К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ЗДОРОВЬЕ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ЗДОРОВЬЕ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

Шаповалов Л.А. 1
1ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (Воронеж)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Исторический опыт убедительно свидетельствует, что одним из постоянно действующих факторов, определяющих способность армии решать поставленные задачи, был и остается моральный дух военнослужащих, и что в бою при прочих равных условиях рассчитывать на победу может та сторона, которая обладает более высоким потенциалом духовных, морально-психологических сил [1].

Использование психологического и духовного ресурса военнослужащих в современных реалиях все больше выходит на первый план и уже занимает равное положение наряду с развитием военной техники и других направлений стратегического потенциала обороны страны. Известно, что стресс-факторы ухудшают функционирование психики в боевой или экстремальной обстановке. Если военнослужащий психологически не подготовлен, у него может нарушиться способность к концентрации внимания, наступить временная амнезия, ложная идиотия и т.д. В результате существенно снижается его эффективность и способность выживать на поле боя или в экстремальной ситуации [2].

Перечисленные обстоятельства убедительно свидетельствуют о том, что в психика военнослужащего должна быть готова к функционированию в наивысшем, а порой и запредельном режиме, позволяющем ему выжить, выстоять, превзойти страх и боль, восстановиться после психической травмы, сохранить силу духа, свое психическое и психологическое здоровье.

В рамках тематики данной статьи следует обратиться к понятию «психического здоровья». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «психическое здоровье ‒ это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества» [3].

Однако, в контексте настоящего исследования, на наш взгляд, правомернее говорить о здоровье психологическом. Понятие «психологическое здоровье» было введено в научный лексикон И.В. Дубровиной. В частности, она пишет: «Если термин «психическое здоровье» имеет, с нашей точки зрения, отношение, прежде всего к отдельным психическим процессам и механизмам, то термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа» [4]. О.В. Хухлаева добавляет: «Психологическое здоровье представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи» [5].

К числу основных показателей психологического здоровья человека специалисты относят переживание самоценности жизни, развитый самоконтроль и регуляцию поведения, нравственное отношение к окружающим, ориентацию на лучшие образцы человеческой культуры, способность и стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, созидательному труду и жизнетворчеству, свободный выбор своего жизненного пути. Кроме того, в рамках настоящего исследования актуальными показателями психологического здоровья военнослужащих (в том числе курсантов и слушателей) мы считаем уровень их стрессоустойчивости и психологической готовности к профессиональной деятельности.

Для выявления проблемных вопросов организации психологического сопровождения образовательного процесса в военных вузах (в частности, сохранения психологического здоровья и реализации психологической подготовки), был проведен анонимный опрос по авторской анкете, позволивший не только прийти к определенным выводам, но и наметить некоторые направления повышения эффективности деятельности психологической службы военных вузов. В исследовании приняли участие 3 группы респондентов одного из военных вузов: первая группа – курсанты 4-5 курсов; вторая группа – офицеры из числа слушателей и офицеры-преподаватели, находившиеся в должности меньше года; третья группа – курсовые офицеры. Общий объем выборки составил 284 человека.

По результатам опроса респонденты всех групп имеют приблизительно одинаковое представление о «психологически здоровом человеке», которое заключается в адекватном поведении, открытом общении, хорошей работоспособности и умении достигать поставленных целей, способности минимизировать воздействие внешних негативных факторов на собственную психику. Однако, необходимо отметить, что около трети из каждой группы респондентов не видят связи между понятиями «сохранение психологического здоровья», «психологическая работа», «психологическое сопровождение», «психологическая подготовка», представляя это как не связанные между собой явления. Кроме того, отмечается неосведомленность респондентов всех групп о мерах по сохранению собственного психологического здоровья, на что указывает выбор ими ответа «чтобы сохранить здоровье достаточно отдыха в виде сна». Следует обратить внимание, что респонденты второй и третьей группы недостаточно информированы о методах сбора и анализа информации об актуальных психических состояниях военнослужащих и возникающих у подчиненных психологических проблемах личного и иного характера. Помимо этого, курсовые офицеры имеют достаточно слабое представление о способах формирования благоприятного психологического климата в подразделении, акцентируя внимание лишь на «физическом воспитании».

Большая часть опрошенных курсантов (65%) заявили, что знают, что такое психологическая подготовка будущего офицера, 33% сказали, что имеют об этом общее представление. Анализ ответов на вопросы по пониманию курсантами сущности психологической подготовки будущего офицера позволил условно выделить 3 группы ответов:

1 – «состояние психики офицера в нестандартной ситуации» – около 65% респондентов под психологической подготовкой будущего офицера понимают развитие хладнокровного мышления, умение обдуманно действовать в стрессовой обстановке и нештатных ситуациях;

2 – «личностные качества» – около 20% опрошенных основной акцент в понимании психологической подготовки определили на развитии командных, морально-волевых и лидерских качеств личности;

3 – «другие» – подготовка к преодолению тягот и невзгод военной службы, а также умение общаться и управлять личным составом.

По мнению курсантов, психологическая подготовка является важным и неотъемлемым элементом в обучении и становлении будущего офицера (91% опрошенных), который должен реализоваться в виде занятий по боевой подготовке, организации повседневной деятельности и стажировок. При этом было отмечено, что в процессе обучения практическим навыкам отводится недостаточное количество времени в сравнении знаниями. Более половины курсантов (67%) высказали желание больше участвовать в полевых учениях/стрельбах, чтобы «прочувствовать все на себе». При этом недостаток занятий по уровню физической подготовки отмечен не был. Для полноценного восстановления уровня психологического здоровья курсанты отметили необходимость увеличения свободного времени для «возможности переключения внимания и мышления».

