Важнейшим показателем уровня развития общественных отношений, продвинутости и прогрессивности всего общества в целом всегда являлось осуществление социальной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).
Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в систему социальных отношений – сложный и многогранный процесс, включающий в себя и материально-техническую обеспеченность, и информационно-технологические разработки, и институционально-организационные решения, и формирование соответствующего общественного мнения.
Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что в современном мире быстро растет спрос на услуги детских культурно-досуговых организаций. Из-за высокой конкуренции детских досуговых центров постоянно разрабатываются новые мероприятия, программы, но не все услуги доступны для детей с ОВЗ.
По данным Федеральной государственной информационной системы на 01.12.2020 года в Свердловской области проживают 19 998 ребенка, в возрасте до 18 лет с инвалидностью [1]. Таким образом, дети с ОВЗ – это большая социальная группа. Наряду с нормализованными детьми, они имеют равные права на обучение, занятие творчеством, физической культурой, осуществляющие их всестороннее развитие.
Инклюзивный профориентационный лагерь как новое предложение на рынке услуг для семей с детьми с ОВЗ будет предоставлен в городе Екатеринбурге в детском городе профессий «Вундервиль».
Целевая аудитория разрабатываемой услуги: дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья с ментальными нарушениями от семи до двенадцати лет; проживающие в городе Екатеринбурге.
Бизнес-идея услуги – организовать инклюзивное пространство в формате дневного лагеря как для нормализованных детей, так и для детей с ментальными нарушениями.
В детском лагере дети смогут познакомиться с многообразием профессий. Это сможет помочь воспитателям выявить сильные стороны воспитанника, расширить грани самопознания у ребенка, сформировать позитивное отношение к труду. Также общение особенных детей среди сверстников поможет им стать более социализированными, дети смогут проще идти на контакт с окружающим миром, меньше замыкаться в себе и быстрее находить новых друзей.
Успешной составляющей социализации детей-инвалидов и детей с ОВЗ является ранняя профориентация, так как выбор специальностей для них по понятным причинам ограничен. К началу трудовой деятельности они должны хорошо ориентироваться на рынке труда и с легкостью взаимодействовать с обществом. С этой целью в екатеринбургском детском городе профессий «Вундервиль» создан проект по знакомству с профессиями. Помимо уже открытых локаций, где дети могут познакомиться с разными профессиями, дети смогут узнать о профессиях, которые соответствуют возможностям людей с ОВЗ.
Сильные стороны инклюзивного профориентационного лагеря:
Новизна предложения. В городе Екатеринбурге нет инклюзивных программ с ранней профориентацией, в котором могут принять участия дети с ограниченными возможностями здоровья;
Творческая составляющая. Программа лагеря рассчитана на творческое развитие детей;
Профориентационная работа. Программа лагеря рассчитана на профориентацию детей. На локациях в детском городе профессий «Вундервиль» дети смогут познакомиться с разными профессиями;
Коммуникативная составляющая. В инклюзивном лагере дети смогут общаться со сверстниками, общение обеспечит социализацию всех детей;
Образовательная программа. Образовательная программа составлена исходя из потребностей целевой аудитории с учетом возрастных и психофизических возможностей детей.
Исходя из приведённых сильных сторон, можно сделать вывод, что инклюзивный лагерь – это интересный проект, который направлен на всестороннее развитие детей.
Важным этапом проекта является формирование команды персонала. Требованиями к сотрудникам при приеме является:
– наличие опыта работы на аналогичных должностях,
– знание возрастных и индивидуальных особенностей детей,
– любовь к детям и желание работать с ними,
– гибкость, умение работать в команде,
– обучаемость,
– любознательность,
– работоспособность,
– креативность,
– организаторские способности.
В данном проекте будет сформирована команда, в которую будут входить:
Руководитель проекта;
Менеджер по продажам;
Администратор лагеря;
Педагог-дефектолог;
Вожатые.
Поскольку численность персонала небольшая, для планируемого проекта инклюзивного профориентационного дневного лагеря наиболее приемлема линейная структура управления
В проекте «инклюзивный профориентационный лагерь» можно выделать следующие этапы реализации проекта:
Поиск инвесторов;
Выбор членов проектной группы;
Разработка программы лагерной смены;
Размещение информации о лагере в социальных сетях и на сайте;
Продажа мест в лагерь;
Поиск детей с ОВЗ для участия в инклюзивном лагере;
Проведение мастер-класса по работе с детьми с ОВЗ для персонала;
Проведение организационного собрания с сотрудниками;
Реализация проекта;
Контроль процесса проведения лагеря;
Сбор обратной связи от родителей;
Сбор обратной связи от персонала;
Обсуждение выполненного проекта.
Стоимость пребывания в лагере 7000 рублей. Так как не все семьи с детьми с ОВЗ смогут позволить себе такую услугу, для того, чтобы особенные дети всё-таки смогли посетить инклюзивный лагерь нужно привлечь дополнительные инвестирования в проект, чтобы сделать возможность их посещения бесплатным.
На данный момент в городе Екатеринбурге недостаточно досуговых организаций, которые направлены на инклюзивное взаимодействие детей с ОВЗ, поэтому инклюзивный профориентационный лагерь будет главной площадкой для формирования творческих, профориентационных, коммуникативных навыков нормализованных детей и детей с ОВЗ.
Литература
Федеральный реестр инвалидов // Федеральная государственная информационная система [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://sfri.ru/ (Дата обращения 01.12.2020).