наказание для управления войсками. А.Е. Снесарев подчеркивает: «Военно-полевой суд – это военная педагогика, это лишний рычаг держать людей в руках и поднимать на подвиги» [4, С. 154] Данный метод, по мнению А.Е. Снесарева, должен интегрироваться в общую систему воинского воспитания, направленную на формирование долга (воинского и гражданского), ответственности (за неисполнение приказа, преступление), дисциплинированности («не нужно презрительно махать рукою ни на смертную казнь, ни на порку») [4, С. 157]. Данные личностные качества способны поднять человека в атаку, «сделать его боеспособным».

Посещение «первой линии» своих частей А.Е. Снесарев рассматривает не только как элемент контроля и боевой рекогносцировки, но и метод воспитания подчиненных. «Почему начальник дивизии должен обходить окопы» [5, С. 268], выполняя военно-профессиональную деятельность. А. Е. Снесарев выделяет военно-педагогическую направленность подобных действий. В частности, «беседа с офицерами, близкий осмотр местности, объяснение своей идеи» рассматривается им, как пример поведения и коллективного обсуждения решения замысла боя, контроль нужд и запросов подчиненных («отвечает пониманию и симпатиям нижних чинов»), как педагогическое условие формирования уверенности в командовании и боевого духа войск; единения с подчиненными («...дает понять, что в роковую минуту будет на месте...»), формирование воинского коллектива как условия боеготовности и боеспособности. Систематический контроль через доклады командиров частей («Как офицеры и люди себя чувствуют, каково настроение?»), по мнению А. Е. Снесарева, позволяет командиру не только быть в курсе боевой обстановки и настроя личного состава, но и решать воспитательную задачу «...я заставляю своим вопросом думать, наблюдать и работать ...» [5, С. 270]. Данную систему действий и методов военно-профессиональной деятельности А.Е. Снесарев рассматривает как основу ВПД, «всего духовного, телесного и военно-педагогического ...» [4, С. 14].

Обучение в условиях боевых действий строится А.Е. Снесаревым как система передачи опыта успешных действий войск и распространение его среди подчиненных частей. Боевой опыт А.Е. Снесарева и его подчиненных, не только анализируется, но внедряется в бою. Практически это реализуется в управлении и взаимодействии; разработке новых приемов и способов действий в полосе обеспечения войск; борьбе с химическим оружием противника и использовании новых систем вооружения (артиллерии и авиации) в интересах пехотных частей.

За нетипичную линию поведения (личный героизм, храбрость и заботу о подчиненных), А. Е. Снесарев среди сослуживцев и подчиненных приобретает славу «окопного генерала». Командуя различными частями и соединениями, он понимает, что результативность боевой работы частей напрямую зависит от работы командира: «В основе успеха – труд – упорный и всепроникающий, конечно, при знании дела, вообще, и солдатской души и тела, в частности...» [4, С. 11]. По итогам боев, части и соединения, которыми командовал А.Е. Снесарев, неоднократно признаются лучшими частями Юго-западного фронта, что, несомненно, является результатом его военно-педагогической деятельности.

Февральские события 1917 года напрямую влияют на процессы, происходящие в действующей армии, что в дальнейшем приводит к дезорганизации и развалу императорской армии, как организму, впитавшему все социальные болезни, присущие государству того времени. А.Е. Снесарев, как и многие офицеры, понимал, что с развалом армии последует развал фронта, военная и социальная катастрофа государства. В связи с этим он проводит беседы с различными солдатскими комитетами, лично выступает перед войсками, пытаясь определить объединительные идеи, которые бы позволили остановить процессы распада боевого коллектива своих частей на малоуправляемые митингующие группы. Результатом данной деятельности становится избрание солдатскими комитетами А.Е. Снесарева командиром 9 корпуса. Это единственный случай, когда царский генерал пользовался таким авторитетом среди подчиненных. Однако объединительных идей Временного правительства и авторитета «окопного генерала» уже недостаточно. Его военно-профессиональная мотивация не смогла противостоять социальным установкам революционных солдатских масс. На фоне массового дезертирства и развала фронта в конце 1917 года А.Е. Снесарев подает рапорт и убывает в «длительный отпуск».

