ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Обучение ребенка наглядному моделированию учитывает формирование всех компонентов сферы связной речи. Это помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Уточнение проблем влияния данного метода на процесс развития связной речи может стать необходимым звеном при подготовке детей к школе, так как его применение позволит повысить эффективность формирования навыков составления связных высказываний. Поэтому изучение данной проблемы очень актуально и имеет большое значение.

Объект исследования – процесс развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством наглядного моделирования.

Цель исследования: определить и обосновать у детей старшего дошкольного возраста развитие связной речи в процессе наглядного моделирования и проверить ее эффективность.

Гипотеза исследования. Развитие связной речи старших дошкольников определяется совокупностью основных и операционных критериев, характеризующих сложноорганизованное речевое высказывание, которое зависит от овладения системаобразующими действиями. Успешное развитие связной  речи в процессе использования наглядного моделирования зависит от овладения системообразующими действиями.

Задачи исследования:

1) изучить литературу по проблеме исследования;

2) научно обосновать и экспериментально подтвердить эффективность работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами наглядного моделирования;

3) разработать рекомендации для педагогов.

Методологической основой исследования явились труды известных отечественных исследователей в области познавательно и речевого развития детей - Е.Л. Агаевой, М.М. Безруких, А.М. Вербенец, М.А. Гончаровой, А.В. Карпенко, А.И. Кирилловой, В.И. Логиновой, Ж.П. Платоновой, Г.А. Репиной и др.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, диагностическое обследование, игровой метод, эксперимент, метод количественной и качественной обработки данных экспериментального исследования.

Теоретическая значимость исследования связана с анализом психолого-педагогической литературы о специфике применения наглядного моделирования в развитии связной речи у старших дошкольников.

Практическая значимость исследования состоит в возможности, применения материалов работы в работе со старшими дошкольниками.

Связная речь у детей старшего дошкольного возраста

Связной считается такая речь, которая организована по законам логики и грамматики, представляет единое целое, систему, обладает относительной самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значительные части, связанные между собой [1, c.57].

В овладении речью, по мнению А.И. Богомоловой, ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее - к простой фразе, еще позже - к сложным предложениям. Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений.

Грамматические связи в предложении и связи предложений в тексте есть отражение связи иотношений, существующих в действительности. Создавая текст, ребенок грамматическими средствами моделирует эту действительность [3, c.48].

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

Закономерности познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста рассмотрены в трудах таких педагогов и психологов, как М.М. Безруких, А.И. Богомолова, А.М. Вербенец, М.А. Гончарова, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. Основные методологические позиции в изучении проблемы развития речи дошкольников позволяют рассматривать ее как фактор, регулирующий общение и поведение детей.

Методологической основой проблемы развития связной речи является положение философии о языке как продукте общественного развития, как важнейшем средстве социального взаимодействия людей, а также о его связи с мышлением. Эту закономерность можно проследить на примерах освоения детьми всех уровней языковой системы [2, с. 19].

Обучение наглядному моделированию.

Наглядная модель как материал для речевого общения позволяет осуществить постановку и самостоятельное разрешение ребенком все более сложных задач развития связной речи. Наличие в ней не только «загадки», но и «подсказки» вызывает у детей интерес и желание обращаться к ней, проявлять речевую активность. В качестве предмета игры наглядное моделирование содержит понятные для ребенка ориентиры для его самостоятельного связного высказывания. Оптимальное сочетание новизны и узнаваемости, наличие задачи и ориентиров для ее решения - важное качество наглядной модели, стимулирующее речевую активность ребенка.

В условиях различных форм учебной и свободной деятельности дети старшего дошкольного возраста совместно с педагогом посредством наглядного моделирования закрепляют правильное и сознательное употребление в речи предложных конструкций, употребление отработанных на занятиях грамматических категорий, использование правильной интонации, элементов эмоционально выразительной связной речи.

Таким образом, для обучения старших дошкольников наглядному моделированию необходимо уточнение и обогащение словаря и языковой, действительности. Посредством наглядного моделирования ребенок более уверенно и полно будет рассказывать о том, что ему хорошо известно. Установление прочных связей между личным опытом и речевым материалом помогает усвоить новое. Включение наглядного моделирования в процесс развития связной речи содействует прочному закреплению понимания значений грамматических категорий, развитию понимания логико-грамматических конструкций и навыков целостного речевого высказывания.

