ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ЧАСТИ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ЧАСТИ (ПОДРАЗДЕЛЕНИИ) - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ЧАСТИ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ЧАСТИ (ПОДРАЗДЕЛЕНИИ)

Саприн В.В. 1
1ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (Воронеж)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Деятельность заместителя командира части (подразделения) по военно-политической работе должна исходить из того, что творческое мышление в процессе решения нетипичных, оригинальных задач управления силами и средствами военно-политической работы опирается как на формально-логические, так и на интуитивно-эвристические методы, где первые включают в себя известные способы мышления: анализ и синтез, индукцию и дедукцию, сравнение, абстрагирование и др., а вторые предполагают способность мышления к воображению, интуитивным скачкам, а также учитывать, что эти методы находятся в диалектическом единстве, и на разных этапах процесса управления те или иные из них получают преобладающее значение.

Первый этап процесса управления необходимо начинать с изучения боевого приказа и распоряжения вышестоящего органа управления и сопутствующих или предшествующих документов военно-политического характера. Этот этап является почти полностью привилегией творческого мышления заместителя командира части (подразделения) по военно-политической работе. Он перерабатывает полученную информацию и осмысливает основные ее положения. В результате мыслительной деятельности вырабатывается новая информация, задача, поставленная старшим начальником, как бы заново моделируется заместителем командира части (подразделения) по военно-политической работе.

Проблемы целеполагания и целеисполнения приобретают необходимую конкретизацию с учетом личного опыта, знаний, характера, темперамента руководителя. Процесс уяснения полученной задачи связан не только с осмыслением полученной информации, но и с необходимыми обобщениями, постановкой новых проблем.

Как показывает опыт, качество принятого решения во многом зависит от результатов деятельности заместителя командира части (подразделения) по военно-политической работе в ходе второго этапа, во время которого он должен проводить анализ имеющейся и поступившей информации.

Под сбором, систематизацией и анализом морально-политической, психологической и информационной обстановки понимается деятельность, основанная на совокупности методов, средств и процедур, позволяющая получать систематизированные данные о событиях, которые впоследствии подвергаются различным видам обработки.

Прогнозирование морально-политической, психологической и информационной обстановки, морально-политического и психологического состояния личного состава - это специально организованный комплекс исследований, направленный на получение достоверной опережающей информации об обстановке.

Практика управления военно-политической работой в ходе мероприятий боевой подготовки войск показывает, что наиболее часто встречается такая ошибка в деятельности органов управления, как отсутствие пролонгирования возможности выполнения поставленных задач по его организации имеющимися силами и средствами. В результате запланированные мероприятия остаются нереализованными, поставленные цели выполняются не полностью.

Таким образом, оценивая обстановку, заместитель командира части (подразделения) по военно-политической работе должен стремиться предвидеть весь ход ее дальнейшего развития с начала боя (боевых действий) до его завершения, обращая внимание на те элементы обстановки, которые в решающей степени оказывают влияние на ход боя (боевых действий).

Третьим этапом является принятие решения, которое рождается в ходе творческого познавательного процесса умственной деятельности заместителя командира части (подразделения) по военно-политической работе и является основой всего процесса управления военно-политической работой. Если цель не может быть достигнута с помощью какого-то одного акта, то для проведения этого действия требуются новые решения. Решение заместителя командира части (подразделения) по военно-политической работе часто также могут быть связанны с определенными предпосылками.

Принятие решения в большинстве случаев заключается в оценке возможных альтернатив и выборе оптимальной. Известная степень неопределенности здесь всегда остается, что обусловлено объективной неполнотой знаний руководителя по решаемой проблеме.

Наибольшую эффективность управление достигает в том случае, если в своем решении заместитель командира части (подразделения) по военно-политической работе определяет следующие положения:

что необходимо сделать в первую очередь, исходя из выводов и анализа морально-политической, психологической и информационной обстановки, морально-политического и психологического состояния противоборствующих сторон;

направление сосредоточения основных усилий;

основные направления агитационно-пропагандистской, психологической, военно-социальной, культурно-досуговой работы, защиты войск от информационно-психологического воздействия противника;

порядок обеспечения войск техническими средствами воспитания и проведения военно-социологических исследований;

расстановку сил и средств военно-политической работы, порядок восполнения их потерь;

организацию управления, порядок оказания помощи войскам (силам), контроль и проверку исполнения отдельных распоряжений.

После принятия решения начинается четвертый этап управления – процесс планирования и доведение задач до войск (сил). Планирование должно стать основой организаторской деятельности заместителя командира части (подразделения) по военно-политической работе и своей главной целью иметь определение целесообразного порядка выполнения мероприятий для достижения заданного уровня морально-политического и психологического состояния личного состава.