Третий период (1918-1919 гг.) – начало военной службы А. Е. Снесарева в Рабочей Крестьянской Красной Армии. Данный период характеризует ВПД А.Е. Снесарева в условиях руководства Северо-кавказским военным округом и командующего Западной армией, на фронтах Гражданской войны.

В начале 1918 года А.Е. Снесарев находится в «длительном отпуске» в г. Острогожск Воронежской губернии. Придерживаясь консервативных взглядов патриота-государственника, в дневниковых записях он описывает свои критические взгляды на действия Советской власти и безнадежность «Белого движения», отрицательно относится к участию в Гражданской войне.

В марте 1918 года на фоне иностранной интервенции А.Е. Снесарев был вызван в Москву в Высший военный совет (ВВС) и после беседы с военным руководителем ВВС Советской республики М.Д. Бонч-Бруевичем, «добровольно-принудительно», поступает на службу РККА. «На душе неважно, втюхался в историю, несомненно...» ‒ пишет он [6, с. 37]. Служба начинается с назначения А.Е. Снесарева военным руководителем СКВО (Северо-Кавказский военный округ). Пытаясь предотвратить свое участие в братоубийственной войне, А.Е. Снесарев направляет письмо в ВВС Советской республики [6, 7] с проектом создания регулярной армии под руководством «военспецов» (бывших царских офицеров) для борьбы с внешними врагами Советской республики – интервентами, без участия их в гражданской войне. Письмо было рассмотрено, но ответа на него не последовало.

В конце мая 1918 года А.Е. Снесарев вместе со штабом прибывает в г. Царицын, являвшимся важным рубежом борьбы с Южным и Восточным «Белым движением», а также центром обеспечения продовольствием Советской республики. Задача заключалась в обороне города и формировании войск округа. В городе и окрестностях типичными были случаи бандитизма вооруженных отрядов различных политических течений отступающих частей с Кавказа и Украины.

Наряду с этим, войска гарнизона тоже не отличаются порядком: «части неорганизованны, не обучены, без опытного командного состава, недисциплинированны... Командный состав не подготовлен» [8], А.Е Снесарев указывает на отсутствие в управлении войсками принципа единоначалия: «Начальники выборные и не имеют никакой силы» [9].

Свою военно-педагогическую деятельность в этот период строительства новой армии А.Е. Снесарев основывает на системном подходе и на опыте боев Первой мировой войны. Личная мотивация А.Е. Снесарева в военно-профессиональной деятельности объясняется его убеждениями в необходимости военно-профессиональной помощи Родине своими знаниями и умениями, совпавшими с социальным заказом ‒ строительством общества на новой политико-социальной основе.

Целеполагание, как постановка педагогических целей и задач, является компонентом его военно-педагогической деятельности по прогнозированию и проектированию ее результата.

Проанализировав сложившуюся обстановку, А.Е. Снесарев 26 мая 1918 г. докладывает М.Д. Бонч-Бруевичу план по организации войск военного округа [10]. Цель, оборона города и формирование боеготовых и боеспособных регулярных войск округа, по мнению А.Е. Снесарева, заключается в реализации решения первостепенных задач: 1) ликвидация некомплекта военных специалистов на всех уровнях управления войсками; 2) переформирование войск согласно установленным штатам РККА; 3) определение места постоянной дислокации для организации обучения войск; 4) организация системы контроля по проверке степени сознательности и готовности сформированных войск к боевым действиям; 5) введение единоначалия и строгой воинской дисциплины; 6) усовершенствование работы штабов в организации взаимодействия управления, связи, разведки.