Для повышения уровня связной речи старших дошкольников можно эффективно использовать такую форму работы на основе обучения наглядному моделированию. Суть методики, состоит в том, чтобы через систему специальных заданий и упражнений организовать ситуацию, позволяющую формировать и развивать у ребенка именно логические структуры.

В ходе использования метода моделирования дети познакомились с графическим способом предоставления информации - моделью. При этом в качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера: геометрические фигуры; символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы); планы и условные обозначения, используемые в них; контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие(Приложение1).

Использование символов, моделей в разных видах деятельности - источник развития не только навыков связной речи, но и умственных способностей и творчества в дошкольном детстве. Так как в данном возрасте развитие воображения и образного мышления являются главными направлениями умственного развития, то целесообразно было остановиться на развитии воображения и формировании способности к наглядному моделированию в разных видах деятельности

Таким образом, обучение наглядному моделированию является важным средством развития связной речи, с помощью которого можно осуществлять различные учебные и развивающие цели и задачи, где требуется материализация абстрактных понятий, рефлексия собственных учебных действий, выделение существенного и обобщение изучаемого материала, формирование представления о структуре, взаимосвязях и отношениях сложных явлений или процессов.

Методические рекомендации

На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Обучение наглядному моделированию – это возможность задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память благодаря введению так называемых схем. Использование моделей позволяет детям легко усвоить алгоритмы речевых процессов. Ребенок с особым интересом относится к ним – таблицам, состоящим из картинок. Картинка для него – не просто рисунок, это прообраз того или иного явления или предмета, это своего рода наглядная модель. Включение наглядного моделирования в процесс развития связной речи содействует прочному закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий, развитию понимания логико-грамматических конструкций и навыков целостного речевого высказывания.

Система работы посредством наглядного моделирования помогает дошкольнику приобрести содержание для его речи, накопить представления, знания, умения, понятия, мысли. Она способствует формированию таких навыков связной речи: свободное овладение словарем и грамматическим строем языка, умение устанавливать логические связи и отношения между языковыми формами, соблюдение необходимой лексической точности, умение выделять главное, сравнивать, сопоставлять, анализировать. В этих условиях дети закрепляют правильное и сознательное употребление в речи предложных конструкций, употребление отработанных на занятиях грамматических категорий, использование правильной интонации, элементов эмоционально выразительной связной речи.

Таким образом, посредством наглядного моделирования ребенок получает возможность последовательно размещать и предварительно программировать все элементы высказывания, взрослому необходимо только следить за тем, чтобы каждое звено высказывания вовремя сменялось последующим. Это развивает речевые навыки детей, приносит им радость(Приложение2).

Заключение

Изученные нами общие закономерности и специфические особенности речевой деятельности старших дошкольников показали необходимость применения наглядного моделирования как средства развития связной речи у детей данного возраста. Эффективная роль наглядного моделирования заключается в том, что модель как схема позволяет использовать естественные механизмы словесной памяти и контролировать процесс запоминания, сохранения и воспроизведения речевой информации.

Старшие дошкольники активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по игрушкам и картинкам. Вместе с тем их связная речь еще несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответы товарищей. Их рассказы часто копируют образец взрослого, содержат нарушения логики; предложения внутри рассказа часто связаны лишь формально (словами еще, потом).

Сравнительный анализ данных, полученных в начале и в конце эксперимента, доказал действенность и эффективность разработанных нами психолого-педагогических условий в ДОО для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством наглядного моделирования.

Наше исследование показало, что при соблюдении следующих условий можно добиться значительных результатов при развитии связной речи:

- систематичность проведения мероприятий с применением наглядного моделирования;

- распределение их в порядке нарастающей сложности;

- подчинённость заданий выбранной цели;

- чередование и вариативность заданий и упражнений;

- воспитание у старших дошкольников внимания к своей речи и речи окружающих.

После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит рассказ целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Занятия с детьми посредством обучения наглядному моделированию в целях развития связной речи могут проводиться с небольшими подгруппами (по 2-3 человека) в форме игровых ситуаций, что помогает постепенно формировать мотивационную основу речи. При этом наглядные модели особенно эффективны при обучении рассказыванию.

Исходя из этого, можно подчеркнуть, что применение наглядного моделирования служит одним из эффективных средств развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста, так как позволяет: создавать такие ситуации, которые актуализируют потребность ребенка в речевых высказываниях; облегчить процесс обучения, благодаря от­бору деталей, фактов в описании героев, места и времени действия, развития сюжета; ставить детей в такие условия, когда у них возникают самостоятельное желание высказаться, поделиться своими впечатлениями об увиденном; создает непринужденную образовательную ситуацию, в которой ребенок может легко вспоминать и применять слово или словосочетание, опираясь на картинку (изображение), а, опираясь на последовательность картинок - воспроизвести весь рассказ.