Практика планирования в ходе мероприятий боевой подготовки войск (сил) показывает, что его сущность и конечная цель состоит в определении заместителем командира части (подразделения) по военно-политической работе следующих положений:

последовательности, сроков и способов выполнения органами военно-политической работы полученной задачи;

в установлении необходимого количества сил и средств военно-политической работы, характера их маневра и взаимодействия, а также в определении мероприятий управления.

В ходе пятого этапа необходимо осуществлять постановку задач, которая должна осуществляться приказами (распоряжениями) командования части (подразделения).

Определив порядок выполнения решения, и поставив задачи, заместитель командира части (подразделения) по военно-политической работе приступает к непосредственной реализации плана.

В ходе шестого этапа организуется взаимодействие между силами и средствами военно-политической работы соседних подразделений (частей). При этом, исходя из практики, в ходе этого процесса особое внимание необходимо обращать на взаимодействие между органами военно-политической работы и штабами по проблемам:

единого понимания задач военно-политической работы, способов и сроков их выполнения;

определения привлекаемых для их выполнения сил и средств и согласования порядка их действий;

установления порядка взаимного информирования о складывающейся обстановке, морально-политическом и психологическом состоянии личного состава и проводимых мероприятиях по его укреплению.

Главный смысл седьмого этапа управления состоит в достижении единства принятого решения и его исполнения, предупреждении возможных ошибок и недостатков в организации военно-политической работы, создании благоприятных условий для выполнения поставленных задач.

Наиболее целесообразно эту составляющую процесса управления разделять на три группы мероприятий:

Первая группа: сбор информации. Этот процесс обеспечивает аналитическую работу заместителя командира части (подразделения) по военно-политической работе по определению реального уровня морально-политического и психологического состояния личного состава. При этом основными источниками получения информации являются: ежедневные донесения от нижестоящих органов управления, установленные доклады должностных лиц аппарата военно-политической работы части (подразделения), постоянная обновляемая база данных в аналитических справках по видам обеспечения, непосредственная работа в войсках.

Вторая группа: оказание помощи подчиненным органам управления. Основной целью этого процесса является обучение подчиненных методам выполнения поставленных задач и своих функциональных обязанностей, а также решению конкретных вопросов по наращиванию морально-политического и психологического состояния личного состава.

Третья группа: организация контроля выполнения поставленных задач в подчиненных войсках. Основная цель – своевременное информирование командира части (подразделения) о реальном состоянии дел в подчиненных войсках и создание условий для безусловного выполнения принятого решения посредством его оперативной корректировки.

Применение в деятельности заместителя командира роты по военно-политической работе изложенного алгоритма организации и проведения мероприятий военно-политической работы в боевых условиях даёт возможность с максимальной эффективностью достичь основной цели – поддержания боеспособности войск на уровне, необходимом для надежного обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, гарантированного отражения агрессии и достижения целей при ведении боевых действий, а также выполнения поставленных задач в мирное время.

ЛИТЕРАТУРА

1 Арзамаскин Ю.Н., Вакаров А.Ф. Морально-психологическое обеспечение боевых действий частей и соединений в вооружённых конфликтах, локальных и региональных войнах. М.: ВУ,2004.

2 Зеленков М.Ю. Можно ли уменьшить психогенные потери. // Красная звезда, 2000. № 191 от 10 октября.

3 Зеленков М.Ю. Морально-психологическое обеспечение деятельности войск (сил) (подразделение-часть). М.: ГУВР ВС РФ, МАИ, 2004.

4 Обзор по итогам организации морально-психологического обеспечения войск (сил) в ходе миротворческой операции по принуждению Грузии к миру. М.: ГУВР, 2008.

5 Опыт морально-психологического обеспечения действий группировки войск в операции по восстановлению конституционного порядка в Чеченской Республике. М.: ГУВР, 2001.

6 Опыт морально-психологического обеспечения действий Объединённой группировки федеральных войск в операции по восстановлению конституционного порядка на территории Чеченской Республики. М.: ГУВР ВС РФ, 1995.

7 Опыт работы по организации морально-психологического обеспечения боевых действий по уничтожению бандфомирований в Республике Дагестан. М.: ГУВР ВС РФ, 1999.

8 Опыт работы психологов, специалистов центров (пунктов) психологической помощи и реабилитации СКВО по психологической реабилитации военнослужащих, принимавших участие в контртеррористической операции на территории Чеченской республики. Ростов-на-Дону, 2006.

Просмотров работы: 1092