В условиях революционных событий, интервенции и Гражданской войны, деятельность А.Е. Снесарева носит многофункциональный характер. Для реализации задач данного плана А.Е. Снесарев проектирует военно-педагогическую деятельность, включавшую работу среди комиссаров (партийный контроль над военспецами), работу в войсках, работу с солдатскими комитетами, индивидуальные беседы. В методах воспитания основной акцент делается на разъяснении. Являясь военным руководителем СКВО, А.Е. Снесарев гордится своей военной профессией, формой генерал-лейтенанта царской армии: «Погоны – знак военных заслуг перед Отечеством. К тому же меня никто не разжаловал» [11], что вызывает первоначально негативную реакцию среди революционных частей и партийного руководства. Однако, личные встречи А.Е. Снесарева, его искреннее желание помочь строительству новой армии Советской республики, а значит помочь своему Отечеству, изменяют данное отношение.

Предметом военно-педагогической деятельности А.Е. Снесарева становятся обучение и воспитание войск, которые строятся на основах воинской дисциплины (системности, сознательности и убежденности). В начале июня 1918 г. разрозненные красные отряды приобретают структурированность и организованность. А.Е. Снесарев следует принципу единоначалия в управлении войсками (вид военно-профессиональной и специальной деятельности по обучению и воспитанию подчиненных), что априори исключает выборность командиров и решений комитетов в боевой работе.

А.Е. Снесарев анализирует специфику средств и способов, «орудий» своей военно-педагогической деятельности в складывающихся условиях. Новые требования к военно-профессиональной деятельности в условиях Гражданской войны, диктует характер «маневренной войны», которая пришла на смену позиционной, «окопной» войне. Именно при обороне г. Царицына А.Е. Снесарев предлагает создание крупных кавалерийских соединений по образцу драгунских войск старой армии, которые в дальнейшем стали «конными армиями» [11].

Результатом военно-педагогической деятельности А.Е Снесарева, как компонента его военно-профессиональной деятельности, становятся итоги обороны Царицына. В начале июля 1918 г. отбит штурм Царицына, благодаря разработанному плану обороны штабом СКВО под руководством А.Е. Снесарева. В середине июля создается боеспособное оперативно-стратегическое объединение – 10-я армия.

Прибытие в г. Царицын И.В. Сталина, и его  борьба с «военспецами», как контрреволюционным элементом, привело к отстранению А.Е. Снесарева с поста военного руководителя СКВО. Это незамедлительно сказалось на моральном состоянии, боевом духе и обстановке на фронте, так как большинство командного состава штабов и подразделений составляли именно «военспецы».

Военное руководство Советского государства, положительно оценив его деятельность А.Е. Снесарева в Царицыне, назначает его в сентябре 1918 г. военным руководителем «Западной завесы» – обороны Западного района, прикрывающего Москву в условиях Гражданской войны и интервенции.

С ноября 1918 г. А.Е. Снесарев руководит Западной армией (Белорусско-Литовская армия), которая вначале 1919 г. была переименована в 16-ю Армию. В течение данного времени военно-педагогической деятельность А.Е Снесарева была направлена на организацию и формирование новых вооруженных сил Советской республики. Основной характеристикой данной деятельности являлась ее многофункциональность по обучению и воспитанию подчиненных войск. Результаты деятельности А.Е. Снесарева проявились позже в борьбе с Националистической Украиной и интервенцией буржуазной Польши, которые позволили отразить нападение «белополяков» и освободить Украину.

В июле 1919 года приказом Революционного Военного Совета А.Е. Снесарев убывает из действующей армии РККА и назначается начальником Академии Генерального штаба.

Исследование военно-профессиональной деятельности А.Е. Снесарева в условиях служебно-боевой и боевой работы позволило выделить три основных периода его военно-педагогической деятельности: командование Памирским отрядом (1901-1904 гг.); командование частями и соединениями на фронтах Первой мировой войны (1914-1917 гг.); военная служба в РККА (1918-1919 гг.).