Чуть больше половины (59%) второй группы респондентов высказали похожее с курсантами мнение, считая, что за время обучения необходимо больше уделять внимания формированию психологической готовности к боевым действиям и практической отработке полученных умений и навыков в противовес теории, которая «не нужна в войсках» (42% опрошенных). В качестве элементов психологической подготовки респонденты второй группы назвали «общение и беседы с командирами и более опытными офицерами», «их личный пример», а также «умение правильно организовывать отдых после службы». При этом 41% офицеров-слушателей и офицеров-преподавателей заявили, что предпочитают принцип «в войсках научат». Правомерность данного утверждения, по нашему мнению, является достаточно сомнительной, ввиду увеличения интенсивности военной службы и сложности выполняемых задач, что подразумевает уменьшение времени адаптации и становления в войсках молодых офицеров. Данный факт, в свою очередь, косвенно доказывает значимость именно вузовской подготовки как профессиональной, так и психологической.

Курсовые офицеры, участвовавшие в опросе, также преуменьшают значимость и важность психологической подготовки, отмечая ее «наличии лишь на бумаге» (39% опрошенных) и называя основным видом психологической подготовки спортивные игры и соревнования. Участие психологической службы вуза в организации психологической подготовки в процессе обучения также отмечено не было.

Знание и владение методами само- и взаимопомощи являются базовым компонентом как психологической подготовки, так и сохранения психологического здоровья. В ходе опроса чуть менее четверти опрошенных (23%) заявили, что в полной мере владеют навыками само- и взаимопомощи; 39% сказали, что «слышали о таких методах», 30% опрошенных имеют о методах само- и взаимопомощи общее представление и 8% вообще ничего не знают об этом.

Удивительно, но вторая и третья группа респондентов имеют еще более низкий уровень представления о методах психологической регуляции, отмечая что «не видят их практической значимости и эффективности». Также следует отметить преобладание либо «бытовых знаний» о психологической регуляции, либо личного опыта в качестве метода самопомощи. Выявленный факт может косвенно свидетельствовать о недостатке в работе психологических служб в данном направлении.

Таким образом, на основе полученных результатов и выявленных актуальных проблем в реализации задач по сохранению психического и психологического здоровья военнослужащих, по нашему мнению, необходимо уделить особое внимание следующим направлениям психологической работы в военных вузах:

– совершенствованию системы взаимодействия психологической службы вуза с должностными лицами в целях повышения эффективности работы;

– повышению психолого-педагогической компетентности курсовых офицеров, совершенствованию их морально-психологических качеств, знаний в области управления групповыми процессами в подразделении и формирования здорового психологического климата, методах сбора информации о состоянии своих подчиненных. Повышенное внимание следует уделять курсовым офицерам, которые заняли эту должность сразу после окончания военного вуза. Полученные курсантами от офицеров-воспитателей навыки будут благоприятно сказываться на уровне их психологического здоровья, позволять повышать уровень стрессоустойчивости;

– активному внедрению в образовательный процесс элементов психологической подготовки, демонстрации практической значимости данного вида работы;

– повышению уровня осведомленности обучающихся о мерах по сохранению собственного психологического здоровья, обучению приемам оценки своего функционального состояния, способам его саморегуляции, оказанию первой психологической помощи и самопомощи;

– обучению курсантов навыкам конструктивного разрешения сложных жизненных (кризисных) ситуаций (семейные неурядицы, неразделенная любовь, тяготение военной службой, боязнь ответственности за совершенные правонарушения, материально-бытовые трудности, нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими и т.д.), профилактике профессионального выгорания;

– проведению с военнослужащими социально-психологических тренингов по сплочению коллективов, толерантности, предупреждению агрессии (экстремизма), межличностных (межнациональных) и иных конфликтов.

Совершенствование психологической работы в военных вузах в рамках военно-политической работы ВС РФ представляется важным направлением по сохранению психологического здоровья военнослужащих и является базой для дальнейшего самосовершенствования в области самопознания. В завершении, хотелось бы процитировать слова учителя Карлоса Кастанеды Хуана Матуса, который говорил, что «Быть воином – это не значит просто желать им быть. Это, скорее, бесконечная битва, которая будет длиться до последнего момента. Никто не рождается воином, точно так же, как никто не рождается обычным человеком. Мы сами себя делаем тем или другим» [6].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Караяни А.Г., Корчемный П.А., Марченков В.И. Психологическая подготовка боевых действий войск: учебное пособие. М.: ВУ, 2011. C.6-8.

2 Караяни А.Г., Волобуева Ю.М. Военная психология как область специального научного знания и практики // Вестник Московского университета. 2007. №4. С.20-33.

3 Психическое здоровье. Всемирная организация здравоохранения [Электронный ресурс] https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/mental-health-strengthening-our-response (дата обращения 06.01.2019).

4 Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. СПб.: ТЦ «Сфера», 2004. C.324-365.

5 Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: учеб. пособие. М.: Академия, 2008. С.135-137.

6 Карлос Кастанеда. Колесо Времени. Шаманы Древней Мексики: их мысли о жизни, смерти и Вселенной. [Электронный ресурс] http://www.dominus.ws/magic/castaneda/koleso-vremeni-shamany-drevnej-meksiki-ikh-mysli-o-zhizni-smerti-i-vselennoj (дата обращения 11.11.2019).

Просмотров работы: 8