Таким образом, можно утверждать, что наглядное моделирование делает рассказы ребенка старшего дошкольного возраста чёткими, связными, полными, последователь­ными. Его использование, как наглядных схем, заметно облегчает детям старшего дошкольного возраста овладение различными видами связной речи – рассказ по картинке, рассказ на основе серии сюжетных картинок, рассказ без опоры на картинку, рассказ-описание, благодаря наличию зритель­ного плана высказывания.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Ахутина, Т.В. Трудные вопросы нейропсихологической диагностики / Т.В. Ахутина. - М.: МГУ, 2016. - 239 с.

Безруких, М.М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей / М.М. Безруких. – М.: Дрофа, 2013. – 274 с.

Богомолова, С.Н. Занятия по речевому развитию с детьми старшей группы / А.И. Богомолова. - СПб.: Речь, 2009. – 278 с.

Гончарова, М.А. Развитие у детей связной речи / М.А. Гончарова. – М.: Антал, 2017. – 322 с.

Давыдова Т.Г. Использование опорных схем в работе с детьми / Т.Г. Давыдова. – М.: Мозаика-Синтез, 2017. – 194 с.Платонова  Ж.П. Плоскостное моделирование и конструирование / Ж.П. Платонова// Ребенок в детском саду. - 2018. - № 1. - С. 29-35.

Репина Г.А. Математическое моделирование на плоскости со старшими дошкольниками: пособие для педагогов и родителей / Г.А. Репина. - СПб. : Детство-Пресс, 2016. - 111 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Образцы наглядных моделей для развития связной речи

с тарших дошкольников

«Игрушки»

Приложение 2

Конспекты занятий по развитию связной речи

старших дошкольников посредством наглядных моделей

«Опиши животное»

Цель: формирование умения составлять описательный рассказ по опорным картинкам.

Материал: мнемотаблицы для составления описательного рассказа.

Ход выполнения задания

Педагог рассказывает детям, как пользоваться схемами для описания животного:

1 картинка «зеркало» - внешний вид;

2 - «человек» - какую пользу приносит человеку;

3 -«кастрюля» - что любит;

4- «домик»- где живет;

5 - «коляска» - как называются детеныши;

6 - «Наушники» - как подает голос.

В процессе работы над обучением детей составлять рассказ по определенной сюжетной линии использую модели, включающие опорныестилизованные картинки соответствующие основным частям рассказа.

Название предлагаемых наглядных опор напоминает детям о так называемых «ключевых» словах рассказа и способствует правильному определению последовательности высказывания.

На начальных занятиях по составлению сюжетного рассказа использую следующие приемы помощи, детям:

предоставление образца, рассказа,

использование вопросов различного типа,

совместное составление рассказа,

стимулирование детей к самостоятельному придумыванию продолжения (конца, начала) рассказа с опорой на наглядные модели -

«Поход в лес»,

«Петя друг леса»,

«Расскажи о себе»,

«Ласточка и ястреб»,

«Пришла весна»,

«Как бабочка летала».

Приобретая навыки речевого высказывания дети составляют развернутый рассказ с опорой на модели, состоящие из 8-10 наглядных опор, самостоятельно осуществляют выбор моделей или необходимых для рассказывания наглядных опор.

«Составим рассказ по опорным картинкам»

Цель: формирование связного речевого высказывания по опорным картинкам.

Материал: опорные картинки (мальчик, окно, дуб, осенью, зимой, весной и летом, птица, кормушка, скворечник, птенцы в гнезде).

Инструкция: Послушайте мой рассказ (опорные картинки). Почему птицы не прилетали на этот дуб? Как вы думаете? (Они не прилетали потому что мальчик никогда зимой не вешал кормушку, а весной не делал скворечник). Потом он исправил свою ошибку. Теперь на дубе всегда были птицы, зимой они прилетали к кормушке. А весной вили гнезда и выводили птенцов. Дуб ожил, на нем весело пели птицы.

Ход выполнения задания

Педагог составляет рассказ, используя опорные картинки и стимулируя детей к высказываниям в контексте общего повествования (описание дуба в разные времена года). После рассказа логопед задает вопросы детям и, помогает им ответить с использованием других опорных картинок.

После этого можно предложить некоторым детям повторить весь рассказ.

Просмотров работы: 262