Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования игровых кубиков - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования игровых кубиков

Спиридонова Т.В. 1
1Северо-Восточный федеральный университет им.М.К Аммосова Педагогический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Психологическая природа связной речи, проблемы ее становления и развития раскрываются в многочисленных психологических исследованиях (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.М. Леушина, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Рузская, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин и др.). Они отмечали, что именно в старшем дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются важнейшие психические процессы ребенка, среди которых познавательные процессы занимают основное место [2].

Интеллектуальное формирование ребенка в детском саду – значительная часть его общего психического развития для подготовленности его к школе и дальнейшего существования, это развитие познавательных интересов, увеличение различных знаний и умений, освоение речи [3].

При анализе свойств познавательного развития, т.е. особенностей развития и формирования познавательных действий, следует не забывать о близкой связи, взаимообусловленности мышления и речи. В соответствии с теорией Л.С. Выготского, присутствует взаимосвязь между мышлением и речью. На основании психологической периодизации Л.С. Выготского, старший дошкольный возраст характеризуется конкретным речевым развитием. На данном возрастном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребёнка. Совершенствование связной речи невозможно без овладения грамматически правильной речью. На шестом году дошкольник овладевает грамматическим строем и использует его довольно легко [4].

Развитие связной речи детей осуществляется в процессе повседневной жизни, в режимных моментах, так же на занятиях, в игровой деятельности.

Следует позаботиться о мотивации речи детей, побуждающей их к речевой активности. Наличие мотивации речи означает, что у ребенка есть внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои мысли, и оно влияет на переход образцов в собственную активную речь ребенка. Это бывает в непринужденной, естественной обстановке общения. Таким образом, педагог должен позаботиться о том, чтобы приблизить характер общения с детьми на занятиях к естественным условиям [1].

Учитывая ключевые моменты выявления особенностей связной речи у ребенка дошкольного возраста, выделенные в ходе теоретического анализа психологической литературы, для проведения исследования были подобраны следующие методики, состоящая из серии заданий Ушаковой О.С, Струниной Е.М. и методика «Опиши картинку» Эльконина Д.Б.

Исследование было проведено на базе МБОУ Иситская СОШ - Детский сад “Рябинушка” Хангаласский улус, село Исит Республики Саха (Якутия). Для проведения исследования были взяты 6 детей старшего дошкольного возраста.

По методике Ушаковой О.С, Струниной Е.М. «Исследование связной речи детей дошкольного возраста» суммировались баллы по всем критериям. Для получения общей оценки за всю серию баллы за рассказ, пересказ и описание складывались и представлялись в процентном выражении.

По результатам первоначального исследования связной речи по данной методике только у 1 (16,5%) ребенка высокий показатель. По смысловой целостности - рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности, по лексико-грамматическому оформлению высказывания - рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств.

Средние показатели у 2 (33%) детей, по содержанию смысла допускают ошибки, отсутствуют связующие звенья по рассказам, по лексико-грамматическому оформлению наблюдаются стереотипность грамматического оформления.

Низкие показатели у 3 (49,5%), по смысловой целостности есть существенные искажения смысла рассказа, отсутствуют описание ситуации, дети составляют рассказ только с помощью взрослого.

По методике Эльконина Д.Б. «Исследование у детей старшего дошкольного возраста умения составлять связный рассказ через серию сюжетных картинок по методике «Опиши картинку» выявили следующие результаты: у 2 (33%) детей низкие показатели, в описании сюжетных картинок используют не более 3 фрагментов речи, дети не правильно употребляют грамматические формы; средние данные у 3 (49,5%) дошкольников, в описании есть некоторые затруднения, дети старались правильно употреблять грамматические формы, используют более 5-6 фрагментов речи; высокий результат показал 1 (16,5%) дошкольник, который правильно оформляет текст, использует в описании сюжетных картинок грамматические формы и различных частей речи.

Таким образом, по результатам исследований был разработан комплекс игр для развития связной у детей старшего дошкольного возраста посредством использования игровых кубиков.

В нашем исследовании помимо создания развивающей среды в ДОУ мы апробировали комплекс игр развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования игровых кубиков с применением игр на основе методики автора Зайцева Н.А.

В комплексе 1 предложены игры для детей с низким уровнем развития речи, способствующие активизации и обогащению словаря в основном именами существительными и глаголами, каждое новое слово должно быть понятно ребёнку, нести в себе определённое значение и опираться на конкретную ситуацию. Игры состояли для более легкого запоминания детьми слов, что способствовало развитию интереса к этим игровым упражнениям.

Комплекс 2 направлен на развитие речи детей со средним уровнем развития речи. Целью большинства упражнений данного комплекса было обогащение и активизация словаря, обучение умению согласовывать имена существительные и прилагательные. Упражнения направлены на совершенствование так называемой пассивной речи, понимания речи взрослого.

На развитие связной речи у детей с более высоким уровнем направлен комплекс 3. Задания направлены на преодоление ситуационной связанности и становление грамматической структуры связной речи, на обучение построению фразовой речи. Обучение упражнениям осуществлялось в процессе совместной деятельности с взрослыми, что также способствовало развитию воображения. Выразительное чтение, сопровождалось жестами, яркими интонациями, что вызывало эмоциональный интерес детей.

Проведенное исследование показало, что уровни развития у детей связной речи в основном средние. Словарь большинства детей беден, типичные особенности речи - частая замена существительного местоимением, неточное обозначение некоторых предметов и действий, смешение близких по смыслу понятий. Предложения в основном простые, неполные.

Помимо работы с детьми была проведена консультативная работа с родителями путем домашних заданий, с повторениями разученных в группе игр, путем совместных занятий.

Таким образом, использование эффективных методов, приёмов, средств, которые могут способствовать возникновению мотивации для развития связной речи ребенка является очень важным аспектом в работе, как дошкольного общеобразовательного учреждения, так и в воспитании ребенка вне его. Итак, игровые кубики обладают комплексным воспитательным и развивающим воздействием, что приносит эмоциональное удовлетворение, способствуют развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Список использованной литературы:

Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации/ Москва: изд-во Мозаика - Синтез, 2011. – 201 с.

Карпова, С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. 6-7 лет. 33 лексические темы. - СПб.: Речь, 2012. – 144c.

Коноваленко, С.В. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного / С.В. Коноваленко. - СПб.: Детство Пресс, 2012. – 112 c.

Рудик, О.С. Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2010. – 176c

Просмотров работы: 14