Первый период (1901-1904 гг.) военно-педагогической деятельности в служебно-боевых условиях структурно включает: исследовательский, проектировочный, конструктивный, коммуникативный и организаторский элемент. В то же время данный период, содержательно отвечает требованиям структуры военно-профессиональной деятельности по таким параметрам, как мотивация (личное желание, совпадающее с социальным заказом); многофункциональность деятельности на посту начальника отряда (служебная, обучающая, воспитывающая, коммуникативная и т.д.); специфика условий (боевая служба), способов (личный пример, беседа, упор на положительное, наказание, контроль), средств и «орудий» (охота, соревнование, боевое оружие) военно-педагогической деятельности, а так же продуктивность (личный опыт – боевое мастерство подчиненных, заслуженный авторитет, зрелость воинского коллектива (боеготовность, боеспособность)).

Второй период (1914-1917 гг.), охватывавший время Первой мировой войны, Февральской революции и проходивший в условиях личного участия А.Е. Снесарева в боевых действиях. Структура системы военно-педагогической деятельности А.Е. Снесарева полностью отвечает структуре элементов данной категории. На примере данного периода особенно выделяется элемент продуктивности, успешной его фазы в условиях боевой деятельности Первой мировой войны и второй фазы ‒ с отсутствием результата в условиях Февральской революции на основе противоречий во всех элементах военно-педагогической деятельности.

Третий период (1918-1919 гг.) ‒ выполнения военно-педагогической деятельности А.Е. Снесарева в условиях Гражданской, братоубийственной войны с явным противоречием в элементе системы ВПД «мотивация – социальный заказ», который был преодолён благодаря личному патриотизму (любовью к Отечеству) государственника А.Е. Снесарева, искренним желанием быть полезным Родине. Данный период характеризуется успешной продуктивностью военно-педагогической деятельности, проектированием элементов системы на основе системных знаний и личного боевого опыта А.Е. Снесарева.

Анализ опыта военно-педагогической деятельности А.Е. Снесарева на всех этапах, дает основание констатировать, что военно-педагогическая деятельность являлась компонентом его военно-профессиональной деятельности в условиях военных действий, была направленна на организацию и укрепление боеготовности и боеспособности частей и соединений, а так же формирования у подчиненных сознания гражданина-патриота, защитника Родины.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Инструкции начальнику Памирского отряда (Утверждена туркестанским генерал-губернатором 21 июня 1902 г.) // Центральный Государственный Архив Республики Узбекистан. Ф. И-3. Оп. 2. Д. 77. Л. 98–102.

2. Басханов М.К. У ворот английского могущества. А.Е. Снесарев в Туркестане, 1899–1904. / М.К. Басханов. М.: «Нестор-История», 2015. 277 с.

3. Снесарев А.Е. Письма с фронта. 1914–1917 / А.Е. Снесарев. М.: Кучково поле, 2012. 459 с.

4. Снесарев А.Е. Дневник: 1916–1917 / Подг. текста, предисл. и указат. А.А. Комиссаровой, вступ. В.К. Белозерова. М.: Кучково поле, 2014. 672 с.

5. Афганские уроки: Выводы для будущего в свете идейного наследия А.Е. Снесарева / Под ред. В.И. Марченкова. М.: Военный университет, Русский путь, 2003. 896 с.

6. Ганин А.В. Повседневная жизнь генштабистов при Ленине и Троцком. 2-е изд., испр. / А.В. Ганин. М.: Кучково поле, 2017. 680 с.

7. Анфертьев А.И. «Для пользы дела мне необходимы военные полномочия»: к вопросу о взаимоотношениях И.В. Сталина, К.Е. Ворошилова и А.Е. Снесарева в 1918 г. // Новейшая история России. 2011. № 2. С. 50–56.

8. Царицын 1918 г. // Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 17. Оп. 109. Д. 3. Л. 5–7.

9. Царицын 1918 г. // Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 17. Оп. 10. Д. 289. Л. 39.

10. Снесарева А.Е. Доклад Высшему военному совету // Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 17. Оп. 10. Д. 289. Л. 42.

11. Буденный С.М. Слово о старшем друге // Андрей Евгеньевич Снесарев. (Жизнь и научная деятельность). Русские востоковеды и путешественники / АН СССР; ред. В.В. Балабушевич, Г.Г. Котовский. М.: Изд. «Наука», 1973. С. 5–10.

Просмотров работы: 8